Воскресенье, августа 19, 2018

"Прямое участие предприятий в профессиональном образовании – один из приоритетов государства"

Автор: А.В. Петрушкевич,  Л.В.Воронина. ГБОУ СПО  Политехнический техникум №2, город Москва.

 

Если проанализировать сложившуюся ситуацию в профессиональном образовании, то обращает на себя внимание разрыв между производством и производственной базой образовательной организации. Не всем профессиональным образовательным организациям СПО удаётся приблизить свою материальную базу к производственной базе, да это и ненужно. В современном мире угнаться за стремительным ростом производства практически не возможно, но к нему надо стремиться. Необходимо искать новые пути профессиональной подготовки специалистов.

Извечная проблема российского профессионального образования — пропасть между теорией и реальностью. Россия по-прежнему остается уязвимой к колебаниям конъюнктуры мировых сырьевых и финансовых рынков. Среди ограничивающих факторов — острый дефицит высококвалифицированных рабочих, как на федеральном, так и региональных рынках труда.Одним из механизмов решения данной задачи может стать внедрение дуальной системы образования.

Дуальное образование – один из приоритетов государства в развитии отечественной промышленности и экономики в целом. «Наша с вами общая задача – обеспечить новое качество экономики, развитие отечественной промышленности, - отметил президент РФ Владимир Путин в приветственной речи делегатам съезда Российского союза промышленников и предпринимателей. - Это мотор долгосрочного экономического роста, научного прогресса, решения социальных проблем... Россия должна быть конкурентоспособной по всем ключевым параметрам деловой среды. Поэтому продолжим создание максимально благоприятных условий для инвестиций, для становления новых производств, для подготовки квалифицированных кадров». Внедрением дуального образования в России занимается учреждённое правительством Агентство стратегических инициатив (АСИ).

Под дуальной системой образования понимают систему, когда образование молодых людей по признанной профессии происходит в двух учебных заведениях. С одной стороны это профессиональное образовательное учреждение, а с другой стороны - обучающее предприятие. Оба учреждения являются по отношению друг к другу независимыми партнерами.

Новая экономика трансформировала традицию «штучной» подготовки мастером ученика в дуальную систему обучения. Эта особая форма подготовки квалифицированных работников на основе тесного взаимодействия предприятий и профессиональных школ: ученики обучаются профессии у прошедших специальную подготовку «мастеров». Наши молодые люди после школы стремятся поступить в ВУЗ. А более половины детей в европейских странах, например, в Германии проходят через профессионально-техническое образование, предпочитая научиться что-то делать руками. В настоящее время насчитывается несколько сотен профессий, изучить которые можно по дуальной системе, и список этот постоянно пополняется.

Дуальная система позволяет совместить в учебном процессе и теоретическую, и практическую подготовку. Одновременно с учебой обучающиеся осваивают избранную профессию непосредственно на производстве, то есть учатся сразу в двух местах: 1-2 дня в неделю в ОУ, остальные время — на предприятии. В ОУ обучающиеся получает теоретические знания, изучая как специальные предметы по избранной профессии, так и общеобразовательные, а мастера на предприятия помогают им приобрести практические навыки, обучают тонкостям и премудростям профессии, которых нет ни в одной книжке. (Вспомните опыт профессиональных училищ и техникумов созданных и работающих на территории предприятий в 70-80 годы прошлого столетия – завод «Динамо», завод им. Лихачева, кондитерская фабрика им. Бабаева.  и т.д.). Программа обычно рассчитана на два, три года и завершается экзаменом, который принимает комиссия в состав которой входят представители предприятия, ОУ и региональных ремесленных или торгово-промышленных палат. Успешно сдавшие экзамен выпускники получают свидетельство, дающее право работать по специальности. 

По системе дуального образо­вания может так же производиться обучение в рамках краткосрочных курсов. Такая форма подготовки и переподготовки работников позво­ляет гибко совмещать прохождение теоретического курса и профессиональной подготовки специали­стов непосредственно на рабочих местах и обеспечить присвоение обучаемым более высоких квали­фикаций (разрядов), а так же возможность расширения функциональных обязанностей. График учебного про­цесса по дуальной системе образования разрабатывается с учетом специфики каждого конкретного предприятия и требований к компетентности и квалификации обучаемого в соответствии с требованиями стандартов, работодателя и специфики производства (наличия нового и устаревшего оборудования, автоматизации производства, поточных линий, робототехники, компьютерных сетей  и т.д. учитывая полный цикл производства от комплектации до приемки).

