Воскресенье, февраля 18, 2018

"Сохранение эмоционально-волевой сферы у детей с ранним детским аутизмом средствами сенсорного воспитания"

Авторы: Балаева Катерина Ивановна, воспитатель дошкольного отделения; Ханнанова Юлия Габитовна, воспитатель дошкольного отделения МС(К)ОУ для обучающихся,воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная)общеобразовательная школа – интернат VIII вида Копейского городского округа Челябинской области. kopmskou.8v@mail.ru.

 

Эмоции сопровождают человека всю жизнь, с самого рождения. Но совершенно ясно, что нельзя совершать поступки исключительно под влиянием эмоций. Человек должен сознательно ими управлять. Поэтому кроме эмоций у него должна быть ещё и воля. Вместе они составляют эмоционально-волевую сферу.

Эмоционально-волевая сфера личности включает в себя человеческие эмоции, чувства и волю. Она выражается как во внутренних переживаниях, так и в виде телесных проявлений, таких как изменение мимики, жестов, позы.

Развитие эмоционально-волевой сферы – процесс постепенный и начинать его необходимо с дошкольного возраста. Детей нужно научить выражать как позитивные, так и негативные эмоции приемлемыми способами. Формирование умения адекватно проявлять эмоции, коррекция недостатков эмоционального развития в настоящее время рассматриваются в качестве одних из наиболее важных, приоритетных задач воспитания.

В настоящее время всё чаще встречаются дети с нарушением развития в эмоционально-волевой сфере. Они представляют собой полиморфную группу, характеризующуюся различными клиническими симптомами и психолого-педагогическими особенностями. Наиболее тяжёлые эмоциональные нарушения встречаются при синдроме раннего детского аутизма.

Ранний детский аутизм (РДА) – это нарушение психического развития, которое характеризуется нарушением контакта с окружающими, повышенной сенсорной и экспансивной чувствительностью, чаще эмоциональной холодностью. Все это приводит к нарушениям социального воздействия, уходу от окружающего мира, а так же стереотипиям, сферхценным интересам, фантазиям.

У детей данной категории ослаблена эмоциональная реакция на близких, вплоть до полного отсутствия внешнего реагирования, так называемая «аффективная блокада».

Все, это приводит к тому, что у детей имеющих расстройства аутистического спектра появляются большие трудности в формирования самых элементарных коммуникативных сигналов (улыбки, контакта глаз, эмоциональной синтонии). При этом у детей наблюдаются неадекватные, атавистические формы познания окружающего мира, такие, как облизывание, постукивании, обнюхивание предмета. Дети с РДА манипулируют с предметами хаотично, непорядочно, не учитывают свойства предметов, не переносят новые знания и опыт в новую ситуацию. Детей данной категории привлекают сенсорно воспринимаемые свойства предметов (звук, цвет, движение), манипуляция с ними имеет стереотипно повторяющийся характер. Дети схватывают попадающие им предметы, не пытаются изучить их путём ощупывания, разглядывания и т.п. действия, направленные на овладение специфическими общественно выработанными способами употребления предметов, их не привлекают. Вместе с тем, они обладают потенциальными способностями к накоплению сенсорного опыта.

Все это определяет основную направленность педагогической работы с детьми – эмоциональное наполнение жизни ребенка и оказание помощи в их регуляции средствами сенсорного воспитания.

В нашем дошкольном отделении для сохранения эмоционально-волевой сферы у детей с ранним детским аутизмом средствами сенсорного воспитания, организованна разнообразная практическая деятельность с опорой на охранённые органы чувств детей.

Цель сенсорной игры – это эмоциональное наполнение жизни ребенка, обеспечение эмоциональной релаксации, снятия эмоционального напряжения, развитие положительных эмоций при помощи различных игр и манипуляций.

