Воскресенье, мая 20, 2018

"Духовно-нравственное воспитание подростков, как профилактика суицидальности"

Автор: Румянцева Полина Николаевна, педагог-психолог МКОУДОД «Детский оздоровительно-образовательный (социально-педагогический) центр», г. Муром. E-mail: pelagea_nik@mail.ru

 

Современный национальный воспитательный идеал – творческий, компетентный гражданин России, нравственный, осознающий ответственность за настоящее и будущее, укорененный в духовных и культурных традициях, а значит наполненный смыслом, стремящийся к знанию, осознающий ценность семьи и важность традиций, труда и творчества. Исходя из этого, духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся является первостепенной задачей развития гармоничной личности. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье, но наиболее системно, последовательно и глубоко они формируются в сфере образования.

Духовно-нравственное развитие формируется в таких формах как: - нетрадиционные уроки; - работа кружков, секций, клубов; - участие в викторинах, смотрах; - участие в благотворительных и иных акциях; - спортивные мероприятия, игры (ролевые, народные и т.п.) - организация родительских всеобучей; - реализация тренинговых программ. Социальные практики позволяют школьнику получать опыт нравственно значимого поступка, переводя содержание национальных ценностей в план общественно и личностно значимой деятельности. В данных мероприятиях и группах каждый школьник способен найти референтное окружение, авторитетного взрослого, жизнеутверждающие ценности, что крайне необходимо в период «философской интоксикации» - рассуждения о смысле жизни и смерти, нравственного самоопределения.

При реализации мероприятий по осуществлению духовно-нравственного развития и воспитания реализуются принципы:

×Ориентации на идеал;

×Принцип следования нравственному примеру. Позволяет побудить в ребенке нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни;

×Принцип диалогического общения. Через организованное взаимодействие с педагогами, психологами, родителями и сверстниками подросток обучается конструктивным способам выхода из конфликтной/кризисной ситуации;

×Принцип полисубъектности воспитания. Целесообразные партнерские отношения с другими субъектами социализации дают возможность согласовать цели, задачи и ценности программы развития и воспитания подростка;

× Принцип индивидуально-личностного развития. Раскрытие возможностей и талантов, определение способностей и ресурсов, построение индивидуального плана развития. 

Таким образом, включение подростка в мероприятия по духовно-нравственному воспитанию выступает профилактикой основных причин подросткового суицида: потребности во взаимоуважении, положительной оценки значимым окружением, потребности в общении, отсутствие группы сохраняющей самооценку школьника при острой конфликтной семейной ситуации, разорванность связей с  окружением, отсутствие смысла выполняемой деятельности и жизни в целом и т.п.

Нельзя не коснуться одного из самых действенных факторов духовного развития подростка – педагогической культуры родителей (законных представителей). Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов, формирующий уклад жизни обучающегося. Повышение психолого-педагогической культуры родителей через родительские всеобучи, касающиеся особенностей подросткового этапа развития, обучения эффективному взаимодействию (эффективному ведению диалога, выхода из конфликта и т.п.), помощи выхода из кризисных ситуаций и включение родителей в активную совместную деятельность с детьми (акции, уроки, игры и т.п.) выступают как одно из ключевых направлений реализации духовно-нравственного развития и, как следствие, эффективной профилактики суицидальности среди подростков.

Таким образом, сферу образования необходимо рассматривать как важнейший социальный институт, который во взаимодействии с другими субъектами социализации создает необходимые условия для духовно-нравственного, интеллектуального, социального, эстетического и в целом гармоничного развития обучающегося. Организуя мероприятия духовно-нравственной направленности, мы укрепляем интерес к жизни, любовь к своей стране, семейные и иные ценности, потребность творить и совершенствоваться, а значит, проводим эффективную профилактику аутоагрессивного поведения.

 

Библиографический список:

1.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение, 2009;

2.Синягина Н.Ю. О патриотизме и воспитании патриотизма / Н.Ю. Синягина Воспитание школьников. - 2011 -№1 - С. 23-26.