Понедельник, ноября 19, 2018

Преемственность ФГОС в урочной и внеурочной деятельности в учреждении дополнительного образования

 Авторы:  Кузнецова Г.И., педагог ДО высшей категории, Почётный работник общего образования МАО УДОД «Детский морской центр «Нептун» г.Березники 

 

 

           Российская система образования находится на новом этапе своего развития. Это обусловлено происходящими в нашей стране социально-экономическими изменениями, которые в свою очередь, определяют основные направления государственной образовательной политики.

Изменение социального и государственного заказа к системе образования нашло свое отражение в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) нового поколения, которые предполагают значительную самостоятельность образовательного учреждения в организации образовательного процесса, осознание и признание безусловной ценности становящейся личности ученика, ценностей универсального образования, приоритет смысловой образовательной парадигмы, реализацию творческого, исследовательского компонента деятельности учителей и администрации.

Стандарт включает в себя требования к результатам освоения основной образовательной программы учреждения и направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся;  преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального, общего среднего образования. Успешная реализация основной образовательной программы учреждения также невозможна без интеграции, взаимодополнения  урочной и внеурочной деятельности обучающихся.

Конечно, внеурочная деятельность может быть организована и в стенах общеобразовательного учреждения в виде факультативов, школьных научных обществ, объединений предпрофессиональной направленности, учебных курсов по выбору, общественно-полезных практик и т.д. Однако, сложно в одном учреждении создать полноценные условия (кадровые, материально-технические, информационные) для занятий учащихся в объединениях спортивной, технической, эколого-биологической, художественно-эстетической, военно-патриотической, культурологической и т.п. направленности. Решение проблемы видится во взаимодействии, интеграции ресурсов ОУ и УДО.

В качестве содержательных механизмов такой интеграции является реализация Программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся и Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни как составных частей основной образовательной программы.

 В качестве организационных механизмов такой интеграции могут быть:

·        разработка и реализация программ дополнительного образования, организация занятости детей в объединениях дополнительного образования (кружках, секциях, клубах, студиях и т.д.)

·        разработка и осуществление совместных программ внеурочной деятельности в таких формах как социальное  проектирование, коллективные творческие дела, акции и др., направленных на решение воспитательных задач;

·        работа с одаренными детьми (выявление, развитие, поддержка);

·        работа с детьми с особыми образовательными потребностями;

·        развитие системы предпрофильной подготовки и профильного обучения;

·        кооперация ресурсов и обмен ресурсами учреждений общего и дополнительного образования детей (интеллектуальными, кадровыми, информационными,  финансовыми, материально-техническими и др.);

·        предоставление услуг (консультативных, информационных, методических, материально-технических и др.);

·        взаимообучение специалистов, обмен опытом;

·        совместная экспертиза качества внеурочной деятельности.

 В качестве финансовых механизмов интеграции между учреждениями общего и дополнительного образования детей может быть организация взаимодействия:

·        на договорной основе по проведению занятий в рамках кружков, секций, клубов и др. по различным направлениям внеурочной деятельности на базе школы  или учреждения дополнительного образования;

·        за счет выделения ставок педагогам дополнительного образования, которые обеспечивают реализацию общеобразовательными учреждениями широкого спектра программ внеурочной деятельности.

При переходе на федеральные государственные образовательные стандарты важно ответить на следующие вопросы:

• В чем состоит замысел внеурочной деятельности?

• Каковы ее цели, кто их ставит и реализует?

• Какое подбирается содержание, как оно структурируется?

• Какие средства выбираем?

• На какие результаты ориентируемся?

• Какой ценой они будут достигаться?

Через ответы на эти вопросы проявляется позиция школы по отношению к дополнительному образованию детей и его программам. Она может быть как потребительской, формальной, инертной, так  и деловой,  тонизирующей партнерские отношения во всех начинаниях. Хочется, конечно, чтобы последнее было самым актуальным, ведь образовательные программы учреждений дополнительного образования, а также учреждений культуры и спорта являются одной из базовых моделей организации внеурочной деятельности.

 Данная модель предполагает создание общего программно-методического пространства внеурочной деятельности и дополнительного образования детей.  Преимущества модели заключаются в  следующем:

·        предоставление широкого выбора для ребенка на основе спектра направлений детских объединений по интересам;

·        возможность свободного самоопределения и самореализации детей;

·        привлечение к осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных специалистов;

·        использование специализированной (узкопредметной) материально-технической базы учреждений дополнительного образования;

·        практико-ориентированная и деятельностная основа образовательного процесса, присущая дополнительному образованию детей.

