Воскресенье, мая 20, 2018

"Дополнительное образование как средство формирования представлений младших школьников о православной культуре (на примере деятельности ТРОО "Православный центр духовного возрождения", г. Тула)"

Автор: Романовский А.А., НОУ ВПО ПСТГУ, город Тула.

 

Последние четверть века система образования претерпевает всё новые и новые изменения и преобразования. Реформа следует за реформой. И мнения по поводу всех реализуемых новаций достаточно полярные, как в среде преподавателей, так и среди получателей "образовательных услуг" - детей и их родителей.

Перемены затронули и не самую "выпуклую" сторону образовательного процесса - дополнительное образование. Многие с приязнью и пожалуй с заслуженной ностальгией вспоминают советскую систему дополнительного образования, позволявшую на базе различных кружков и секций получать художественное, спортивное, прикладное и пр. виды образования. Сейчас, даже несмотря на определенный демографический спад, проблема реализации дополнительного образования, прежде всего младших школьников, стоит особенно остро.

Развитие творческих, спортивных или иных качеств ребёнка современным родителям представляется не столько "модным", сколько вполне естественным для их ребенка, особенно если учесть, что в семьях, преимущественно, не более 2-х детей[1]. И даже при том, что нагрузка на детей в школе, в т.ч. и в начальной, существенно возросла, родители (или родитель - как правило это мать) становятся весьма заинтересованы в том, чтобы их дети получали какое-то дополнительное образование, помимо общей программы.

Основные вопросы, которые при этом приходится решать родителям - это качество такого дополнительного образования и его оплата. С одной стороны возможность оплачивать что-либо предполагает возможность спрашивать за оказываемую "услугу", с другой стороны, основная масса семей не имеет больших возможностей для оплаты существенных сумм за дополнительное образование детей, при том, что у многих "свежо предание" о советском опыте, который практически не предполагал платы за обучение, и тогда это воспринималось вполне естественным. Т.о. видится, что сама система дополнительного образования в силу множества причин испытывает довольно серьезную нагрузку.

Но наряду с существованием проблемы платежеспособности родителей происходит дифференциация организационных форм (объектов, учреждений) дополнительного образования. Сегодня можно отдать детей в полностью частные заведения, можно записать детей в образовательные учреждение, финансируемое, в той или иной степени, государством. В последнее время обучением начали заниматься различные некоммерческие организации. К одной из самых распространенных форм дополнительного образования можно отнести и воскресные школы, которые есть почти при каждом православном храме. С детей в воскресных школах, как правило, не требуют платы (или просят, в меру возможностей семьи пожертвовать что-то на храм), при этом помимо различных конфессиональных (православных) дисциплин, с детьми проводятся занятия по различным видам труда, занятия в хоровых, художественных, театральных и иных творческих студиях.

Но помимо воскресных школ, входящих в структуру Русской Православной Церкви, существуют и различные общественные инициативы, действующие одномысленно с РПЦ, но организационно независимые от неё. Одной из таких организаций является "Православный центр духовного возрождения" - Тульская региональная общественная организация, зарегистрированная министерством Юстиции РФ по Тульской области в 1996 г., по благословению Тульской епархии. 

С самого начала своей деятельности, Православный Центр обозначил своей главной целью помощь людям через духовно-просветительский и благотворительный труд. Основным направлением работы было духовно-просветительское и социальное попечение лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы - пенитенциарной системе Управления федеральной службы исполнения наказаний (УФСИН) РФ по Тульской области. Через общение с осужденными, через участие в судьбах их детей постепенно пришло понимание того, что дети, которые зачастую сами находятся вне семьи, т.е. в детских домах и интернатах, способны заставить своих осужденных родителей, по другому взглянуть на свою прошлую, а главное, дальнейшую жизнь. Это понимание сменилось уверенностью в том, что работа с детьми может быть самым продуктивным способом того, чтобы снижалось количество людей, которых нужно изолировать от общества. Таким образом поддержка детей и подростков в их духовно-нравственном становлении выросла в основное направление деятельности Православного Центра. На занятиях в Православном Центре, являющихся по сути дополнительным образованием, дети получают первые представления о всём многообразии православного мира и, прежде всего о православной культуре.

