Воскресенье, февраля 18, 2018

"Деятельность первых психологических лабораторий в России как модель подготовки психологических кадров"

Автор: Дубровина Лариса Анатольевна, канд. психолог. наук,  доцент, доцент кафедры социальной педагогики и психологии Владимирского государственного  университета имени А.Г.Столетова и Н.Г.Столетова (ВлГУ), г. Владимир. E-mail: dubrovina69@bk.ru

 

В современной российской действительности большое внимание уделяется квалифицированных кадров, отвечающих мировым требованиям, в образовании применяется компетентностный подход (вместо привычного формирования знаний, умений и навыков). Однако, в погоне за соответствием мировым требованиям, копируя модели образования на Западе, Россия утратила уникальность, а во многом и качество, собственного образования. Появилась проблема формализации образования, утраты глубины профессиональной подготовки в погоне за количественными показателями «эффективности». В таких условиях актуализировалась потребность возврата к своим истокам, творческого осмысления и применения достижений подготовки кадров в отечественном образовании. Имеет смысл провести анализ деятельности первых психологических лабораторий в России, в рамках которых проводилась профессиональная подготовка психологических кадров.

В рамках компетентностного подхода к профессиональной подготовке психологов представляет интерес анализ деятельности первых психологических лабораторий в России,  создаваемых  при учебных заведениях. Как отмечал В.М.Бехтерев, основатель первой в России экспериментально-психологической лаборатории (1885 г.), научные лаборатории помогают сблизить рациональное и чувственное познание, сделать его истинно целостным  [1].  Ученый говорил о необходимости реализации принципа единства теории, практики и эксперимента. «То, что вырабатывается в кабинетах и лабораториях, применяется затем у кровати больного, служит предметом лабораторных исследований»[1,с.8]. Впервые мысль о создании особого института с клиниками и лабораториями для психологических и неврологических исследований была высказана В.М.Бехтеревым в 1903 г. В 1904 г. Бехтерев выступил с предложением об организации Психоневрологического института на заседании Русского общества нормальной и патологической психологии. Ученый хотел создать институт с широким кругом  изучаемых проблем. Он говорил:  «Познать и изучить душевнобольного, чтобы облегчить его страдания и, где можно, излечить, - не значит ли это разрешить больные и самые жгучие вопросы нашей общественной жизни»[1,с.15-16].

Открывшаяся в 1896 г. психологическая лаборатория в Новороссийском университете (в Одессе) в отличие от других была организована при кафедре философии историко-филологического факультета Н.Н.Ланге. В психологической лаборатории Ланге  широко развернулись исследования по когнитивной психологии, изучались психологические механизмы восприятия. Ланге считал, что подготовка специалиста немыслима без его активной экспериментальной деятельности.

За развитие экспериментальных психологических исследований и открытие лабораторий выступал Н.Я.Грот. В 1895 г. в Московском психологическом обществе он сделал доклад «Основания экспериментальной психологии», в котором раскрыл суть психологического эксперимента. [2]. Психологический эксперимент, по словам  Грота, должен быть принципиально иным, чем эксперимент в естествознании, поскольку предметом исследований является внутренний, а не внешний опыт, как в естественных науках. Психические факты, как считал Грот, требуют особых приемов и методов изучения. Они доступны наблюдению только благодаря внутреннему чувству, интроспекции.   Поэтому надо отличать смешанный – психофизический  и психофизиологический – эксперимент от чисто психологического,  который должен определять чисто психологические отношения – «связь и зависимость между психическими явлениями, законами и процессами как таковыми»[2, с.32]. Ошибкой Вундта Грот считал преувеличение вспомогательной роли внешнего опыта в психологическом эксперименте. Цель психологии, подчеркивал он, в изучении «чисто психологического содержания»[2, с.32].

В 1901 г. в Петербурге  А.П.Нечаев организовал лабораторию, которая положила начало экспериментальным исследованиям в детской и педагогической психологии, объединила учителей, занимавшихся психологическими экспериментами в школах не только Петербурга, но и других городов.

