Воскресенье, февраля 18, 2018

"Развитие учебных компетенций у студентов, осваивающих программы среднего профессионального образования"

Автор: Разумовская Елена Васильевна, кандидат педагогических наук, зам. декана по учебной работе факультета среднего профессионального образования Российской международной академии туризма, г. Химки. E-mail: kollrmat.06@mail.ru

 

Автор статьи работает на факультете СПО Российской международной академии туризма зам. декана по учебной работе и ведет историю как общеобразовательную дисциплину на 1 курсе.

Объемность и динамичность программы, ориентация на развитие учебных умений и навыков студентов 1 курса, ставит перед преподавателем задачу поиска оптимального режима для эффективного освоения ими  дисциплины история.  Автор  для себя определил первоочередную педагогическую задачу – развитие у студентов учебных компетенций, способствующих воспринимать историю не как череду событий, а как исторический процесс, где можно проследить логику и взаимосвязь событий, оценить роль личности в истории, понять место истории Отечества в контексте мировой истории. 

Компетентностный подход сегодня является существенной составляющей современных педагогических технологий.

Из разных видов компетентностей (исследовательских, ключевых, коммуникативных, личностно-адаптивных, компетентности сотрудничества, организаторских и др.) наиболее важными являются учебные. Учебные компетенции студента включают определенный набор самостоятельных действий студентов, в том числе: умение организовать  процесс изучения; решать учебные и самообразовательные задачи; как связывать воедино, так  и использовать отдельные части знания; извлекать пользу из образовательного опыта; принимать на себя ответственность  за получаемое образование.

Необходимо учитывать, что при включении компетентностного подхода в педагогический процесс меняется роль преподавателя. Функции смещаются с назидательного, всезнающего педагога на позицию наставника,  «тьютора», партнера, координатора. Автор свою роль в реализации программы по истории видит в том, чтобы увлечь студентов проблемой и процессом исследования исторического материала; стимулировать творческое мышление при помощи умело поставленных вопросов; адресовать к нужным источникам  информации только в тех случаях, когда студент  начинает чувствовать  безнадежность своего поиска; предоставлять возможность  для обмена мнениями в ходе обсуждения проблем; стимулировать самостоятельную деятельность студентов по исследованию проблемы; завершать обсуждение по вопросу до появления признаков потери интереса студентов к  поставленной проблеме.

При использовании компетентностного подхода важно сформировать устойчивую мотивацию студентов. Этот вопрос необходимо перенести из плоскости теоретической в плоскость практическую. В настоящее время существует ряд уже традиционных  способов повышения  внутренней мотивации в учебном процессе, используя которые можно избежать многих трудностей. Автор считает, что лучше приучать студентов к анализу и сравнению  своих собственных результатов и достижений с предыдущими, развивать научно-исследовательскую деятельность, разнообразить разные форм самостоятельной работы, использовать  активные виды деятельности.

 Развитие учебных компетентностей невозможно осуществить без организационных изменений форм учебной деятельности. Поэтому преимущество получили формы, где проявляется самостоятельная деятельность студентов, в том числе анализ текста и  обобщение информации, обсуждение, выступление, организация работы в парах, в микрогруппах по обсуждению и разработке коллективного решения по заданным проблемным вопросам темы, деловая игра, занятие-конференция и др.

Практика показала, что наиболее эффективными являются работа с историческим  материалом в паре; работа с материалом и составление теста или вопросов для проверки знаний  студентов; самостоятельная работа с учебным материалом, научной статьей для подготовки к контрольной работе, работа с текстом учебного пособия.

Так, работа с текстом включает сосредоточенное чтение и его осмысление, структурирование текста, поиск ответов на вопросы. Необходимо учитывать, что уровень сложности заданий с вопросами могут варьироваться. Вначале работы с текстом задаются вопросы, касающиеся хроники событий, деятельности исторических личностей, более сложные вопросы включают выявление причинно-следственных связей, выделение из общего текста основных положений  реформы или документа, творческие вопросы предполагают описание собственной оценки событий с обоснованием своей точки зрения, проведение сравнительной характеристики событий разных временных периодов и др.

Важно подобрать такой учебный материал для студента, чтобы он заинтересовал его, стимулировал к поисковой, аналитической деятельности, позволял раскрыть потенциальные возможности студента. Содержание заданий индивидуальной работы по истории должны содержать  творческие элементы, например, обоснование своей точки зрения, интерпретация текста, составление схемы, диаграммы.

Обязательным элементом взаимодействия со студентами является знакомство с требованием при выполнении творческих заданий, например, любое из подготовленных  заданий задаётся на определенное время, для того, что студенты были сконцентрированы на его выполнение; задания должны располагаться по степени их усложнения, что позволяет учащимся включиться в мыслительный  процесс и выполнить задания по мере своих способностей и учебной подготовки; оценка заданий включает ряд показателей: проявление самостоятельности, уровень раскрытия вопроса, полнота выполнения задания, внесение творческого начала.

При моделировании занятия преподавателю необходимо тщательно продумать форму отчета студентов и критерии оценки по результатам  выполнения учебной работы (публичное выступление, практическая работа и др.). Автор разработал следующие критерии оценки публичного выступления: умение выстраивать свою речь (вступление, суть проблемы, собственная позиция), грамотность исторического  языка, эмоциональность выступления, содержание выступления (может носить характер познавательный, исследовательский, констатирующий), стремление автора не читать свое выступление, а представлять устно материал на память. Нельзя не учитывать, что разработка правил публичного выступления, критериев оценки студентов может стать предметом совместного обсуждения.

Автор в своей деятельности разработал и применяет следующие показатели сформированности учебных компетенций:

1 уровень включает следующие критерии: владеет понятийным аппаратом, знает и ориентируется в основных событиях и датах изучаемой темы, при объяснении материала может выполнить 1-2 элемента задания ( выделить 1-2 причины, события..), готовится к семинарским занятиям, но не активен, предпочитает слушать или делать небольшие дополнения, при обсуждении вопроса, проблемы  в группе не высказывает идей, нестандартных решений, его работа в группе – пересказ событийного ряда;

2 уровень включает следующие критерии: выявляет причинно-следственные связи в событии, успешно справляется с заданиями по ходу лекции (выделить…., найти причину…, дать характеристику…), выступает с творческими работами, подготовленными самостоятельно, выступает от группы на семинарах, работает в паре при выполнении творческого задания у доски (составить схему, обосновать основные положения…);

3 уровень включает следующие критерии: вступает в дискуссию на семинаре и владеет культурой ее ведения,  в системе ведет конспекты, самостоятельно выполняет работы, выступает с ними и обосновывает свою позицию, если она не совпадает с групповой, предлагает решения при обсуждении исследовательской задачи, ведет исследовательскую работу.

В заключении можно отметить, что образовательная деятельность преподавателя – большое поле для творчества, для разработки своей системы ведения учебных занятий, активного применения современных технологий, в том числе компетентностного подхода в своей педагогической практике.

 

Список литературы:

1.Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании. Проблемы интеграции М.: Логос,2009.

2.Гузеев В.В. Эффективные образовательные технологии. М. 2006.

3.Ибрагимов Г. И. Государственный образовательный стандарт и формирование системы контроля качества подготовки выпускников // Среднее профессиональное образование.-2002.-№1.- С. 10-14.

4.Колин Н. Вызовы 21 века и проблемы образования - М., 2000.- 145с.

5.Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация/ Пер. с англ. – М.: Когито-Центр,2002.

6.Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении. Научно-методическое пособие. А.В.Хуторской – М.:Издательство «Эйдос», Издательство Института образования человека, 2013 (серия «Новые стандарты»).