Воскресенье, февраля 18, 2018

"Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с народными промыслами. Пермогорская роспись"

Автор:  Зимирева Татьяна Сергеевна, воспитатель МДОУ «Детский сад № 19 «Родничок», г. Котлас. E-mail: natakopos@mail.ru

 

«Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено, что народ пронес через столетия».

М.И. Калинин

 

Еще со времен зарождения цивилизации человек старался украшать свой быт изделиями декоративно - прикладного творчества. День за днем люди совершенствовали свое умение изготавливать красиво украшенные символическими изображениями предметы, формировался стиль, характерный рисунок, цветовая гамма. С годами такие изделия стали использовать не только в быту, но и для украшения. Изделия народных ремесел впитали в себя всю культурно-историческую особенность нации, поэтому они всегда были понятны и интересны детям.

Многие ремесла уже позабыты, многое утрачено... Богатейшая культура России, русского Севера нуждается в бережном восстановлении, передаче из поколения в поколение. Поэтому одной из задач художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста стала задача передать особенности культуры и истории нашей малой родины, того уголка необъятной России, где мы родились, того края, где мы живем! Богата Русь народными умельцами, но, пожалуй, такого разнообразия форм творчества, как у нас на Севере, вряд ли где можно найти!

Актуальность темы состоит в том, что произведения народного прикладного искусства играют важную роль в художественном развитии детей дошкольного возраста: в развитии их воображения, фантазии, в формировании художественного вкуса, в обогащении образной выразительности создаваемых детьми работ. В содержание эстетического воспитания на первое место выходят проблемы передачи детям творческого опыта через приобщение к народной культуре, формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, создание условий для творческого саморазвития личности ребенка в процессе разных видов художественной деятельности. Поэтому мы поставили перед собой цель: Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с народными промыслами на примере северной народной росписи Пермогорья.

Для реализации цели я поставила следующие задачи:

1.Дать представление об истории народного промысла, о художественных образах пермогорской росписи, её эстетических особенностях и о технологии создания.

2.Учить детей составлять узоры и композиции по мотивам народной росписи Пермогорья.

3.Развивать художественные способности у детей: чувство цвета, ритма, композиционные умения.

4.Воспитывать у детей любовь к русскому прикладному народному искусству.

5.Воспитывать уважение к работе народных мастеров.

6.Активизировать словарь: растительный орнамент, завиток, тычок, травка, элемент.

Пермогорская роспись — это традиционное искусство Русского Севера, имеющее глубокие корни в культуре нашего народа. В ней отразились климатические и исторические особенности Архангельской области. Происхождение названия росписи связано с расположением местности (на высоком берегу Северной Двины располагались первые горы). Пермогорская роспись удивляет нарядностью белого фона, затейливостью композиций и простотой рисунка. Возникла роспись, вероятнее всего, в XVIII веке. Роспись несла красоту и радость, утверждая заодно и моральные устои крестьянской семьи. На стенках коробов и колыбелей писали жанровые сценки: семейная трапеза, поездка в возке, бык, единорог, охотник и птицы, ткачиха за станом, пряха за прялкой, швея за швейкой, мальчик на коне, мужчина с котомкой за плечами, мальчик с собакой. Свободное поле заполняли растительным узором, а по ободкам верх и низ расписывали геометрическим орнаментом. Пермогорская роспись – графического типа, так как первоначальный рисунок наводится контуром: сначала наносили грунт (мел с клеем), затем покрывали белилами, ножом или циркулем наносили контуры рисунка, раскрашивали, а поверху гусиным или сорочьим пером наводили черной краской контур, олифили. Основным цветом был красный, сопутствовали ему зеленый и желтый. Иногда использовали и синий кобальт, чуть «золота». Красный преобладал, отчего роспись кажется особенно праздничной и нарядной. Использовали всего несколько элементов: бордюры-ленточки, округлые листочки и ягодки, трилистники, тюльпановидные цветы, петушков, птицу Сирин, а также жанровые сценки из повседневной жизни. Небогатая палитра, всего четыре краски – но роспись превращала деревянные предметы в подлинные произведения искусства.