Задачами коррекционно-развивающей работы по обогащению сенсорной сферы являются:

- развитие ощущений и восприятий на основе предметной деятельности;

- стимуляция сенсорных функций (зрительного, слухового восприятия);

- развитие предпосылок к интеллектуальной деятельности (внимания, памяти, воображения);

- воспитание уверенности в собственных силах и возможностях;

- снижение психического напряжения и агрессии.

Мы считаем, что главные условия успешного обогащения и расширения сенсорного опыта детей с РДА и сохранения у него положительно эмоционального фона это проявление педагогом к ребенку эмоционально-положительных чувств, адекватный и своевременный отклик на проявления у ребенка негативизма (плача, эмоции, негативных действий).

Целесообразность проведения с аутичным ребёнком таких игр основана на положении о том, что сенсорный компонент мира приобретает для такого ребёнка особую значимость. Поэтому проведение сенсорных игр является своеобразным «соблазнением» ребёнка, следовательно, они сохраняют и развивают его эмоциональный фон. Педагоги дошкольного отделения понимают важность данной работы и поэтому постоянно пополняют методическую копилку необходимыми пособиями, наглядным материалом, дидактическими играми и упражнениями, конспектами занятий.

Коррекцию сенсорного восприятия предмета, начинаем с доступного и приятного ребёнку предмета, для того, чтобы избежать ситуаций эмоционального дискомфорта. Педагоги используют различные сенсорные игры: со светом, звуком, цветом, формой, игры с песком, с водой, простые действия с яркими игрушками. Результатом такой кропотливой работы является сформированный зрительный и слуховой стереотип, который вызывает у ребенка эмоциональный отклик, сглаживает его навязчивое состояние.

Несомненно, успешному проведению игровых занятий способствует умелое педагогическое руководство. Для наших воспитанников эмоциональная организация игровых занятий – одно из важных условий. Педагог своим эмоциональным настроем вызывает у ребёнка положительное отношение к игровой ситуации. Доброжелательность педагога, благодаря которой появляется сотрудничество, обеспечивает желание ребёнка действовать вместе и добиваться положительных результатов. А это и есть сохранение эмоционально – волевой сферы у детей имеющих расстройства аутистического спектра. Сенсорная игра выступает, как возможность установления контакта с аутичным ребёнком.

При проведении сенсорных игр педагоги соблюдают следующие методические требования:

- занятия проводятся поэтапно, уделяя особое внимание интересам и пожелания ребёнка;

- каждое упражнение обыгрывается с учётом аффективных интересов ребёнка;

- обязательно чёткое планирование и постепенное формирование стереотипа занятий, соблюдение определённой последовательности занятий;

- игровые задания предполагают использование материала аффективно значимого для ребёнка (палочки, шарики, кубики, верёвочки и пр.).

Забота о психологической безопасности и эмоционально – волевой сфере дошкольников с ранним детским аутизмом оказывают содействие на их душевное, эмоциональное благополучие, формирование элементарных сенсорных представлений, развитие активности и любознательности, на снятие агрессии и мышечного напряжения.

Проводимые с детьми систематические занятия с применением сенсорных игр, учет педагогом эмоционального состояния дошкольников, адекватный и своевременный отклик на проявления у ребенка негативизма позволяют педагогам сохранить эмоционально-волевую сферу у детей с ранним детским аутизмом.

 

Список литературы:

1.Выготский Л.С. Проблемы эмоций. [Текст] / Выготский Л.С// Вопросы психологии,1958, №3.

2.Деревцова В.Т., Ростова Г. В., Шурупова М.В. Особенности коррекционной работы с дошкольниками, имеющими расстройства аутистического спектра [Текст] / Деревцова В.Т., Ростова Г. В., Шурупова М.В./ Материалы Всероссийской научно – практической конференции 12-14 марта - 2014 года. -  СПб., 2014

3.Кузнецова Л.В., Переслени Л.И., Солнцева Л.И. и др.; Под ред. Кузнецовой Л.В. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 480с.