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться самостоятельно действовать, чувствовать, принимать осознанные решения и др.

Важно иметь в виду, что внеурочная деятельность — это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми.

  Главное при этом — осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.

  Внеурочная деятельность согласно ФГОС выстраивается на основе программы. В сети Интернет, в литературе в последнее время всё больше появляются примерные и авторские программы внеурочной деятельности, ориентированные на её реализацию как в стенах ОУ, так и на базе учреждения дополнительного образования. Представленные программы (начальное и основное общее образование) структурированы в соответствии с направлениями внеурочной деятельности.

В г.Березники работа по преемственности и интеграции основного и дополнительного образования ведётся давно. Учреждениями накоплен опыт сетевого взаимодействия ОУ и УДО по организации и внеурочной деятельности. В рамках этой модели действуют программы разной направленности (технического, художественного, прикладного, музыкального творчества, а также программы культурологической, военно-патриотической, спортивной, туристической, эколого-биологической, социально-педагогической направленности), разных видов по срокам реализации (краткосрочные (от 10 уч.ч.), среднесрочные (до 2 лет), долгосрочные (срок реализации 3 и более лет)); по возрасту обучающихся (от 6 до 18 лет + программы для молодёжи 16-25 лет); по типу (авторские, авторизованные, модифицированные, экспериментальные, адаптированные, типовые), по уровню усвоения (базовый, углубленный, профессионально-ориентированный), в том числе программы для групповой и индивидуальной работы для детей с особыми потребностями (с одарёнными детьми, с детьми с ограниченными возможностями, программы с коррекционной направленностью).

В основу данных программ внеурочной деятельности положены следующие принципы:

• непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;

• развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

• единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов дополнительного образования;

• системная организация управления учебно-воспитательным процессом.

Мониторинг образовательного процесса осуществляется на основе требований к образовательным результатам ФГОС выпускников основной школы по следующим направлениям:

предметные результаты, включающие освоенные обучающимися в ходе изучения программы  умения, специфические для данной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках данной программы, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного (критического, системного, прогностического, проектного) типа мышления, владение специальной  терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами, творческие (предметные) достижения обучающегося, в том числе результаты предпрофессиональных проб;

метапредметные результаты, включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками, ИКТ-компетентность, построение индивидуальной образовательной траектории;

личностное развитие обучающегося (готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме).

Несомненно, как и во всяком начинании, выявляются проблемы. Условно разделим их на блоки:

·        организационные (отсутствие понимания у некоторых руководителей обоюдной выгоды модели сетевого взаимодействия, желание «оставить» финансирование внеурочной деятельности в ОУ; территориальная удаленность, разобщенность ОУ и УДО,  неравномерность рассредоточения ОУ и УДО в городе и, даже при их наличии в непосредственной близости – монопрофильность УДО, отсутствие выбора у ребенка);

·        кадровые и методические (недостаточный уровень владения инновационными технологиями, низкая информированность, слабый уровень подготовленности (в т.ч психологической) педагогов УДО к работе в соответствии с ФГОС (системно-деятельностный, компетентностный подход), не отработана система сопровождения педагогов, работающих по ФГОС; отсутствует практика стимулирования; велики риски имитации деятельности; отсутствует общая для ОУ и УДО система оценки качества, экспертиза внеурочной деятельности);

·        проблемы обеспечения программами нового поколения, учебно-методическими комплексами (не комплектами!)[1], информационными ресурсами (в т.ч. доступ в Интернет);

·        проблемы образовательного неравенства (значительное отставание наименее успешных учащихся от наиболее успешных; аналогично – классов, учреждений).

Древние говорили: «Дорогу осилит идущий». Введение стандарта второго поколения во многом изменит школьную жизнь ребёнка. Речь идёт о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой открытой информационно-образовательной среде, далеко выходящей за границы школы. Конечно, это очень серьёзная и ответственная работа. Но её конечный результат, я уверена, принесёт радость и удовлетворение всем участникам образовательного процесса. А главное, объединяя усилия ОУ, УДО и социума – мы вырастим образованного и достойного человека.

[1] Вопрос не просто терминологический, а содержательный. Привычнее и понятнее «комплект» в т.ч. для торговых организаций. В чем отличие «комплекса» и «комплекта» - 1. избыточное количество ресурсов, без этого невозможно строить индивидуальные траектории обучения; 2. функциональное разнообразие составляющих, без этого невозможно организовать процесс освоения учащимися различных видов деятельности; 3. системность всех составляющих, единство методологии, методики, структуры, подходов и т.п.