Среда, декабря 12, 2018

"Эстетическое воспитание в России: реалии и перспективы"

Автор: Литвиненко Л.П., преподаватель, методист ГБОУ СПО ПК №15, Москва. E-mail: litvaluda@mail.ru

 

Эстетика как философская наука является одновременно и теорией чувственного познания, и теорией художественной деятельности, искусства.

В процессе изучения категории «эстетическое» сформировалось устойчивое и теоретически обоснованное представление об этой категории как о духовном, чувственном отношении человека к окружающему миру. Но зачастую люди обывательского мышления трактуют чувственное как нечто плотское, ограниченное и прямо противоположное духовному. А духовное отношение понимается обычно как умозрительное, основанное на аскетическом отрицании чувственного удовольствия [2, c.64].

В истории мировой культуры сообразно с этими представлениями создавались стереотипы человека падкого к удовольствиям и, соответственно, деградирующего духовно, и наоборот, аскета, сознательно отказывающегося от радостей жизни ради духовного совершенствования. Эта дилемма разрешается эстетическим развитием общества, когда чувственная потребность человека способна удовлетворяться без обязательного физического обладания предметом, потому что эстетическая потребность свободна от узкокорыстной, исходящей лишь из какой-то частной односторонней потребности; она предполагает целостность человека в каждом частном отношении к миру [2, c.64].

Очень важно в обществе формировать эстетические потребности, чтобы оно, развиваясь материально, не утратило гармонии в процессе всемирно-исторического движения.

Из сказанного выше мы можем сделать вывод, что существует проблема развития эстетических чувств и предпочтений молодёжи, потому что ни для кого не секрет, что молодёжь – это будущее любого общества. И это будущее обеспечивается духовными, эстетическими накоплениями общества. Поэтому важно, чтобы были созданы все условия для развития гармонически развитых, процветающих, духовно богатых поколений – творцов культуры.

К сожалению, общество, сделавшее материальное благополучие и обогащение смыслом и философией своего существования, формирует соответствующую культуру и жизненные потребности молодых людей. Молодой человек в предложенных житейских обстоятельствах идентифицирует себя лишь в рамках массовой культуры, унифицирующей его эстетические потребности. Способствуют такому положению дел и средства массовой информации, возводящими в культ мир моды, мир вещей, преобладание физической силы над духовной, вседозволенность.

Наши дни отмечены усилением стандартизации культурного потребления и досугового поведения молодёжи, утверждённого пассивно-потребительского отношения к культуре. Наряду с обеднением культурных потребностей прослеживается тенденция к прагматизму. Если ранее в потребностях молодёжи превалировала ориентация на творческие виды деятельности, в том числе и в познавательной сфере, сегодня приоритеты познания творческой деятельности и, тем более, нравственных потребностей утрачены.

Продолжается тенденция дальнейшей дегуманизации и деморализации социокультурных ценностей, что выражается прежде всего в принижении, деформации и разрушении позитивного образа человека. Данная тенденция проявляется в неослабевающем интересе молодёжи к восприятию сцен насилия и секса, жестокости и натуралистичности в кинематографе, на телевидении, интернет-пространстве, рок-музыке, в театре, литературе, в изобразительном искусстве.

Народная культура воспринимается большей частью молодёжи как анахронизм. Между тем, именно этническая культура является цементирующим звеном культурной преемственности в любом обществе, без неё невозможно формирование у молодого поколения любви к Отечеству, знания истории и традиции своего народа.

Развитие эстетических чувств и предпочтений не может происходить стихийно, потому что личность должна быть адаптирована к социуму не только с точки зрения соблюдения нормативных законов общества, но и с точки зрения сохранения культурно-нравственных традиций. Поэтому развивать названные предпочтения призвано эстетическое воспитание с учётом особенностей эстетического развития молодых людей, потому что именно в юношеские годы общий процесс взросления приводит к появлению такого фактора духовного развития молодого человека, как самовоспитание. В силу этого «завершение формирования всего его сознания, и, в частности, эстетического сознания протекает как взаимодействие трёх сил: 1) целенаправленной воспитательной деятельности… всех… взрослых, так или иначе участвующих в воспитании; 2) стихийной и неосознаваемой воспитательной деятельности сверстников, в общении с которыми формируется сознание и поведение каждого молодого человека; 3) его самовоспитание как сознательный ориентации собственных действий на освоение определённых пластов культурного наследия, на подражание поведению определённых людей и т.п.» [2, c.65].

