Среда, декабря 12, 2018

"Профессиональное становление начинающего учителя"

Автор: Струлёва Юлия Николаевна, студентка 1 курса педагогического факультета  Московского государственного гуманитарного университета им. М.А.Шолохова, г.Москва. Е-mail: struleva2015@yandex.ru

 

Как начинающий  учитель,  я  обратила  внимание  еще  во  время  прохождения  практики  на  то,  что  существует  тенденция  в  наших  школах  любыми  способами «открещиваться»  от  молодых  (начинающих)  учителей.  Как-то  неохотно  принимают  в  коллектив  школы,  как  на  практику,  так  и  на  работу.  Причем,  эта  «неохотность»  наблюдается,    как  со  стороны  коллег,  так  и  со  стороны  родителей.  Очевидно,  это  связано  с  тем,  что  у  начинающего  учителя  еще  нет  того  опыта,  который  бы  располагал  к  доверию.  Но,  к  счастью,  мне  довелось  услышать  слова  благодарности  в  мой  адрес  одного  опытного  педагога,  присутствовавшего  на  моем  уроке  во  время  прохождения  практики,  который  сказал,  что  почерпнул  для  себя  много  нового  и  интересного  по  методике  ведения  урока  из  того,  что  ему  еще  не  было  знакомо.  Такие  слова,  конечно,  приятны  любому  учителю,  тем  более  начинающему.  Поэтому  тема  профессионального  становления  начинающего  учителя  тронула  меня  до  глубины  души,  и  мне  захотелось  о  ней  немного  подискутировать. 

Я  считаю,  что  выбранная  мной  тема достаточно  актуальна  и  ее  надо  освещать  в  связи  с   тем,  что  тенденция  к  совершенствованию  в  системе  образования  предполагает  не  только  поддержание  традиционных  управленческих  способов  и  методов  работы  с  персоналом,  но  и  внедрение  новых  для  системы  образования  форм  комплектования  и  управления  педагогической  командой.

Основными  направлениями  в  работе  с  персоналом  традиционно  являются:  отбор,  адаптация,  оценка  качества  работы,  повышение  квалификации.  Новое  время  влечет  за  собой  и  новый  подход  к  кадровой  политике  на  всех  этапах  работы  с  персоналом.

Условия  введения  нового  Федерального  государственного  стандарта  образования  как  крупной  системной  инновации  требуют:

-  от  педагогов – быстрой  и  массовой  смены  профессионального  мировоззрения,  смены  профессиональной  позиции,  технологического  перевооружения,  перестройки  содержания  образования  и  способов  его  интерпретации,  овладения  навыками  проектирования  образовательного  процесса;

-  от  руководителей – способности  к  гибкой  и  мобильно  меняющейся  организации  целостного  образовательного  процесса,  повышения  ответственности  за  условия  и  качество  реализации  образовательных  программ;  выстраивания  договорных  отношений  с  родителями  и  социальными  партнерами;

-  от   методической  службы – организации  эффективного  методического  сопровождения,  ориентированного  на обеспечение  готовности  педагогических  работников  к  введению  и  реализации  ФГОС  НОО.

Требуется  сформировать  у  педагогов  новое  «сознание»,  то  есть  согласно  изменившимся  внешним  требованиям  к  педагогу,  должны  измениться  и  его  внутренние  требования  к  себе,  в  том  числе  как  к  профессионалу.  Предметная  компетентность  требует  от  учителя  умения  адаптировать  научные  знания,  последние  научные  разработки  с  целью  повышения  интереса  учащихся,  умения  управлять  индивидуальным  маршрутом  ученика.

Одной  из  важнейших  задач  руководителей  образовательного  учреждения  в  сфере  управления  персоналом  становится  организация  процесса  профессионального  становления  начинающего  учителя.

К  категории  «начинающий  учитель»  будем  относить:  учителей – практикантов;  специалистов,  окончивших  педагогические  учреждения,  имеющих стаж  работы  от  0  до  5  лет;  специалистов,  окончивших  учреждения,  не  связанные  с  педагогикой,  имеющих  стаж  работы  от  0  до  5  лет.

Идеалом  учителя  ХХ1  века  является  учитель  инновационного  типа – учитель – исследователь.  Это - инициатор  педагогических  нововведений,  способный  выполнять  функции  первопроходца  новых  принципов,  способов  обучения  и  воспитания,  соединять  алгоритмическую  деятельность  с  творческим  поиском,  учитывать  особенности  разных  классов  в  условиях  дифференцированного  обучения,  сравнивать  эффективность  различных  методов,  приемов  и  средств  обучения  при  решении  одних  и  тех  же  дидактических  задач,  оценивать  психологическую  направленность  и  уровни  воздействия  тех  или  иных  приемов  на  психические  процессы  учащихся;  ежедневно  разрешать  десятки  проблемных  педагогических  ситуаций;  проводить  исследования  в  рамках  различных  концепций,  сопоставляя  противоположные  точки  зрения.

