Воскресенье, февраля 18, 2018

"Управленческо-педагогический и психологический консалтинг в системе образования"

Автор: Фролова Дарья Игоревна, магистрант МГГУ им. М.А. Шолохова педагог-психолог ГБОУ СОШ № 998, г. Москва. E-mail: darya-frolova.91@mail.ru

 

В условиях перехода к компетентному обществу наблюдается возрастание требований к учителю. Это является непростой задачей, ведь способность к организации, умение повести за собой в значительной степени определяются личностными качествами, уровнем личностного развития, уровнем компетентности. Потребность в формировании основных компетенций и повышению уровня компетентности является выраженной далеко не у всех учителей. Развить эту потребность  – значит изменить личность педагога [1, с.1]

По данным исследований Зеера Э.Ф., в последнее время в зарубежной психологии получила распространение концепция поливариантной карьеры на основе оказания услуг психологического консалтинга. Одним из положений данной концепции является профессиональная успешность сотрудника, которая обеспечивается уровнем развития компетенций в процессе краткого и интенсивного обучения [2, с. 3].

Психолого-педагогический консалтинг- это деятельность психолога по оказанию квалифицированной помощи руководителям и педагогическим коллективам в сфере образования.

Управленческо-педагогический консалтинг- это стратегический и целостный подход к управлению человеческими ресурсами в образовательных учреждениях с целью достижения поставленных задач в сфере образования.

Основной задачей  психолого-педагогического консалтинга в образовании заключается в обучении руководителей образовательных учреждений управлению в развитии сотрудников- продуманном отборе и подборе специалистов, эффективному управлению и мотивации сотрудников, направленных на полное раскрытие их потенциала. Если сотрудники знают, что руководство принимает во внимание их потребности и устремления, они будут более активно стремиться к реализации миссии и целей организации [4, с. 39].

Рассмотрим основные этапы, определяющие рациональную линию управленческо-педагогического консалтинга по формированию компетентности, которые представлены в таблице № 1 Этапы управленческо-педагогического консалтинга.

Таблица 1. Этапы управленческо-педагогического консалтинга

Этап Деятельность
Системный обеспечение единства всех элементов школы как целостной системы по формированию компетентности
Программно-целевой интегрированное представление целей, ресурсов, сроков, а также действий для достижения целей
Процессный выполнение управленческих функций для достижения поставленных целей
Ситуационный эффективное воздействие, определенное в конкретной ситуации
Проектный разработка и предложение конкретного решения реальной проблемы образовательного процесса

Управленческо-педагогическое консультирование процесса предполагает следующие фазы, которые представлены в таблице № 2 Фазы управленческо-педагогического консалтинга.

Таблица 2. Фазы управленческо-педагогического консалтинга.

Фазы Содержание
Подготовка работы с клиентом Знакомство, анализ проблем, разработка планирования
Диагноз проблем школьной жизни сбор информации, анализ и синтез фактов, формирование проблемного поля и детальное изучение противоречий образовательного процесса
Проектирование решений проблемы поиск, оценка и выбор альтернативных средств решения проблемы, конструирование управленческо-педагогической ситуации, разработка стратегии и тактики осуществления изменений
Реализация решений оказание своевременной квалифицированной помощи при реализации коллективной выработки решений; необходимость корректив в разработке проекта; на анализ эффективности принятых решений
Итоговый анализ консультирования анализ и оценка эффективности совместной деятельности консультанта и педагогического коллектива; подготовка итогового отчета; формирование рекомендаций по дальнейшему развитию найденных решений

На основе этапов и фаз консалтингового процесса можно сформировать алгоритм консалтингового процесса решения проблем на всех уровнях школьной жизни, которые представлены в таблице № 3 Уровни школьной жизни.

Таблица 3. Уровни школьной жизни

Уровень Процессы
Макро-уровень Миссия школы: формулировка и обоснование системообразующей педагогической идеи деятельности педагогического коллектива, принципы и стратегические цели ее реализации
Мезо-уровень Модель школьного компонента содержания образования; коррекция базисного учебного плана и плана воспитательной работы, направленных на реализацию миссии школы; определение особенностей образовательного процесса
Микро-уровень Представление учебных программ и методик преподавания инновационных и скорректированных учебных курсов, способствующих воплощению миссии школы

Для определения проблем педагогического коллектива для начала необходимо определить миссию образовательного учреждения.

Миссия школы- система идеологических положений, определяющих предназначение данного образовательного учреждения, обоснование педагогической деятельности [3, с. 256].

Правильное управление  человеческими ресурсами в образовательных учреждениях поможет сформировать компетентность сотрудника так, чтобы основные компетенции были направлены на достижение главной цели образовательного процесса- повышение качества образования, поэтому важно разработать стратегию формирования компетентности.

Таким образом, основной задачей  психолого-педагогического консалтинга в образовании заключается в обучении руководителей образовательных учреждений управлению в развитии сотрудников- продуманном отборе и подборе специалистов, эффективному управлению и мотивации сотрудников, направленных на полное раскрытие их потенциала.

Эффективное управление, продуманный отбор и подбор специалистов на основе компетентностного подхода, формирование компетентности и развитие компетенций педагогов, повышение уровня их мотивации к профессиональной деятельности более активно и эффективно поможет руководителям образовательных учреждений реализовать миссию и достигнуть поставленные цели образовательного учреждения. Для успешного достижения поставленной перед психологом цели по формированию компетентности современных педагогов необходимо разработать стратегическое обоснование психологических консалтинговых услуг в сфере образования.

Развитие профессиональных компетенций педагога в условиях изменения образовательной политики напрямую зависит от его личностных ресурсов, мотивационных аспектов и лабильности к вновь предъявляемым требованиям системы образования.

Для правильного управления человеческими ресурсами в сфере образования, необходимо определить, какими компетентностями и компетенциями должен обладать педагог, а так же познакомиться с мотивационной сферой личности педагогов.

Одним из наиболее эффективных способов формирования, развития и повышения профессиональной компетентности педагогов является оказание педагогом-психологом консалтинговых услуг по данному направлению.

 

Список литературы.

1. Ахметов М.А. Профессиональная самоактуализация учителя / М.А. Ахметов // Личностное развитие педагога в системе повышения квалификации: условия, потенциал, возможности. Опыт проведения научной дискуссии: сборник материалов. Ульяновск: УИПКПРО, 2005. – 152 с.

2. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития / Учебное пособие. – М.: Академия, 2006. – 240 с.

3. Гончаров М.А. Основы маркетинга и консалтинга в сфере образования: учебное пособие / М.А. Гончаров. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2012. – 336 с.

4. Стаут Л.У. Управление персоналом. Настольная книга менеджера. / Стаут Л.У., пер. с англ. – М.: ООО «Издательство «Добрая книга», 2006. – 536 с.