Среда, декабря 12, 2018

"Духовно-нравственное развитие детей младшего и среднего возраста с ЗПР посредством ознакомления с социальной значимостью труда взрослых"

Автор: Гайворонская Светлана Валентиновна, учитель – логопед 1 категории ГБОУ гимназия №491 «Марьино» СДП «Пчелка», г. Москва. E-mail: logo.sveta@yandex.ru; Лобанова Марина Анатольевна, воспитатель 1 категории ГБОУ гимназия №491 «Марьино» СДП «Пчелка», г. Москва. E-mail: Happy-Marry@mail.ru

 

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» одной из основных задач образования является формирование духовно-нравственной личности. Успех вхождения ребенка в мир людей и предметов проявляется в бережном отношении к материальным и духовным ценностям, как результатам человеческого труда, в уважении к трудящемуся человеку и в значительной степени зависят от содержания нравственно-трудового воспитания, так как содержание образования существенно влияет на развитие личности. Дошкольный возраст - важнейший период в духовно-нравственном развитии личности, когда формируются: отношения к миру во всем многообразии его проявлений; отношения к себе, окружающим и обществу в целом; расширяются и углубляются понятия о родных людях в семье; навыки доброжелательного общения со сверстниками.

В настоящее время проблема духовно-нравственного развития детей стоит особенно остро, так как наблюдается изменение отношения общества к духовным и нравственным качествам человека, вследствие кризисных явлений в социально-экономической, политической, культурной и других сферах общественной жизни. На первое место выступают материальные ценности и материальное благополучие, а такие нравственные ценности человека качества как: сочувствие, сопереживание, справедливость, уважение отходят на второй план. Поэтому у детей этого поколения можно видеть искаженные представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Для детей с ЗПР характерно: незрелость эмоционально-волевой сферы; нарушение сферы коммуникации; проблема в формировании нравственно-этической сферы.

Основной целью духовно-нравственного развития детей с ЗПР является воспитание личности, стремящейся к духовному росту, доброте и приобщение к нравственным ценностям. Начинать духовно-нравственное развитие детей с ЗПР лучше с младшего возраста, так как чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение, отношение к восприятию мира и труду.

Для духовно-нравственного развития детей с ЗПР младшего и среднего возраста были поставлены образовательные, развивающие и воспитательные задачи с учетом программных требований, возрастных особенностей, уровня знаний и умений детей данного возраста.

Задачи коррекционно-образовательные: учить детей взаимодействовать друг с другом; закрепить название профессий (повар, парикмахер, врач, учитель, почтальон, продавец, шофер); активизировать в речи предметный и глагольный словарь.

Задачи коррекционно-развивающие: формировать положительный эмоциональный настрой; развивать высшие психические функции (память, внимание, мышление); развивать мыслительные операции (анализ и синтез); развивать свойства внимания (концентрацию, переключаемость, устойчивость); совершенствовать пространственную ориентировку; учить сопровождать речь с движением; развивать мелкую моторику.

Задачи коррекционно-воспитательные: воспитывать понимание общественной важности каждой профессии; воспитывать уважительное отношение к труду взрослых и предметам, произведенным ими; воспитывать внимательное отношение друг к другу; учить выслушивать ответы других детей; побуждать детей выражать радость от эмоционального сотрудничества и сопереживания.

В ходе ознакомления с социальной значимостью труда взрослых интегрировались образовательные области, применялись разнообразные методы и формы работы с детьми с учетом их возрастных особенностей.

В области познание формировались первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека, в форме бесед о профессиях с использованием иллюстраций и игр при проведении непосредственно образовательной деятельности (НОД). Велись наблюдения за трудом взрослых в детском саду, проводились экскурсии в медицинский кабинет и пищеблок. Формирование мыслительных операций (обобщения, анализа, синтеза), развитие психических процессов (памяти, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, внимания, восприятия), закрепление названий основных цветов осуществлялось с использованием обучающих и развивающих игр («Домино», «Лабиринты», «Найти пару», «Помоги повару» и др.)

В области речевое развитие закреплялись знания о родовых понятиях «профессий» при развитии связанной речи и лексико-грамматических категорий, с активизацией и расширением в речи словаря существительных, прилагательных и глаголов. Изучались пословицы, поговорки, загадки и скороговорки. Использовались дидактические игры («Кому, что нужно для работы?», «Чья одежда?», «Отгадай профессию», «Что будет, если..?», «Что забыл нарисовать художник?» и др.) и сюжетно-ролевые игры («Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Почта» и др.)