Эстетическое воспитание в самом широком смысле – это передача опыта и навыков, приобретённых обществом. В человеке воспитывается вся совокупность его социальных качеств. Формы передачи опыта могут быть различными. Они усложняются по мере развития личности, а в историческом процессе - по мере усложнения структуры знания и общественных отношений. Но они не должны прерываться; движение истории невозможно без активной передачи новым поколениям достижений человеческой культуры.

Эстетическое воспитание и эстетическое развитие не тождественны. В систему многообразных способов эстетического развития личности входит всё богатство среды и жизнедеятельности общества [1, c.89].

Следует обратить внимание также и на такой парадокс в развитии и бытовании в России эстетического и художественного воспитания, как отсутствие непосредственных связей этих видов воспитания со всей существующей системой общественных отношений, с хозяйственно-экономической деятельностью общества и каждого его члена, с образом и стилем жизни граждан России. В нашей стране так складывались эти отношения, что когда-то и где-то при появлении энтузиастов местные власти шли на какие-то уступки требованиям общественности. Сегодня региональные комитеты образования предоставляют право самим директорам школ, гимназий, лицеев, колледжей, учебно-воспитательных комплексов и центров определять образовательные программы в пределах, разработанных и утверждённых Министерством образования РФ основных базовых показателей по всем предметам школьного цикла.

Важно, чтобы создавалась государственная система и образования, и воспитания, ориентирующая все воспитательные и образовательные учреждения на такие общие высокие цели, которые и всё общество, и каждого его гражданина выводили на качественно новый уровень жизни и гармонизовали бы все взаимодействия человека с миром, соединяли бы все существующие виды воспитания в такое органичное и естественное единство, которое давало бы современному человечеству полнокровную целостную личность, живущую напряжённой творчески-созидательной деятельностью. Тогда все достижения московских, санкт-петербургских и других энтузиастов эстетического воспитания обогатят общее дело подготовки новых и новых поколений россиян к полнокровной жизни в условиях современной цивилизации и культуры, нацеленных на формирование благополучно и мирно живущего Всечеловечества. К этой великой и благородной цели человечество движется ведь очень мелкими шажками, крохотными завоеваниями каждого народа.

Сегодня роль эстетического воспитания нельзя недооценить. Во-первых, мир предстал разъятым, раздёрнутым разными научными и мировоззренческими тенденциями; необходимо восстановление единой картины мира познавательными моделями, что в известной мере вернуло бы человеку состояние психологической устойчивости. И это под силу именно эстетическому восприятию, позволяющему осуществиться целостному охвату мира в его единстве.

Во-вторых, повсеместная компьютеризация при всех её достоинствах обедняет человека эмоционально. Страдает при этом его способность полнокровно и адекватно воспринимать мир. Эстетическая культура помогает процессу восстановления единства души и единства картины мира в их соответствии.

В-третьих, эстетическое переживание охватывает состояния от эмоциональных до духовных, отталкиваясь от вещественных форм, пробуждает эмоции, способные вести в духовную сферу; недаром величайшие мыслители утверждали, что эстетика - вершина философии. Тем самым эстетическое объединяет и внутренний мир человека, и всю сложную реальность бытия [2, c.289].

Таким образом, эстетическое воспитание, позволяющее человеку открыть многомерность собственного мира и многогранность мира внешнего, позволяющее ощутить себя в единстве с этим единым миром, необходимо человеку всегда, особенно сейчас. Особенно сейчас важно и актуально научить человека эстетически воспринимать мир и свою связь с ним, воспитать в нём потребность в красоте и способность видеть, узнавать, создавать её.

Красота не спасёт мир сама по себе, если останется лишь тенденцией, которая может оказаться неувиденной, непонятой, невостребованной. Мир может спасти человек, просветлённый красотой, то есть увидевший правоту гармонии и поверивший в её возможность. Ведь по большому счёту красота больше похожа на действительную жизнь, чем порой сама реальная жизнь, так как она показывает потенциал возможного в жизни, должного, мыслимого как идеального.

 

Список литературы:

1. Лабковская Г.С. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1983 – c. 89.

2. Левчук Л.Т., Кучерюк Д.Ю., Панченко В.И. и др. Эстетика: Уч. пособие. К.: Выща шк., 1991. – c. 64, 65, 289,293.