Воскресенье, мая 20, 2018

«Применение системно-деятельностного подхода на уроках физики»

Автор: М.Н.Погосян, преподаватель физики ГБПОУ Колледж сферы услуг №3, г. Москва.

 

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать формированию навыков саморазвития и самообразования. Педагогический труд изначально носит творческий исследовательский характер. В классе к учителю обращены тридцать пар глаз, принадлежащих тридцати неповторимым личностям, имеющим свой уникальный неповторимый личный опыт. Как каждого из них не только научить тому, что требуют базисный план, образовательные стандарты, учебные программы, но и развить их способности, сформировать нравственные позиции, привить нормы и ценности гуманизма.

Сегодня самые популярные и обсуждаемые темы:

- Федеральные государственные стандарты 2 поколения;

- Инициатива Президента РФ «Наша новая школа».

В Концепции ФГОС-2 говорится, что основным способом организации учебной деятельности является организация на основе системно-деятельностного подхода через создание учебных ситуаций. Создание учебной ситуации на уроке — это отражение новых идей и новых способов их реализации в практике педагога.

В Национальном проекте «Образование» определены цели и задачи современного российского образования:

- достичь современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям;

- обеспечить конкурентно способность отечественного образования;

- создать условия формирования конкурентно способной личности.

Уверена, что лишь использование инновационных технологий обучения наряду с традиционными, позволит нам решить данные задачи и достичь поставленных целей. 

Возбуждение интереса к изучаемому предмету – практически единственное действие мотивации школьников. Общей закономерностью человеческой психики является непроизвольное внимание ко всему новому, ранее неизведанному, неизвестному, яркому, эффектному. Физика как учебный предмет обладает возможностью привлечения внимания обучающихся почти на каждом уроке демонстрацией нового, неизвестного им природного явления, физического эффекта. Таким образом,  возникает проблемная ситуация. Непроизвольное внимание, возбужденное эффектным опытом, затухает через 5-10 минут. Главным ключом к решению проблем обучения может послужить осуществление деятельностного подхода к процессу обучения.

Деятельностный подход при изучении физики ориентирует обучающихся не только на усвоение отдельных понятий, положений и законов физики,  но и на способы этого усвоения, на развитие творческого потенциала ученика. Такой подход противостоит методам и формам передачи готовой информации, пассивности учения. Деятельность рассматривается как процесс развития личности через ряд последовательных самостоятельных действий обучаемого. В отличие от ранее господствующей методики обучения, при которой главной целью обучения являлось приобретение некой системы знаний, центральным принципом современного образования является моделирование в процессе обучения будущей профессиональной деятельности.

При реализации деятельности обучающихся на уроке наиболее важны теоретические положения теории учебной деятельности, разработанные Д.Б. Элькониным,  В.В. Давыдовым:  

1. Деятельность имеет следующие структурные элементы:

1)   объект или предмет деятельности, на которые направлена активность субъекта деятельности;

2)  орудия деятельности – те материальные предметы, которыми пользуется субъект;

3)  материальные условия, в которых деятельность совершается;

4)   результат деятельности.

2. В деятельности выделяют 4 этапа:

1)    ориентировочный;

2)    составление программы деятельности;

3)    исполнительный;

4)    контрольно – коррекционный.

3. Структура деятельности (по А.Н.Леонтьеву)

Потребности > мотив > цель и задача > действие >операции > результат > рефлексия

В основе организации деятельностного обучения лежит принцип поисковой учебно-познавательной деятельности обучающихся, т.е. принцип «открытия» ими научных фактов, явлений, законов, методов исследования и способов приложения знаний на практике. Вместе с тем деятельностное обучение предполагает оптимальное сочетание репродуктивной и творческой деятельности обучающихся по усвоению системы научных понятий и методов исследования, способов логического мышления, при этом не исключается объяснение преподавателя и решение обучающимися тренировочных задач и упражнений для выработки необходимых умений и навыков.

Но, к сожалению, попытки применения на практике принципов системно-деятельностного подхода, проблемного обучения, принципов развивающего обучения встречаются с серьезными трудностями. Среди этих трудностей первым можно назвать значительное несоответствие между объемом обязательного учебного материала и времени, отводимом на его изучение. Традиционная методика по схеме «прослушай – прочитай – воспроизведи» требует как минимум в 3 – 4 раза меньших затрат времени, чем методика изучения того же материала на основе принципа проблемного обучения и деятельностного подхода.

 Реализация на урокахтехнологий деятельностного подхода может быть осуществлена путем применения следующих технологий:

- «создания» обучающимися нового знания на уроке;

- обучения применению отдельных элементов знания;

- систематизации знаний в процессе решения физических задач;

- организация внеурочной деятельности школьников через проектно-исследовательскую  деятельность.

Собственный опыт преподавания физики дает основание считать, что одной из наиболее эффективных образовательных технологий является метод проектов - исследовательский способ достижения поставленной задачи. Преимущество данного метода в том, что ученик вовлечен в активный творческий процесс получения новых знаний: самостоятельно выбирает тему проектной работы, участвует в совместном труде в процессе общения, тем самым повышая мотивацию к изучению физики. В процессе работы над проектом у обучающихся формируются исследовательские навыки и навыки работы с информацией. В моей практической деятельности этот метод часто используется: при выступлениях учащимися на научно-практических конференциях, при подготовке докладов, а затем выступлениях на уроках, самостоятельных индивидуальных и групповых работах учащихся на уроках и во внеурочное время.

Другой образовательной технологией, играющей важную роль в системно-деятельностном подходе при изучении физики, является технология интегрированного обучения. Она особенно важна в виду того, что современному человеку необходим синтез знаний математики, биологии, экологии и т. д.

В отличие от традиционного  обучения компетентностно-деятельностное обучение предполагает совершенно иной характер оценки учебной деятельности. Качество и объем выполненной учеником работы оценивается не с точки зрения ее соответствия субъективному опыту учителя о посильности, доступности знания ученику, а с точки зрения субъективных возможностей ученика. Поэтому, если ученик работает на пределе своих  возможностей, он непременно заслуживает высшей оценки, даже если с точки зрения возможностей другого ученика это весьма посредственный результат.

Одним из главных мотивов к продолжению любой деятельности для человека является успешность  этой деятельности. Нет успехов – нет желания к продолжению деятельности, а может лишь быть ее имитация. Успех на каждом уроке является стимулом к дальнейшему обучению. Обучение должно быть трудным, но обязательно победным для всех учеников.

 

Литература:

1.Боровских А.В., Розов Н.Х. Деятельностные принципы в педагогике и педагогическая логика: Пособие для системы профессионального педагогического образования, переподготовки и  повышения квалификации научно-педагогических кадров. - М.: МАКС Пресс, 2010.

2.Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. - М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.

3.Нугаева Н.П. Деятельностный подход как основа развивающего обучения (на примере урока физики в 10 классе).  - Фестиваль открытых педагогических идей « Открытый урок», 2005-2006 учебный год.

4.Погосян М.Н. Проектная деятельность по физике как средство построения индивидуальной образовательной траектории обучающихся колледжей. - Журнал «Преемственность в образовании», Выпуск №2 (11)2012.