В процессе работы над темой я использовала такие формы и методы работы:

- Организованная непосредственно - образовательная деятельность. Для этого был разработан перспективный план, занятия организовала по принципу тематического планирования, с разными сказочными персонажами. В занятиях применялись словесные, наглядные, практические методы, были включены беседы, чтение художественной литературы, дидактические, сюжетно-ролевые, народные игры.

-Совместная деятельность педагога и детей. Рассматривание предметов декоративного искусства. Ознакомление с народными промыслами дополнялись музыкальным сопровождением. Кроме этого, проводили наблюдения в быту и природе. На прогулках ходили в парк, огород. Вместе с детьми рассматривали листья, ягоды, цветы, завиточки, определяя форму, строение, цвет, оттенки. Собирали листья, разный природный материал и в свободное время комбинировали их, составляли узоры, композиции. Организовывали экскурсии в музей, детскую библиотеку, посещение тематических выставок, проводили конкурсы рисунков и поделок.

Этапы работы по ознакомлению детей с пермогорской росписью:

1-й этап. В старшей группе знакомим детей с бытом Русского Севера и с историей развития данного промысла: рассматривание иллюстраций с изображением изделий народных мастеров, знакомство с особенностями пермогорской росписи: орнамент, композиции, тематика сюжетных сцен, колорит, контраст белого фона и традиционных цветов (красного, желтого, зеленого), отделка росписи черным цветом, которым выполняются контур, стебли, точки, завитки. Далее дети упражнялись в изображении простым карандашом основных элементов – геометрических. Здесь дети знакомятся с элементарными правилами разметки, цветового заполнения. На этом этапе учимся составлять композиции в квадрате, круге и полосе. Эту работу начинаем с рассказа об основных видах композиции, на основе которых строится декорирование изделий, о видах симметрии, соотношении размера и важности какого-либо композиционного элемента.

2-й этап. В подготовительной группе рисуем растительные элементы: трилистники различной формы, тюльпаны, купавки, листья. Делаются пояснения о постановке руки и характере мазка. Осваиваем зооморфный орнамент – это птица Сирин, курочки, лошади, собаки, рыбы и т.д. Затем дети выполняют практическое задание, которое сопровождается рассказом воспитателя об истории этих образов. Само задание состоит из рисования элементов, а за тем и небольших композиций, включающих в себя как растительные, так и зооморфные элементы. Дети получают более глубокое представление о симметрии, соотношении размера и важности какого-либо композиционного элемента. Например, животные и птицы будут больше по размеру, чем цветы, а цветы в свою очередь – больше, чем листья и ягоды. Композиция выполняется карандашом на бумаге.

3-й этап. Выполнение эскиза изделия на бумаге в натуральную величину. На данном этапе дети учатся сопоставлять изделие из дерева, в частности его размер, с росписью. Нужно объяснить, что мелкий орнамент не может воспроизводиться на большой форме, а круглая форма подразумевает другую компоновку узора, нежели плоскость, прорисовку элементов росписи.

Для более качественной работы по ознакомлению детей с пермогорской росписью я организовала предметно-развивающую среду в группе: дидактические и развивающие игры, альбомы с иллюстрациями хохломской, гжельской, дымковской росписи; изготовили  с детьми из папье-маше разнообразную посуду, тем самым создались условия для самостоятельной деятельности детей. Родители стали активными помощниками во всех начинаниях: при подготовке к утренникам шили костюмы, изготавливали предметы народного быта, уголки ряженья, атрибуты для игр, помогали подготовить и провести беседы, совместные праздники, посиделки, конкурсы, экскурсии, викторины, совместные выставки «Моя семья», «Дары осени», конкурсы «Моя мама - мастерица». Для коллег мною был проведен мастер-класс по пермогорской росписи. Воспитатели в групповых уголках помещали познавательный материал к праздникам (Новый год, Масленица, Пасха), а также такие консультации, как: «Любимые народные игры детей», «Родные сказки».

 

Список литературы:

1.Костомарова Т., Пантелеева Н. Исскуство как фактор воспитания любви к родному краю //Дошкольное воспитание. 2006. № 2. С. 3-8.

2.Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников. Москва. Педагогическое общество России. 2005.

3.Коробицина Т.А. Цветы, травы писать – добра, счастья искать. – АО ИППК РО: Арханельск, 2008.

4.Чебан А.Я., Бурлакова Л.Л. Знакомим дошкольников с народной культурой. И.: ТЦ Сфера, 2012.