Воскресенье, августа 19, 2018

"Падение мотивации к чтению в условиях инновационного, ускоренного развития современного общества"

Автор: Терентьев Сергей Александрович, преподаватель истории и обществознания ГБПОУ СПО «Московский автомобильно-дорожный колледж им. А.А.Николаева», г. Москва. E-mail: t.serega@rambler.ru.

 

Когда люди перестают читать, они перестают мыслить.

(Дидро Д.)

 

В условиях современного информационного общества, стремительного научно-технического прогресса российское общество сталкивается с противоречиями, от решения которых будет зависеть будущее страны. С одной стороны, увеличение темпа жизни, рост объема информации, виртуализация коммуникационных взаимодействий, всеобщая компьютеризация ведут к научно-техническому прогрессу и это само по себе нельзя назвать вредным для общества. Но, с другой стороны, перечисленные факторы приводят к изменениям в жизни людей, которые могут отрицательно повлиять на эффективность развития общества. Особенно это касается молодого поколения, так как именно подрастающее поколение в большей степени подвержено влиянию современных технологических новшеств.

 Учащиеся образовательных учреждений под влиянием всеобщей компьютеризации, когда практически у каждого есть компьютеры, планшеты, смартфоны приобретают качества, которые во многом будут вредить как их личностной социализации, так и развитию общества в целом. Автор данной статьи, работая преподавателем гуманитарных дисциплин в среднем профессиональном образовательном учреждении, каждый день сталкивается с трудностями, которые, во многом, являются следствиями перечисленных ранее факторов. Одной из важнейших проблем является уменьшение количества студентов, читающих книги.  Мы не будем приводить данные статистики об уменьшении количества читающих в нашей стране. Это известный уже факт. Хочется поделиться собственным опытом. В частности, появляется все больше студентов, которые с большим трудом могут сформулировать свою мысль самостоятельно, что мешает их учебной деятельности, а также делают менее эффективными их коммуникационные, а в последствии профессиональные способности. Одна из причин этого явления, конечно же отсутствие привычки к чтению, не говоря уже о любви к чтению.

В 2014 году с целью развития у студентов навыков научно-исследовательской деятельности было проведено исследование, посвященное изучению жизненных ценностей и досуговых предпочтений студентов нашего колледжа. По результатам исследования мы можем сказать, что «общение» с компьютером – практически самый распространённый досуг среди современной молодёжи. На диаграмме (рисунок 1) видно, что большинство студентов (и девушек и юношей) больше всего предпочитают именно этот род занятий в свободное время.

рис компьютер студ

При этом чтение занимает в досуговых предпочтениях далеко не ведущие позиции (рисунок 2).

рис книги студ

Отвечая на вопрос «Читаете ли вы книги? Как часто?» и «Если не читаете, то почему?» типичными ответами являются:

- «Не читал уже давно, года 1,5, просто мне наверно это не интересно»;

- «Не читаю, к сожалению, и стыжусь этого. Но на данный момент нет ни времени, ни желания»;

- «Нет, не особо люблю это дело. Да и время на это совсем не остается».

Можно выделить такие основные причины падения привычки и навыка к чтению:

- темп жизни современного общества оставляет мало времени для чтения;

- интересы молодого поколения переключаются на более легкие и простые для восприятия досуговые предпочтения («общение» с компьютерами, смартфонами). Стоит отметить, что эта проблема пока еще не в полном объеме понимается в нашем обществе. В странах, где смартфоны получили уже очень большое распространение, возник такой термин как «цифровое слабоумие». Термин «digital dementia» «пришел из Южной Кореи, раньше всех ставшей на путь оцифровывания страны. Сегодня 83,8% жителей Южной Кореи имеют доступ в Интернет, у 73% корейцев есть смартфон (в США у 56,4%, в России у 36,2%)» [1]. Специалисты стали отмечать, что «все больше подростков, представителей цифрового поколения, страдают потерей памяти, расстройством внимания, когнитивными нарушениями, подавленностью и депрессией, низким уровнем самоконтроля».  

 Опрос студентов нашего колледжа показал, что они в целом понимают роль чтения в развитии человека. Студенты выделяют такие аспекты как развитие памяти и мышления, грамотности и словарного запаса, воспитание характера и духовно-нравственных ценностей человека. Но понимание важности чтения не влияет на их мотивацию к чтению.

При этом, когда ребят спрашиваешь о механизме развития мышления, мозга с помощью чтения, сталкиваешься с его непониманием. Редко кто из учащихся, студентов может отметить, что, например, в отличие от телевидения, чтение «не дает нам установок безусловного восприятия увиденных картинок, а помогает задействовать наш собственный мозг в целом спектре когнитивных функций» [2]. То есть, при чтении нужно включать воображение, представление, додумывание, чтение «между строк» и т.д.

В этих условиях нужно в процессе учебной деятельности учитывать перечисленные проблемы и подстраивать свою педагогическую деятельность под современные реалии. Нужно мотивировать учащихся школ, студентов колледжей к чтению. На собственном опыте можем утверждать, что это приносит позитивные плоды. В частности, необходимо организовывать «кружки любителей чтения», которые функционировали бы на постоянной основе. На учебных занятиях, буквально на каждом уроке (лекции) нужно находить возможность привлекать к чтению. Это и пример хорошей книги на данную тему, это и определенные задания к самостоятельной работе: например, на занятии по дисциплине «Основы философии» на тему «Смысл жизни» можно дать задание прочитать повесть Л.Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича» и ответить на определенные вопросы. Другой пример: задание – написать стихотворение в стиле хокку при изучении темы «Философия Даосизма». Это задание заставляет студентов, во-первых, узнать, что такое «хокку» и как такие стихи пишутся, во-вторых, заставляет ребят мыслить, в-третьих, мотивирует на дальнейшее знакомство с данным жанром поэзии.

Необходимо понимать, что мы сами (старшее поколение) ставим молодое поколение в условия, когда чтение перестает быть популярным досугом. Кто как не старшее поколение создавало этот современный, компьютеризированный мир. Нужно собственным примером привлекать студентов к чтению. Настойчиво объяснять, приводя примеры из практической учебной деятельности, о важности чтения в развитии личности. Например, во время занятия, при неудачном ответе на тот или иной вопрос, можно показать, что именно отсутствие навыка чтения не позволило выполнить задание правильно.

Учащиеся школ, студенты колледжей должны понимать, что если мы хотим развивать, тренировать свой мозг и максимально пользоваться его возможностями, то нужно обязательно хоть немного читать каждый день. От качества и частоты чтения зависит развитие наших творческих возможностей, профессиональных компетентностей и в конце концов – чего мы добьемся в жизни и какую пользу сможем принести обществу.

 

Список литературы:

1. Стрельникова Л. Цифровое слабоумие/Научно-популярный журнал «Химия и жизнь»//http://www.hij.ru/read/issues/2014/december/5210/

2. Чтение книг и продолжительности жизни. Какая связь ?// http://sokrovennik.ru/chtenie-knig-prodlevaet-zhizn