В социально-коммуникативной области воспитывалось уважительное отношение к труду взрослых, общественной важности каждой профессии. Навыки свободного общения со взрослыми и детьми и самовыражения развивались при выполнении трудовой деятельности детей. Развитие коммуникативных навыков осуществлялось при: поддержании чистоты и порядка в группе и на участке; ведении дежурства по группе; выполнении поручений; беседах и обсуждениях; осуществлении помощи взрослым и детям; ситуативных разговорах; проведении сюжетно-ролевых игр («Накроем на стол», «Наведем порядок», «Поликлиника», «Я папин помощник» и др.)

В художественно-эстетической области педагоги обращали внимание на проявление творческой индивидуальности и отношение к труду. Воспитывали трудолюбие в процессе изготовления детьми поделок, необходимых для разных профессий, с дальнейшим их применением в сюжетно-ролевых играх; проводили выставки детского творчества и литературные досуги, проводили ознакомление и обсуждение с детьми произведений художественной литературы: сказок и рассказов (С. Маршак «Кузнец», М. Ильина, Е. Сегал «Машины на нашей улице», Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» и др.); стихов (К. Чуковский «Айболит», В. Осеева «Волшебная иголочка», С. Михалков «Заяц-портной» и др.). Проходило разучивание стихов (А. Барто «Маляр», «Помощница», В. Берестов «Лисица-медсестрица», М. Яснов «Я помогаю на кухне» и др.).

В физической области закреплялись знания о профессиях и их значимости в жизни людей, развивалась пространственная ориентировка, точность движений, чувство ритма и темпа, общая и мелкая моторика, физические умения, снятие мышечного и эмоционального напряжения с помощью: выполнения движений в согласовании с речевым сопровождением («Мы-шоферы», «Магазин», «Повара» и др.), пальчиковых игр («Портные», «Повар», «Детский сад» и др.), подвижных игр («Водители», «Хлопай-топай», «Почтальон» и др.), проведения утренней гимнастики (упражнения: «Шоферы», «Строители», «Садовник» и др.)

В работе были использованы следующие методы: 1. Наглядный (демонстрационный и раздаточный материал по ознакомлению с трудом взрослых, наблюдения за трудом взрослых в детском саду, дидактическая игра «Мир вокруг нас» и др.); 2. Словесный (отгадывание загадок, выполнение движений в согласовании с речевым сопровождением «Мы - шоферы», «Магазин» и др.; пальчиковые игры «Повар», «Детский сад» и др.); 3.Практический (сюжетно-ролевые игры («Магазин», «Больница»), ведение дежурств по группе, выполнение поручений и др.); 4. Проблемная ситуация (дидактические игры («Кому, что нужно для работы?», «Что будет, если..?», «Помоги повару», «Что забыл нарисовать художник?» и др.); 5. Метод стимулирования и мотивации интереса к учению (осуществление помощи взрослым и детям, ситуация неожиданности, дискуссии, анализ жизненной ситуации  и др.); 6. Моделирование (изготовление детьми поделок, необходимых для разных профессий, использование дидактических игр: «Чья одежда?», «Отгадай профессию» и др.)

Желаемый положительный результат духовно-нравственного развития детей был достигнут при совокупности таких условий как последовательность, систематичность и разнообразие применяемых методов и форм.

Дошкольное воспитание, являющееся важнейшим периодом в духовно-нравственном становлении личности, происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности. Именно нравственный опыт имеет большое значение для формирования ребенка как личности и его последующей социализации, поэтому правильные представления о моральном облике человека, о его отношении к другим людям, к самому себе, к своим трудовым и гражданским обязанностям, к уважительному отношению к труду, должны стать для ребенка образцами для подражания.

 

Список литературы:

1. Алябьева Е.А. Поиграем в профессии. М., 2014.

2. Буре Р.С. Организация труда детей и методика руководства. Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. М., 1987.

3. Морозова И.А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром. М., 2011.

4. Нечаева В.Г. Воспитание дошкольника в труде. М., 1990.

5. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. М., 2008.

6. Шевченко С.Г. Готовимся к школе. Программно-методическое оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР. Смоленск, 1997.