Четверг, октября 18, 2018

"Создание системы планирования образовательной работы педагогов с детьми в условиях внедрения ФГОС ДО"

Автор: Скобелева Елена Юрьевна, старший воспитатель МДОУ «Детский сад № 19 «Родничок», г. Котлас.

 

Система современного дошкольного образования в настоящее время находится на этапе глобальных перемен. Федеральные государственные образовательные стандарты перевернули взгляд на дошкольное образование. На смену основных задач обучения и воспитания, формирования ЗУН пришли целевые ориентиры.

Перед каждым дошкольным учреждением встали вопросы: как необходимо перестроить образовательный процесс для достижения этих ориентиров? На какие программы и методические разработки опираться?

Так же как и в школах, при переходе на ФГОС  ДО мы столкнулись с большим количеством проблем. В своей статье «Обеспечение готовности педагогов  к реализации ФГОС» в журнале Управление начальной школой. – 2012. - № 6 Е.В. Губанова выделила три основные, по ее мнению, группы проблем перехода на ФГОС. Это:  общие, системные, личностные. (Губанова Е. В. Обеспечение готовности педагогов  к реализации ФГОС // Управление начальной школой. – 2012. - №6). Эту классификацию проблем можно, на мой взгляд, применить и к проблемам перехода на ФГОС в дошкольном образовании.

Среди общих проблем можно выделить следующие:

1.Отсутствие готовности к планированию образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС.

2.Сложности в изменении отношения к самой профессии педагог в соответствии с проектом профессионального стандарта «педагог».

Системные проблемы:

1.Сложности перестроения образовательного процесса, ориентированного на достижение целевых ориентиров.

2.Часто педагоги не готовы к изменению качества участия в методической работе ДОУ, особенно в работе проблемных и творческих групп, связанных с разработкой образовательных программ, перспективных планов совместной деятельности с учетом требований ФГОС.

3.Недостаточный опыт проектной и исследовательской  деятельности;

4.Сложности в организации дополнительного образования, в том числе на платной основе.

5.Недостаточное обеспечение материально-технической базы ДОУ в соответствии с требованиями, отсутствие электронной образовательной среды в ДОУ.

6.Большое сокращение узких специалистов, особенно психологов.

Личностные проблемы:

1.Психологические проблемы, связанные с традиционным подходом к профессии, консервативным мышлением  в силу возраста.

2.Профессиональные, связанные с отсутствием практики работы  с нормативно-правовыми документами, навыков командно-проектной работы.

Анализ причин перечисленных проблем показал, что одной из причин трудностей стал резкий переход от традиционной системы вещей к поиску нового подхода к дошкольному образованию (переход на ФГТ, а затем и ФГОС ДО). Многие проблемы возникли не потому, что воспитатель не хочет перестроиться, а потому, что ему трудно перестроиться.

Так как формирование готовности к переходу на ФГОС должно строиться системно и последовательно, мы наметили основные направления работы по решению возникших проблем: повышение компьютерной грамотности педагогов и повышения профессионализма в вопросах систематизации наработок по планированию образовательного процесса и приведение их в соответствие с ФГОС ДО.

Цель нашей работы: обеспечение методического сопровождения перехода на федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).

Задачи:

1.Повышать компетентность педагогических работников в вопросах перехода на ФГОС ДО

2.Повышать профессионализм педагогических работников в части формирования ИКТ компетентности

Работа по обоим направлениям велась параллельно. Начата она была в рамках работы над темой «Создание системы планирования образовательной работы в современных условиях» еще в 2011 – 2012 учебном году и была первоначально ориентирована на введение ФГТ.

Постепенно педагоги признали, что в условиях интенсивных изменений планирование образовательной работы с детьми необходимо осуществлять в компьютерном виде. Это позволяет педагогам делиться с коллегами своими наработками, вносить изменения по результатам контроля или по рекомендациям специалистов.

