Среда, декабря 12, 2018

"Профессиональная компетентность педагога дошкольного учреждения как организатора образовательного процесса"

Автор: Филипкова Елена Николаевна, инструктор по физической культуре ГБОУ СОШ №1383 СП №3, г. Москва. E-mail.ru: flippa78@mail.ru

 

Одной из основных тенденций уходящего столетия стало осознание того, что устойчивое развитие общества и возможность дать ответ на вызовы тысячелетия зависят от образования и образованности жителей планеты Земля.

Главной фигурой образовательной системы выступает педагог как творец педагогического процесса, носитель и субъект общей профессиональной культуры.

Повышение уровня профессиональной компетентности нельзя полноценно осуществлять без анализа основных противоречий современной образовательной практики.

Рост профессиональной компетентности педагога определяется степенью его участия в инновационной деятельности. Новый подход к учителю как профессионалу, создающему необходимые условия для обучения, воспитания и развития всех детей.

Содержание профессиональной компетентности педагога той или иной специальности определяется квалификационной характеристикой. Она представляет собой  нормативную модель компетентности педагога, отображая  научно обоснованный состав профессиональных знаний, умений и навыков. Условно отделяя профессиональную компетентность от других личностных образований, мы имеем в виду, что усвоение знаний (накопление информационного фонда) – не самоцель, а необходимое условие для выработки «знаний в действии», т.е. умений и навыков – главного критерия профессиональной готовности.

На мой взгляд, наиболее полно компоненты профессиональной компетентности представлены О.В. Тихомировой. Она выделяет следующие компоненты профессиональной компетентности педагога в реализации предшкольного образования: функциональный, коммуникативный, личностный и рефлексивный.

Функциональный компонент включает в себя знания в области профессиональной деятельности, владение навыками и умениями преобразования объекта труда в процессе осуществления деятельности и характеризуется уровнем самой деятельности (мотивации, целеполагания, сбора и обработки необходимой информации, программирования, реализации, оценки результата) и вариативностью способов и средств ее осуществления.

Коммуникативный компонент представляет собой способность воспроизведения информации, необходимой конкретному обучаемому для присвоения знаний, и характеризуется уровнем овладения вербальными и невербальными средствами передачи информации и способностью конструировать прямую и обратную связь.

Личностный компонент включает в себя следующие субъективные характеристики специалиста: психологические позиции, педагогическая направленность, ценностные установки, личностные особенности.

Рефлексивный компонент проявляется в осознании педагогом себя как субъекта педагогической деятельности, ценностей, которыми он руководствуется, определении степени адекватности собственных действий и форм поведения в профессионально значимых ситуациях, способности оценить свой труд в целом, то есть перейти от оценки отдельных компетенций к оценке своей результативности и профессионализма.

Основными формами методической работы с воспитателями, в нашем структурном подразделении,  являются  мероприятия, реализующие деятельностный подход. Такие формы работы – это не просто консультации, где педагог ведет себя пассивно, а постоянно действующий семинар, педагогический совет,  семинар-практикум, работа в рабочих группах, индивидуальное консультирование, выставка в методическом кабинете.

Старший воспитатель нашего учреждения оформила выставку в методическом кабинете «Внедряем ФГОС в ДОУ».

Целью, которой является профессиональная компетентность педагогов ДОУ в соответствии с ФГОС.

На данной выставке для педагогов был предложен следующий материал: циклограммы планирования образовательного процесса, модель организации образовательного процесса по образовательным областям для возрастных групп, комплексно-тематическое планирование в соответствии с ФГОС, новые методические пособия, подборки из журналов и газет.

Несмотря на изменения в системе дошкольного образования, на сегодняшний день в нашем структурном подразделении не потеряла свою значимость такая форма работы с педагогическими кадрами , как индивидуальное консультирование педагогов по организации образовательной работы в дошкольном учреждении, так как именно в такой форме работы, а особенно для молодых педагогов –это форма работы является наиболее продуктивной. По итогам индивидуального консультирования воспитатели получают рекомендации как организовать детей при проведении непосредственно-образовательной деятельности ; какой стиль поведения взрослого уместен; как изменилось рабочее пространство (от отдельного места за «учительским столом» к месту за общим столом рядом с детьми).

В течение учебного года был проведен теоретический семинар «Педагогическое проектирование как ресурс развития дошкольников в условиях ФГОС».

Целью является создание системы работы по внедрению технологии — «метод проектов».

На данном семинаре было дано само понятие проект, как специально организованный  комплекс действий, завершающийся созданием детских творческих работ. Рассказано о типах проектов и их структуре в форме презентации, что очень удобно,  так как педагоги не только слышат, но и видят информацию на компьютере. Педагогам была дана памятка, где представлен план работы воспитателя по подготовке проекта. По итогам семинара все педагоги получили задание по группам: разработать паспорт проекта по теме самообразования, а результаты представить на педагогическом совете.

Следующим этапом работы с педагогическими кадрами было проведение семинара «Особенности структуры ООП ДО и воспитательно-образовательного процесса в соответствии с Федеральными Государственными  Стандартами».

Цель данного семинара - повысить профессиональную компетентность педагогов по проблеме внедрения федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

На данном семинаре педагогам была предложена следующая информация: федеральный государственный стандарт дошкольного образования – это совокупность 3 групп требований: требования к структуре основных образовательных программ; требования к условиям реализации; требования к результатам освоения основных образовательных программ.

Особое внимание было уделено тому, что с приходом новых ФГОС в каждом дошкольном образовательном учреждении, должна быть разработана и внедрена основная общеобразовательная программа дошкольного образования, а для того, чтобы разработать программу необходимо создать рабочую группу из более опытных педагогов и составить план рабочей группы на учебный год.

Также, в нашем структурном подразделении проводились:

 - ролевая игра«Другой садик -  хорошо, ну а наш-то лучше!!!».

Главной целью игры является подготовка специалистов, развитие профессиональной компетентности, формирование умения применять теоретические знания в практических ситуациях.

 - деловая игра «Модель профессиональной компетентности педагога».

Цель данной игры - выработать в группе единый взгляд на личностные и профессиональные качества педагога и разработать на их основе модели профессиональной компетентности.

В заключении хочется отметить некоторые критерии работы нашего образовательного учреждения:

- В нашем садике трудно найти грубые, холодные, безразличные лица.

- Здесь педагоги принимают участие в разных конкурсах и получают награды, поощрения и премии.

- Здесь любят сочинять, изобретать, придумывать, шутить, играть и побеждать.

- Здесь проходят удивительные вечера, праздники, капустники, в которых заняты воспитатели, дети, родители.

- Педагоги и родители выступают вместе в интересах детей, а не против них.

 

Список литературы:

1. Сластенин В.А., Исаев И.Ф.,Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических заведений – М.: Школа – Пресс, 1997. – 512с.

2. Тихомирова, О.В. Формирование профессиональной компетентности педагога в реализации предшкольного образования [Текст] /О.В. Тихомирова // Ярославский педагогический вестник. – 2012. – № 3. – Том II (Психолого-педагогические науки). – С.27-31 (0,5 п.л.).

3.Тихомирова, О.В. Показатели сформированности профессиональной компетентности педагога в сфере предшкольного образования [Текст] /В.Н. Белкина, О.В. Тихомирова // Ярославский педагогический вестник. – 2012. – № 3. – Том II (Психолого-педагогические науки). – С.168-172 (0,5/0,3 п.л.).