Воскресенье, августа 19, 2018

"Развитие проектной и исследовательской компетенций обучающихся на этапе общего образования для решения задач формирования инновационной экономики России"

Автор: Боброва Ирина Ивановна, кандидат экономических наук, директор Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Лицей № 1575», город Москва, E-mail: bobrova_1575@mail.ru; Ермакова Ольга Александровна, заместитель директора по инновационной деятельности Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Лицей № 1575», город Москва, E-mail: ermakovaoa_1575@mail.ru

 

В условиях, когда модернизация системы образования в России рассматривается как модернизация системы воспроизводства кадров, особое значение приобретает деятельность инновационных площадок на базе образовательных организаций в областях, связанных с возвращением технологического лидерства. «Кандидатами являются такие отрасли, как фармацевтика, высокотехнологичная химия, композитные и неметаллические материалы, авиационная промышленность, информационно-коммуникационные технологии, нанотехнологии» [1].

Информационные технологии по своей сути являются инновационной областью, но их развитие тормозится острым дефицитом кадров. В соответствии со Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р) предусмотрено возрастание роли институтов развития (как финансовых, так и не финансовых), которые должны создать условия для реализации инновационных проектов, в том числе в области подготовки кадрового ресурса [2]. Распоряжением Правительства РФ от 1 ноября 2013 г. № 2036-р утверждена Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года [3], реализация которой позволит заложить основы дальнейшей деятельности государства в области развития IT-отрасли. В Стратегии отмечается, что обуславливается нехватка кадров несколькими причинами. Одной из них является низкая популярность ИТ-профессий среди школьников и студентов.

Деятельность региональной (городской) инновационной площадки «Модель инновационно-образовательного кластера по взаимодействию учреждений бизнеса и учреждений общего и профессионального образования по направлению инновационной предпринимательской деятельности в сфере ИТ-индустрии» направлена на решение данной проблемы через выстраивание преемственной линии на разных уровнях образования. Базовое новшество заключается в создании пилотной модели взаимодействия образовательных организаций общего среднего образования, профессионального образования и бизнеса для повышения эффективности адаптации учащихся и студентов в высокотехнологических сферах бизнеса в Москве и организации непрерывной подготовки учащихся, студентов, педагогов по направлению инновационной предпринимательской деятельности в сфере информационных систем и технологий (ИСиТ).

Одна из задач, решаемых на площадке, - создание научно-методических и организационных условий для реализации программ опережающей и непрерывной подготовки кадров. Эти условия формируются с учетом целостной стратегии непрерывного образования на основе использования преемственных образовательных программ, стимулирования собственной познавательной деятельности обучающихся, организации деятельности не только в предметных сферах уровней образования, но и в рамках совместной деятельности, в том числе через выполнение таких проектных работ, которые бы имели перспективы для успешной коммерциализации.

Освоение азов проектно-исследовательской деятельности начинается с уровня дошкольного образования. Ребёнок по своей природе – исследователь. Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Именно это внутреннее стремление к исследованию и создает условия для того, чтобы дошкольники 5-7 лет с увлечением участвовали в Неделе экспериментирования «Маленький исследователь», проводимой в дошкольном отделении образовательного комплекса ГБОУ Лицея № 1575.

Школьный уровень – это общелицейский конкурс «Открытие», обучение основам проектной деятельности в 5-7 классах в рамках учебного плана, реализация индивидуальных проектов для обучающихся 9 классов в рамках освоения программы Международного бакалавриата Middle Years Programme (МYP) и для школьников 10-11 классов – также в рамках учебного плана. Кроме того - это работа в детско-взрослых проектно-образовательных и исследовательских сообществах (Лицейская академия наук, Молодежное многопрофильное конструкторское бюро, команды по созданию проектных и исследовательских работ в научно-технической, финансово-экономической сферах). Для обеспечения высокого качества научного руководства проектами и исследованиями осуществляется сотрудничество с вузами, высокотехнологичными организациями (МГУ им. М.В. Ломоносова (Факультет наук о материалах), МГТУ им. Н.Э. Баумана, МАИ (национальный исследовательский университет), ГУ-МАДИ (ГТУ), Финансовый университет, МГПУ), корпорация Intel и др.).