По формированию ИКТ компетентности мы определили перспективы применения ИКТ в образовательном процессе. Это использование ИКТ в ведении документации педагогических работников, в подготовке конспектов, проектов, презентаций  и заданий при организации НОД, в проведении мониторинга, пополнении предметно-пространственной среды, в саморазвитии и самообучении педагогов. Нами были запланированы и проведены мероприятия по формированию ИКТ компетентностей.

Это позволило освоить основные компьютерные программы 14 педагогам и узким специалистам из 15 (93% из 100%), перейти на компьютерную систему планирования и использовать в образовательной деятельности мультимедиа презентации. Одним из изменений в профессиональной деятельности стала готовность педагогов искать нужную информацию и делиться своими наработками в сети «интернет». Среди показателей овладения ИКТ компетентностью стало резкое увеличение числа участия педагогов в интернет конкурсах, заочных конференциях, опубликование материалов на различных сайтах, участие в международном конкурсе презентаций международного сообщества педагогов «Я – Учитель!» и др., а так же представление отчетов по самообразованию и опыта работы педагогов в сопровождении мультимедиа презентаций.

Работа по созданию системы планирования в части повышения методической грамотности педагогов так же велась в течении нескольких лет.

В вопросах формирования проектной компетентности педагогов мы хотим отметить следующие результаты: педагоги овладели технологией проектирования и стали применять ее в мероприятиях со всеми участниками образовательных отношений. Так же активизировалась работа творческих групп.

Особенностью методического сопровождения перехода на ФГОС является то, что в работе с педагогами должны преобладать практические и интерактивные методы взаимодействия, так как то, что они услышат, или узнают, часто забывается в тот же день, в силу занятости педагогических  работников с детьми. Поэтому в нашей работе преобладают практикумы, семинары, практические обсуждения и разработки во время встреч созданных объединений.

Круглый стол «Содержание образовательных областей в ФГОС ДО» позволил обсудить мнения педагогов о том, как именно перешло содержание десяти образовательных областей ФГТ в пять образовательных областей ФГОС ДО.

Следующим этапом работы по переходу на ФГОС ДО в нашем детском саду стало создание рабочей группы по разработке системы планирования в соответствии с ФГОС. Члены рабочей группы сами разбились на микрогруппы, по желанию распределили между собой образовательные области, и приводят в систему задачи работы по каждой образовательной области по всем возрастам. Нужно отметить, что в результате всех мероприятий изменилось качество работы в творческих группах. Они стали более инициативны, последовательны. Одним из достижений нашей работы хочется отметить то, что педагоги сами осознали необходимость приведения в систему разрозненных методических материалов. Теперь руководство творческой группой часто осуществляют сами педагоги. Проведенный эксперимент в группах раннего и дошкольного возраста «Определение реального количества времени, отведенного на совместную деятельность педагога с детьми в разных видах детской деятельности и в режимных моментах в течение календарной недели» помог избежать перегруженности циклограммы, позволил подсчитать количество моментов деятельности по каждой образовательной области и создать сбалансированную циклограмму с равномерной реализацией всех образовательных областей.

Консультация для педагогов «Формулирование задач образовательной работы в соответствии с ФГОС ДО» помогла воспитателям пополнить педагогическую копилку с глаголами, помогающими формулировать микро цели и задачи в циклограмме работы с детьми.

Во время практикума  «Формулирование задач образовательной работы в соответствии с ФГОС ДО» педагоги практически применили полученные теоретические знания по формулированию задач в циклограмме и соотнесении их с задачами работы на месяц.

Эффективность проведенных и только запланированных мероприятий мы уже видим в изменившемся качестве календарного планирования. Все разработки и изменения по результатам проведенных мероприятий позволят нам в 2015 году привести в соответствие с ФГОС ДО образовательную программу нашего детского сада.

 

Список литературы:

1.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

2.Губанова Е. В. Обеспечение готовности педагогов  к реализации ФГОС // Управление начальной школой. – 2012. - №6