Анализ  психолого-педагогической,  методической  литературы  позволяют  сформулировать  вывод  о  том,  что  в  процессе  профессионального  становления  на  этапе  профессиональной  подготовки  учителя  в  настоящее  время  возникает  ряд  проблем:  углубляются  противоречия  между  требованиями,  предъявляемыми  к  личности  и  деятельности  учителя  в  условиях  модернизации  образования  и  фактическим  уровнем  педагогической  готовности  выпускников  педагогических  заведений  к  выполнению  функций  учителя  в  различных  типах  и  видах  образовательных  учреждений;  необходимостью  подготовки  учителя-исследователя,  способного  решать  многочисленные  педагогические  задачи  повышения  качества  учебно-воспитательного  процесса  и  неготовностью  системы   непрерывного  педагогического  образования  обеспечить  подготовку  такого  учителя;  необходимостью   создания  системы  непрерывного  педагогического  образования  в  педагогической  подготовке  учителя-исследователя  и  нарушением  важнейших  принципов  ее  развития:  непрерывности  и  преемственности  между   довузовским,  вузовским  и  послевузовским  этапами;  связи  теории  с  практикой,  интеграции  психолого-педагогических  и  методических  предметных  знаний;  требованиями,  предъявляемыми  к  личности  будущих  учителей  и  недостаточным  уровнем  профессиональной  направленности  абитуриентов  к  обучению  в  педагогическом  вузе.

Большая  часть  рабочего  времени  начинающего  учителя  сопряжена  с  преодолением  трудностей  межличностной  коммуникации,  вербального  и  невербального  общения  со  всеми  субъектами  взаимодействия:  учащимися,  коллегами,  родителями;  поэтому  существует  проблема  развития  коммуникативной  компетентности  начинающего  учителя.

Приток  в  образовательные  учреждения  специалистов  непедагогической  профессии  также  создает  ряд  проблем.  Согласно  данным  социологических  и  педагогических  исследований  существуют  недостатки  в  педагогической  квалификации  группы  начинающих  преподавателей,  которые  составляют  30-40%  от  всех  педагогических  кадров.  К  этой  группе  ученые  относят  не  только  педагогов  в  возрасте  до  30  лет,  но  и  преподавателей  старшего  возраста,  пришедших  на  педагогическую  работу  в  образовательные  учреждения  из  иных  сфер.  Они  не  имеют  соответствующей  психолого-педагогической  подготовки,  что  влияет  на  их  профессиональное  становление,  на  педагогическую  деятельность. 

Обостряют  данную  проблему  существующие  на  сегодняшний  день  квоты  на  курсы  переподготовки  и  повышения  квалификации  педагога  на  бюджетной  основе,  рост  количества  центров  переподготовки  и  повышения  квалификации  на коммерческой  основе  (стоимость  2/3 зарплаты  педагога),  что  не  позволяет  руководителям  ОУ  своевременно  организовать  профессиональную  переподготовку  кадров  в  области  педагогики  и  психологии.

В  качестве  ресурсного  обеспечения  профессионального  становления  начинающего  учителя  выступает  наставничество.  Но  в  большинстве  случаев  наставничество  во  многих  образовательных  учреждениях  проходит  формально,  отсутствует  системный  подход  в  организации  процесса,  нет  системы  подбора,  мотивации,  обучения  наставников,  система  контроля  результатов и  эффективности  наставничества.  Это  обусловлено  недостатком  научных  знаний,  методов,  технологий  и  опыта  руководителей  ОУ  в  области  современного  управления  персоналом.

Таким  образом,  можно выделить  ряд  проблем, касающихся  профессионального  становления  начинающего  учителя:

- профессиональная  подготовка  учителя  инновационного  типа – учителя-исследователя;

- развитие  профессионально-коммуникативных  компетенций  начинающего  учителя;

- профессиональной  переподготовкой  начинающих  учителей,  не  имеющих  педагогического  образования;

- развитие  системного  подхода  к  процессу  наставничества.

Решать  проблемы  профессионального  становления  начинающего  учителя  необходимо  в  условиях  социального  запроса  сотрудничества  и  преемственности  «школа – вуз – школа».

 

Список  литературы:

1.Гегель. Энциклопедия  философских  наук. Научная  логика.-  М.: 1974.- 574с.

2.Зеер Э.Ф.  Психология  профессионального  развития. - М.:  Академия, 2006.- 240с.

3.Как  сделать  профессию  учителя  профессией  будущего.  Уроки  со  всего  мира//  Аналитический  доклад  международного  саммита,  посвященного  профессии  учителя.-  Спб.: Отдел  оперативной  полиграфии  НИУ  ВШЭ,  2011.-  144с.

4.Левитан К.М.  Личность  педагога: становление  и  развитие.  Саратов:  Издательство  университета, 1991.- 168с.

5.Моисеенко Е.  Кадровая  политика  школы. URL: http: // osvita.ua/ school/ manage/.

6.Поташкин М.М.  Управление  профессиональным  ростом  учителей  в  современной  школе: метод.пособие.- М.: Центр  педагогического  образования, 2009. - 448с.