Пятница, марта 24, 2017

"Инновационные технологии обучения плаванию детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях образовательного комплекса"

Автор: Симина Татьяна Евгеньевна, к.п.н., инструктор по физической культуре, ГБОУ Школа № 1368, СП № 3, г. Москва. E-mail: besputa3@mail.ru

 

По признанию специалистов всего мира, период от рождения ребенка до его поступления в школу является возрастом наиболее стремительного физического и психического развития, первоначального формирования качеств, необходимых в течение всей последующей жизни. Именно в этом возрасте закладывается фундамент здоровья взрослого человека.

Нарушения здоровья, связанные с обучением, начинаются еще в дошкольном детстве. Зачастую, в дошкольном учреждении, а так же при подготовке к школе форсировано загружают детей умственной и интеллектуальной деятельностью. Преобладание «сидячих» занятий и большая статическая нагрузка на еще неокрепший детский позвоночник и организм в целом, снижение двигательной активности – все это влечет за собой ухудшение состояния здоровья и рост у детей различных заболеваний:

- число здоровых дошкольников при поступлении в школу составляет лишь 10%;

- за период учебы в школе у детей в 4-5 раз возрастает заболеваемость органов зрения, в 3 раза – органов пищеварения и опорно-двигательного аппарата;

- только 10% школьников старшей школы относятся к числу здоровых, 50% имеют хронические заболевания и 40% относятся к группе риска.

Среди выявленных нарушений, лидирующее место (более чем у 70% детей) занимают нарушения, связанные с развитием опорно-двигательного аппарата (ОДА), которые способствуют ухудшению состояния здоровья и работоспособности отдельных органов и систем, в первую очередь сердечно-сосудистой и дыхательной. В настоящее время число детей, имеющих различные нарушения ОДА, неуклонно растет.

Ведущее место при устранении нарушений в развитии ОДА и укреплении здоровья принадлежит средствам физической культуры. Самым  гармоничным из них является плавание. При плавании тело пловца находится в горизонтальном положении, нагрузка на позвоночник минимальна и способствует восстановлению условий для нормального роста тел позвонков. Одновременно укрепляются мышцы позвоночника, всего скелета и стоп, совершенствуется координация движений, корректируется осанка. Но для того, чтобы занятия плаванием оказали максимальный реабилитационный эффект, детей необходимо в минимально короткие сроки обучить плаванию различными способами.

Актуальность и важность обучения плаванию детей дошкольного и младшего школьного возраста обусловлена, прежде всего тем, что первый пик несчастных случаев на воде приходится на возраст 5-9 лет, т.е. на дошкольный и младший школьный возраст. Поэтому особенно важно, чтобы дети этого возраста умели плавать.

Для обучения плаванию дошкольников и младших школьников разрешено использовать любую программу, в том числе с традиционным подходом при параллельно-последовательном освоении двух сходных по структуре движений способов: кроля на груди и кроля на спине.  Однако, известно, что именно  кроль на груди является очень сложным в освоении при начальном обучении в любом возрасте.  Так же плавание кролем и дельфином в полной координации не рекомендуется использовать и в лечебном плавании. Кроме того, при анализе специальной литературы не удалось обнаружить программ по обучению плаванию детей с нарушениями ОДА.

Для обучения плаванию детей с нарушениями ОДА была специально разработана «Программа по плаванию для детей от 3 до 7 лет с нарушениями ОДА» (автор Т.Е.Симина), в основе которой лежит «Программа по плаванию для детей от 2 до 7 лет» (автор Т.А.Протченко) основанная на одновременной методике. Цель «Программы» - овладение жизнесберегающим и здоровьеформирующим навыком плавания. Для эффективного осуществления которой необходимо решить следующие задачи:

 - расширять знания о значении занятий плаванием;

 - учить движениям руками, ногами различными способами плавания;

 - учить плаванию облегченными, неспортивными и спортивными способами в полной координации;

 - учить использованию элементов прикладного плавания;

 - учить плаванию на максимально возможное расстояние со сменой способов.

- осуществлять оздоровление детей, профилактику, стабилизацию и коррекцию имеющихся у них функциональных нарушений ОДА;

- учить выполнению специальных дыхательных, оздоровительно-развивающих и корригирующих упражнений.