Созданы и функционируют инновационные центры (Центр управления качеством лицейского образования, Центр инновационных программ, Консалтинговый центр, Издательский центр), способные транслировать устойчивые модели, обеспечивающие реализацию деятельностного подхода в образовании на основе проектных и исследовательских методов.

Реализовывать задачи инновационной площадки на современном технологическом уровне позволяет участие в городских проектах, таких как «Школа новых технологий», проект создания при столичных вузах Центров технологической поддержки образования (ЦТПО). Участие в проекте «Школа новых технологий» - это возможность внедрить собственные ИТ-решения для сферы образования: от создания лаборатории 3D прототипирования до классов робототехники и конструирования. В рамках реализации проекта создания при столичных вузах ЦТПО Лицей принимает участие в работе центра «Цифровой печатный двор», начавшего работу в 2014 году при Государственном институте русского языка им. А.С. Пушкина, где разработаны образовательные программы по современным медиатехнологиям, технологиям работы с печатным оборудованием и специализированным программным обеспечением.

Развитие проектно-исследовательской деятельности предполагает проектирование соответствующего управленческого сопровождения. Координационная основа внутрилицейского управления играет ведущую роль в управлении научно-методической и педагогической деятельностью учителей-предметников, преподавателей элективных курсов, педагогов дополнительного образования, классных руководителей, приглашенных специалистов и преподавателей вузов, выступающих в качестве руководителей проектных и исследовательских работ обучающихся. Учебно-методическое и управленческое сопровождение развития проектно-исследовательской деятельности обучающихся находит отражение в системе внутрилицейских управленческо-методических документов стратегического, тактического и оперативного характера (программа развития, основная образовательная программа, учебный план, пакет учебно-методического обеспечения организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся, программно-методическое обеспечение деятельности детских объединений).

Эффективность развития проектно-исследовательской деятельности обеспечивается педагогическим коллективом, обладающим необходимым уровнем профессиональной компетентности. Одна из важнейших составляющих развития нового педагогического профессионализма – трансляция инновационного опыта. Именно она обеспечивает формирование важнейших педагогических компетенций в области развития исследовательской и проектной деятельности как обучающегося, так и самого учителя. Трансляция инновационного опыта  педагогами Лицея осуществляется на различных уровнях, в том числе международном, в рамках участия школьников в конкурсах и конференциях, например: на Международном салоне инноваций и изобретений «INOVA», Хорватия (механизмы формирования детско-взрослых объединений в рамках развития проектно-исследовательской деятельности обучающихся), Международном фестивале инноваций, знаний и изобретательства «Тесла – Фест», Сербия (модель лаборатории "Изобретатель"), Эйлеровских чтениях, Швейцария (формы организации проектной деятельности учащихся. Модель детско-взрослого объединения "Молодежное многопрофильное конструкторское бюро") и др.

Проводимая работа имеет свои результаты. Это не только многочисленные победы в конкурсах, но и рост количества обучающихся, выбирающих информационно-технологический профиль (2013 – 2014 учебный год – 32 чел., 2014 – 2015 учебный год – 43 чел.), работающих на кафедрах вузов по профилю инновационной площадки (рост на 15%). Количество выпускников, поступивших на обучение по направлениям ИТ-индустрии, в 2014 году - 17 % от общего количества выпускников.

Социальное измерение эффективности инновационного проекта связано и с результатами повышения качества образования. Лицей - трижды Лауреат Гранта Мэра Москвы в сфере образования (2011, 2013, 2014 гг.), входит в ТОП 400 и 500, в 2013 году признан лучшей базовой профильной общеобразовательной организацией МГТУ им. Н.Э. Баумана.

 

Библиографический список:

1.Путин В.В. О наших экономических задачах // Ведомости. – 2012. – 30 января / [Электронный ресурс]: http://www.vedomosti.ru/politics/news/1488145/o_nashih_ekonomicheskih_zadachah.

2.Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года / [Электронный ресурс]: http://base.garant.ru/70498122/.

3. Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года / [Электронный ресурс]: http://base.garant.ru/70498122/