Несмотря на то, что по своему статусу Православный Центр – общественная организация, вся деятельность его неотделима и связана с Русской Православной Церковью, с ее позицией, о которой можно судить по очень выразительному и яркому высказыванию святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла: "Из сердца человеческого исходят злые помыслы – так же, как и добрые помыслы. И пока мы не воспитаем человека, способного сопротивляться искушениям, мы никогда не обретем ни политической стабильности, ни мира, ни спокойствия, ни солидарности людей… Мы никогда не выйдем из кризисов, пока мы не изменим человека. Церковь говорит об этом на протяжении последних 25-ти лет так громко, что громче говорить невозможно" [Святейший Патриарх Кирилл о современной ситуации в России. http://www.pravmir.ru/svyatejshij-patriarx-kirill-o-politicheskoj-situats/].

Особо хотелось бы остановиться на одной из методик, применяемых в Православном Центре на протяжении более 15 лет. Не претендуя на уникальность, хотя нам не доводилось ранее встречать у кого-либо подобное самоназвание, мы называем этот метод "Труд души".

В основе этой методики – индивидуальная работа с детьми. При том, что все дети получают одинаковое "домашнее" задание, каждый выполняет его в силу своего понимания, индивидуального развития и способностей. Задание может состоять из сочинения или рисунка, воспроизводящего, чаще всего, впечатления, полученные за истекший день (например во время детского лагеря "Росток") или по результатам какого-либо события (например после посещения Православного Центра во время детских благотворительных праздников Рождества и Пасхи) или какого-то другого мероприятия). "Труд души", выполненный ребенком на заданную тему может быть очень сокровенным, личным его рассуждением и, как правило, обсуждается педагогом-воспитателем с каждым ребенком наедине, с целью оказания личной помощи в духовном развитии ребенку, в исправлении его (возможных) ложных представлений.

Еще одно эффективное средство влияния на развитие ребенка – непременное подключение родителей к процессу обучения, что происходит сразу же на этапе знакомства с ребенком и родителями.В дальнейшем постоянный контакт с родителями поддерживается или в то время, когда они приходят за детьми после занятий, или через детей, если дети возвращаются домой самостоятельно. Родителям предлагается принимать непосредственное участие в подготовке домашних заданий – выполнении "Труда души". Если родители не имеют возможности ежедневно заниматься с ребенком, то узнать о духовном и творческом развитии своих детей, они могут, познакомившись со всеми работами, собранными в отдельную папку каждого ребенка.

В Православном Центре придуман и используется и другой способ, позволяющий наглядно контролировать процесс развития каждого ребенка. Каждый из детей в первый день начала занятий рисует "Дерево Послушания" - произвольное дерево без листочков и сучков. Каждый (или с некоторой периодичностью) учебный день воспитатель в индивидуальной беседе с ребенком, обсуждая его труд души,  указывает, что добавить на дерево: листочек – за сделанное доброе дело, или сучок – за негативный поступок. При подведении итогов по результатам труда души, будет показано дерево каждого ребенка. И у одних ребят это дерево окажется бушующим c зеленой кроной, а у других на дереве кроме зеленых листочков будут видны и сучки.

Такая совместная работа, детей, воспитателей, родителей, позволяет, в конечном итоге, достучаться даже до весьма замкнутых, "закрытых" детей, позволяет достичь значимых результатов в духовно-нравственном воспитании, дает ощутимый коррекционный и адаптационный эффект.

Сегодня как никогда необходимо духовно-нравственное воспитание детей, воспитание достойных граждан нашего Отечества. И несмотря на то, что проблема дополнительного образования как средства формирования представления младших школьников о православной культуре обширна, но она может находить своё решение в т.ч. совместными усилиями - родителей, Церкви, общества, государства, которое не может не считаться с тем, что более 80% населения в той или иной степени характеризуют себя православными.

 


[1] По результатам проведенного Росстатом в сентябре-октябре 2009 г. выборочного обследования "Семья и рождаемость" [http://www.gks.ru/free_doc/2010/family.htm] установлено, что у 58,3% женщин родилось по 1 ребенку, у 27,8% - двое, 9,4% были бездетны, т.о. доля женщин, имеющих 3-х и более детей составляет всего 4,5% от общего количества. Для сравнения можно обратиться к выкладкам И.Г. Калабекова "Россия и страны мира в цифрах" [http://kaig.ru/rf/childnam.pdf] - согласно которым в РСФСР в 1989 г. 9,8% семей имели 3-х и более детей, в 2002 г. доля таких семей снизилась до 6,6%, в то время как, для сравнения, в США в 2004 г. доля семей с 3-мя и более детьми составляла 20,3%. Слабое изменение демографической ситуации в стране после проведения вышеуказанного обследования позволяет сделать вывод, что число семей имеющих более 2-х детей вряд ли превышает значение в 5%