Дуальная система предполагает прямое участие предприятий в профессиональном образовании кадров.  Предприятие предоставляет условия для практического обучения и несёт все расходы, связанные с ним, включая возможную ежемесячную оплату обучающемуся. Учебные заведения на равноправной основе сотрудничают с предприятиями, на базе которых осуществляется производст­венное или практическое обучение [2]. Для формирования контингента обучаемых между работодателем и учебным заведением оформ­ляется соответствующий договор, в котором учитываются квалификационные требования к специа­листам, условия организации процесса обучения и проведения квалификационных экзаменов. Заключение трех сторонних договоров (ОУ - обучающийся – предприятие ) даст наибольший эффект в подготовке специалистов – каждая из трех сторон знает свои права и обязанности друг перед другом. Таким образом, одновременно с обучением учащийся осваивает избранную профессию непо­средственно на производстве, т.е. учится сразу в двух местах: в учреждении образования и на пред­приятии.

Основные цели и задачи данного вида обучения:

1.Развитие технического и профессионального образования путем создания высокоэффективной конкурентоспособной системы подготовки и переподготовки кадров рабочих и технических специа­листов.

2.Внедрение в учебный процесс организаций профессионального образования новых  современных техноло­гий обучения.

3.Дальнейшее развитие системы непрерывного профессионального образования.

4.Стимулирование разработки, переработки и усовершенствования профессиональных стандар­тов рабочих и технических специальностей.

Для реализации поставленных целей необходимо решить следующие задачи;

1.Приведение объёмов, профилизации и территориального размещения организаций подготовки рабочих и технических кадров в соответствие с потребностями рынка труда, динамикой и перспекти­вами развития отраслей народного хозяйства и социальной сферы и с учетом инновационной направ­ленности экономической стратегии развития.

2.Развитие многопрофильной и многофункциональной сети учебных заведений профессиональ­ной подготовки и переподготовки рабочих и технических кадров, обеспечивающих удовлетворение потребностей населения и рынка труда.

3.Изменение и качественное обновление содержания и структуры учебных образовательных программ для системы подготовки и переподготовки рабочих и технических кадров, обеспечиваю­щих их высокий профессионализм и мобильность.

4.Создание благоприятных условий для кадрового, научно-методического и материально-технического оснащения организаций образования профессиональной подготовки и переподготовки.

Дуальные образовательные программы открывают дополнительные возможности повышения эффективности подготовки рабочих и технических кадров высшей квалификации, обеспечивают диверсификацию профессионального образования, т.е. позволяют увеличить разнообразие предлагаемых профессиональных программ, что способствует более разностороннему профессиональному развитию обучающихся. Взаимопроникновение и взаимовлияние различных систем (наука и образование, наука и производство и т.п.) обеспечивают взаимосвязь, что приводит к качественным изменениям в про­фессиональном образовании. Работодателям, в конечном счете, экономически целесообразно инвестировать в образование, поскольку «на выходе» они получают готового специалиста, досконально знакомого с особенностями работы именно этого предприятия (организации), а для обучаемых дуальное образование, наряду с оптимальной передачей профессионального опыта, означает и совсем иную степень социализации: молодые люди проходят проверку и учатся утверждать свою позицию в производственных условиях и, тем самым, в ситуациях «реальной жизни». Подготовленные кадры по окончании обучения сразу же могут быть задействованы в произ­водстве, необходимость профессиональной адаптации отпадает. Основным принципом формирования образовательной программы является максимально воз­можный учет потребностей и требований к квалификации и компетентности работника со стороны работодателя, но без ущерба для общетехнической и общетеоретической подготовки. При разработке учебной программы нужно руководствоваться не специальностью, которую получает студент, а компетенциями — набором на­выков и умений, дающих возможность менять специальности в течение жизни.

Теоретические знания студенты средних профессиональных учебных заведений приобретают в аудиториях, а практические – непосредственно на производственных предприятиях, их будущем рабочем месте. Этот проект был одобрен президентом России Владимиром Путиным, который считает развитие государственно-частного партнерства в сфере профессионального образования одной из важных задач, стоящих перед профессиональным образованием.

 

Список литературы

1.Агранович М.Л. Экономические и социальные эффекты образования. Опыт статистического анализа. — М.: Просвещение, 2001. — 256 с.

2. Глайсснер О.Ю. «Система высшего образования в Германии: великое множество путей»// Журнал «Alma mater», №10, 2008 г., стр.59-60.

3 Аникеев А.А., Артуров Е.А. «Современная структура образования в Германии»//Журнал «Alma mater», №3, 2012г., стр.67-68.

4. Камербаев А.Ю, Кашук Л.И. «Для подготовки кадров новой формации»// Журнал «Современное образование», №2 (86) 2012 г., стр.55-57.

5. Полянин В.А. «Образовательная система дуального формата и профессиональное самоопределение педагога»// Журнал «Образовательные технологии», № 2, 2010г., стр.68-96.

6. Пресс-служба Министерства образования и науки РК для сайта Pm.kz

7. Родиков А.С. Некоторые аспекты профилизации образовательных услуг дуальной системы европейского образова­ния // Вестник Военного университета. — 2010. — № 3 (23). — С. 41-46.