Созданию первого Психологического института в России предшествовала деятельность психологической лаборатории под руководством Г.И.Челпанова. Работа этой лаборатории началась с осени 1907 г. и продолжалась до 1912 г., когда был создан Московский психологический институт. Под лабораторию была отведена небольшая аудитория, разгороженная на 3 комнаты: кабинет заведующего, читальня и экспериментальная комната. В рамках лаборатории проводился психологический семинар. Каждый год выдвигалась определенная проблематика, вокруг которой разворачивалась деятельность сотрудников лаборатории (профессоров и студентов) в течение года.  В семинар принимались студенты после предварительного испытания: собеседование по психологии, иностранному языку, предоставление реферата по определенной проблематике. Эти испытания повышали престижность участия в работе психологической лаборатории. Одновременно с занятиями в семинаре начиналась работа по освоению психологической аппаратуры.  В процессе решения поставленных задач каждый участник последовательно был испытуемым, протоколистом и экспериментатором. Протоколы просматривались руководителем. Лишь после такой предварительной подготовки студент допускался к самостоятельной опытной работе. Начинающему предлагалось повторить чью-нибудь экспериментальную работу, причем перечень этих работ был указан. Как правило, это были работы, вышедшие из школы Вундта. Отправляясь от данных уже проведенных исследований, большинство начинающих экспериментаторов в процессе работы далеко отходило от оригиналов. На основе полученных результатов были написаны коллективные труды и индивидуальные монографии. [5]. Это еще раз подтверждало, что развивая эмоциональный социальный интеллект, Челпанов добивался высокой творческой активности студентов.

 Ученый считал, что необходимо подготовить психолога-исследователя. Он отмечал, что предварительно необходимо научить студентов работать самостоятельно. Одним из первых шагов в этом направлении и была работа в Психологическом практикуме. Во «Введении в экспериментальную психологию» Челпанов писал: «Преподаватель на занятии должен выступать в роли консультанта, а не транслятора знаний. Но практикум – это только упражнение, и, пройдя эту стадию, практикант должен приступить к самостоятельному исследованию. Только это придает смысл университетским учреждениям.» [6, с.ХХШ].

Таким образом,  при анализе  деятельности первых  психологической лаборатории в России, можно  выделить основные моменты подготовки психологических кадров: целостный характер обучения, который достигается соединением рационального и эмоционального познания студентов, включением их в активную практическую экспериментальную деятельность.  Наличие психологической лаборатории  позволяет организовать коллективную творческую деятельность,  которая объединяет преподавателей и студентов разных курсов в рамках разрабатываемой тематики. В процессе коллективной деятельности развивается содержательное общение – основное проявление социального интеллекта. Развивается способность понимать эмоции у себя и у других.  В процессе научной совместной деятельности в рамках психологической лаборатории становится возможной самоактуализация личности. Главным социально значимым результатом самоактуализации человека в деятельности является приобретение им компетентности – специфической способности, позволяющей эффективно решать типичные проблемы, задачи, возникающие в реальных ситуациях повседневной жизни, производственной и общественной деятельности. Самоактуализация связана с развитием творческого потенциала личности. Что особенно важно для студентов-психологов, формирование  межпредметных компетенций способствует принятию своих индивидуальных особенностей и позитивному самовосприятию. Позитивное самоотношение способствует установлению глубоких и тесных взаимоотношений с другими людьми. Организация работы научно-исследовательской лаборатории в рамках вуза позволяет повысить эффективность профессиональной подготовки студентов. Это проявляется в повышении мотивации обучения, развитии познавательной исследовательской активности. Выпускные квалификационные работы связываются с конкретными потребностями профессиональной деятельности, носят неформальный характер. Психологическая научно-практическая лаборатория становится формой и феноменологическим методом внедрения компетентностного подхода при профессиональной подготовке психологов.

 

Список литературы:

1.Бехтерев В.М. Задачи Психоневрологического института. СПб., 1908.

2.Грот Н.Я. Основания экспериментальной психологии. М., 1896.

3.Дубровина Л.А. Влияние российской ментальности на становление отечественной экспериментальной психологии в конце Х1Х – начале ХХ веков.// Вестник МГГУ им.М.А,Шолохова. Сер. «Педагогика и психология». – 2013. № 3. – с.5-17.

4.Дубровина Л.А. Деятельность первых психологических лабораторий в России как модель формирования профессиональных компетенций психологов. // Вестник МГГУ им.М.А,Шолохова. Сер. «Педагогика и психология». – 2013. № 1, с.5-11.

5.История становления и развития экспериментально-психологических исследований в России. /Под ред. Б.Ф.Ломова. М., 1990.

6.Челпанов Г.И. Введение в экспериментальную психологию. 2-е изд. М.- Пг., Харьков, 1918.