Четверг, октября 18, 2018

"Безопасность как образ жизни"

Автор: Старынин А.А., Политехнический техникум № 2, город Москва

 

«Умный найдет выход

из экстремальной ситуации,

подготовленный — не допустит её»

Золотое правило школы выживания

 

В наше тревожное время мы постоянно сталкиваемся с терминами «Безопасность», «Бдительность», «Безопасный образ жизни». Что же это такое? И как их объединяет дисциплина «Безопасность жизнедеятельности»?

Безопасность жизнедеятельности - система знаний, направленных на обеспечение безопасности в производственной и непроизводственной среде с учетом влияния человека на среду обитания.

На протяжении всей истории развития на человечество действуют факторы риска: голод, холод, жара, страх, стихийные бедствия, болезни, войны, а в наше время еще и техногенные аварии, и катастрофы. И рано или поздно перед каждым человеком встает вопрос, какую позицию занять: пассивную (авось пронесет) или активную - знать, что грозит и уметь защищаться.

Каждый человек должен избрать для себя тактику активного выживания. А для этого нужно быть подготовленным. А где как не в образовательном учреждении можно получить необходимые умения и знания по организации безопасности.

В наше время безопасность актуальна, как никогда. Понятие «безопасность» раскрыто в Законе РФ «О безопасности» от 24.12.1993 года: «БЕЗОПАСНОСТЬ» - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера».

Можно разделить понятие «безопасность» на ряд составляющих. Например, основные из них: национальная безопасность; военная безопасность; антитеррористическая безопасность; информационная безопасность; производственная безопасность и т.д.

Все эти составляющие, суммируясь, составляют общие понятие «Безопасность», так необходимое нам сегодня. «Безопасность» неразрывно связана с такими понятиями, как «образ жизни» и  «безопасный образ жизни».

Образ жизни - это понятие, характеризующее особенности повседневной жизни людей. Охватывает труд, быт, формы использования свободного времени, удовлетворения материальных и духовных потребностей, участие в политической и общественной жизни, нормы и правила поведения людей1.

А в нашей тревожной реальности:

Безопасный образ жизни - это умение человека в повседневной жизни распознавать и предвидеть опасность, чтобы избежать ее или минимизировать ее последствия.

Можно сказать, что безопасный образ жизни включает в себя три основных составляющих. Первая из них - образ жизни и индивидуальная безопасность. В процессе жизни у человека выработалась естественная система защиты от неблагоприятных факторов окружающей среды, сформировались тысячи мелких привычек уложившихся их в стройную канву. Мы все живем привычками и воспринимаем свой мир стереотипно. Вторая составляющая безопасного образа жизни - здоровый образ жизни. Здоровый образ жизни - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, и в то же время защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять психическое и физическое здоровье. Третьей составляющей безопасного образа жизни является бдительность. Бдительность - постоянный контроль за появлением опасности, постоянное настороженное внимание (Энциклопедический словарь).

В сегодняшней обстановке бдительность это:

- отказ от благодушия;

- внимание к окружающим людям и предметам на работе, учебе, в дороге, на отдыхе;

- отказ от равнодушия к происходящему вокруг нас;

- внимание к происходящему в окружающей среде;

- умение предвидеть опасность и предотвратить ее.

Суммируя вышеизложенное, можно сказать, что безопасность сегодня должна стать частью образа жизни. Главная проблема людей, попадающих в экстремальные ситуации, заключается в том, что многие не подготовлены к ним. Каждая из минут в экстремальных обстоятельствах - решающая и человек должен знать, что надо делать, а чего не делать ни под каким видом.

Надо быть готовым к таким ситуациям и уметь поворачивать их в свою пользу. Такое умение выживать можно назвать «иммунитетом безопасности».

Вот девять основных правил самообороны:

1.Постоянно держите в поле зрения все, что происходит поблизости, избегайте попадать во все потенциально опасные ситуации.

2.Попытайтесь найти убежище или помощь.

3.Привлеките внимание прохожих и ближайших жителей криком.

4.Когда стычка неизбежна, действуйте со всей решительностью.

5.Чтобы достичь успеха, отвлеките внимание нападающего и неожиданно быстро и точно ударьте его в уязвимые места.

6.Действуйте, не мешкая, с максимально возможной силой, чтобы нападающий был не в состоянии ответить.

7.В качестве оружия защиты применяйте любой имеющийся предмет (ключи, расческа, камни, палка, зонт, туфли).

8.Неожиданная встреча с жестким и вооруженным преступником, в маске, закрывающей лицо и оставляющей лишь прорезь для глаз, может привести в замешательство сильных, физически подготовленных людей. Волевое усилие позволит преодолеть страх и действовать хладнокровно.

9.Выбор стратегии поведения в высшей мере индивидуален, одним жертвам может помочь одно, другим - другое. Действуйте по обстоятельствам, привлекая в помощники свой ум и смекалку.

В этих условиях важная роль в формированииумения действовать в любой кризисной ситуацииотводится образовательным учреждениям, в том числе учреждениям среднего профессионального образования, как институту государства, в котором получает образование практически всё население страны. Именно поэтому система образования призвана заложить основы безопасности жизнедеятельности у обучающихся, что в конечном итоге позволит существенно снизить число безвозвратных людских потерь и вызывающих их причин и обстоятельств.

 

Библиографический список:

1.Закон Российской Федерации «О безопасности» от 24.12.1993 года.

2.Энциклопедический словарь. Изд. 2001 г. стр. 625

3.Безопасность жизнедеятельности: учебник для студ. сред. учеб. заведений /Э.А.Арустамов, Н.В.Косолапова, Н.А.Прокопенко, Г.В.Гуськов. М., 2008.