С целью коррекции функциональных нарушений ОДА у детей в «Программу» были включены авторские разработки комплексов специальных дыхательных, оздоровительно-развивающих и корригирующих упражнений в воде с различными предметами и без них. Отдельную группу составляют упражнения у специально разработанного и изготовленного, по индивидуальному проекту, съемного поручня. Кроме того, «Программой» предусмотрено освоение воспитанниками элементов прикладного плавания (плавание с завязанными руками и ногами, плавание через водоросли, в одежде, оказание помощи уставшему на воде, транспортировка различных предметов и грузов и др.) Также в «Программу» были включены требования и нормативы для детей с функциональными нарушениями ОДА всех возрастных групп. Данная программа была апробирована в условиях городской экспериментальной площадки по плаванию и внедрена в работу детских садов города Москвы. По результатам экспериментальной работы была успешно защищена диссертация на тему: «Обучение плаванию детей 4-6 лет с нарушениями опорно-двигательного аппарата».

Особенностями данной программы является то, что она разработана для детей с функциональными нарушениями ОДА и предусматривает учет данных нарушений и индивидуальный подход при обучении плаванию. Также она предусматривает максимальное использование времени занятия в воде за счет переноса общеразвивающих и специальных плавательных упражнений, выполняемых в подготовительной части, на занятия по физической культуре и утреннюю гигиеническую гимнастику. Обучение детей проводится по одновременной методике с использованием элементов всех способов плавания, начиная с движений руками.

Использование большого разнообразия специальных дыхательных и корригирующих упражнений с предметами и без них, а также различных движений всеми способами плавания позволяет чередовать интенсивность физической нагрузки, поддерживать высокую моторную плотность  и повышать интерес детей к занятиям плаванием. Успешное освоение детьми с нарушениями ОДА навыка плавания обуславливает необходимость вывода их на глубокую воду с целью его закрепления.

Перед выпуском в школу воспитанники 6-7 лет, должны выполнять норматив «Умею плавать» - проплывать 25 метров, владея при этом всеми спортивными способами плавания.

В результате работы по данной «Программе»:

- ежегодно: 78 – 86% и более выпускников детского сада компенсирующего вида выполняют образовательный стандарт программы, проплывая 15-25 метров и владея всеми спортивными способами плавания;

- у детей 4-6 лет с нарушениями ОДА в 5 раз повысилась плавательная подготовленность;

- у 56-84% детей улучшилось состояние осанки во фронтальной плоскости и у 83-96% - в сагиттальной плоскости;

- у 52-76% отмечены улучшения в состоянии сводов стоп, у 24-39% произошла стабилизация;

- сократилось количество случаев заболеваний ОРЗ и ОРВИ на 18%.

Таким образом, активное использование инновационных технологий при обучении плаванию в образовательном комплексе  - «Программы по плаванию для детей от 3 до 7 лет с нарушениями ОДА», способствует не только успешному освоению воспитанниками навыка плавания и повышению уровня плавательной подготовленности, но и позволяет стабилизировать и корригировать у детей функциональные нарушения ОДА. Кроме того, воспитанники, обучающиеся по данной «Программе» ежегодно успешно участвуют в районных, окружных и городских водно-спортивных праздниках «Дельфиненок» и «Тест Мэра Москвы «Умею плавать», проводимых на глубокой воде, наравне со здоровыми детьми.

 

Список литературы.

1. Безруких М. М. Здоровьеформирующее физическое развитие. Развивающие двигательные процессы для детей 5-6 лет: пособие для педагогов дошкольных учреждений / М. М.Безруких. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 190 с.

2. Богина Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях : метод. пособ. / Т. Л. Богина. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 112 с.

3. Бородич Л. А. Занятия плаванием при сколиозе у детей и подростков / Л. А. Бородич, Р. Д. Назарова. – М.: Просвещение, 1988. – 77 с.

4. Булгакова Н. Ж. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание:

учеб. пособ. для ст-тов / Н. Ж. Булгакова [и др.]. – М.: Academia, 2005. – 429 с.

8. Воронова Е. К. Программа обучения плаванию в детском саду / Е. К. Воронова. –  СПб.: Детство-Пресс, 2003. – 80 с.

11. Осокина Т. И. Обучение плаванию в детском саду: кн. для воспитателей / Т. И. Осокина, Е. А. Тимофеева, Т. А. Богина. – М.: Просвещение, 1991. - 157 с.

13. Протченко Т. А. Программа по плаванию для детей от 2 до 7 лет / Т. А. Протченко, Ю. А. Семенов. – М., 2007. – 24 с.

14. Семенова С. С. Коррекция осанки в процессе обучения плаванию детей 7-11 лет: автореф. дис. … канд. пед. наук / С. С. Семенова. – СПб.,  2000. – 24 с.

15. Симина Т.Е. Обучение плаванию детей 4-6 лет с нарушениями опорно-двигательного аппарата: автореф. дис. … канд.пед.наук / Т.Е.Симина. – М., 2010. – 24 с.