Воскресенье, мая 20, 2018

"Формирование профессиональных компетентностей педагогов на этапе введения ФГОС нового поколения"

Автор: Юзва Евгений Викторович, мастер производственного обучения, Муниципального образовательного учреждения «Уразовская средняя общеобразовательная школа №1» Валуйского района Белгородской области. E-mail: eyuzva@mail.ru

 

Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов, которые предназначены для реализации новой модели развития российской школы, ставит для образовательных учреждений новые задачи воспитания, обучения и развития личности обучающихся. Данные требования касаются не только структуру и результаты освоения образовательной программы, но и условия их реализации, а в частности к кадрам.

Для этого необходимо сформировать модель профессиональной компетенции педагогов, отвечающую современным требованиям и стандартам.

Обращение к проблеме построения и реализации модели компетентностного подхода в обновлении образования, к поиску ключевых компетентностей формируемых у обучающихся, определяет одну из важнейших задач системы педагогического образования – определение ключевых компетентностей педагога. 

Чем выше компетентность специалиста, тем деятельность выполняемая им будет более продуктивной при небольших затратах ресурсов (личностных, материальных, временных). В противном же случае результативность деятельности будет несоизмерима с понесенными затратами [2, с.22].

В педагогической науке сущность понятия «профессиональная компетентность» рассматривается как:

- совокупность знаний и умений, определяющих результативность профессионального труда; объем навыков, с помощью которых субъект может адекватным образом выполнять задачи;

- комбинация личностных качеств и свойств; комплекс профессиональных знаний и профессионально-значимых личностных качеств;

-  вектор профессионализации;

- единство теоретической и практической готовности к осуществлению деятельности;

- способность осуществлять сложные культуросообразные виды действий.

Таким образом, обобщая вышесказанное, профессиональная компетентность педагога – это способность педагога к эффективному осуществлению профессиональной деятельности.

Внедрение новых стандартов образования реализуется по следующим направлениям: планирование и организация образовательного процесса и его ресурсное обеспечение; проектирование и организация индивидуальной и групповой деятельности; мониторинг и фиксация хода и результатов образовательного процесса; мониторинг здоровья обучающихся; современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки и хранения информации; дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий [1].

На основании этого у педагогических работников должны быть сформированы основные компетенции, которые необходимы для реализации требований Стандарта, а так же следующие умения:

- производить самостоятельный поиск и анализ информации с применением современных информационно-поисковых технологий;

- разрабатывать программы учебных предметов, курсов, методические и дидактические материалы, подбирать учебно-методическую литературу;

- давать обучающимся рекомендации по поиску дополнительных источников информации, в том числе интернет-ресурсы;

- организовывать и сопровождать проектную и учебно-исследовательскую деятельность обучающихся, выполнение ими индивидуальных проектов;

-  активно использовать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) [1].

ФГОС уделяет особое внимание компетенции педагогов в решении профессиональных задач и применением ИКТ, в связи с чем на современном этапе введения Стандарта возникает необходимость повышения квалификации педагогических работников с целью формирования и развития их ИКТ -компетентности.

Данное  направление является на сегодняшний день задачей государственного значения.

Рассматривая профессиональную компетенцию педагога как единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности, была установлена следующая структура профессиональной компетенции педагогов:  предметная (специальная компетенция в области преподаваемой дисциплины); психолого-педагогическая, методическая, аутопсихологическая (рефлексия педагогической деятельности); ИКТ – компетентность педагогов.

Анализ основных требований к организации образовательного процесса, а так же структуры профессиональной компетентности педагогов позволил выделить основные компоненты содержания деятельности учителя, отвечающие требованиям Стандарта, и соотнести их с конкретным элементом педагогической компетентности, на формирование которого они были направлены.

Индивидуализация образовательного процесса требует от педагога: создания баз данных обучающихся; ведения электронного журнала и электронных дневников обучающихся; ведение электронного портфолио ученика; создания и использования средств автоматизации контроля и измерения результатов обучения; разработки индивидуальных образовательных программ; организации индивидуальной и групповой работы обучающихся в урочной и внеурочной деятельности.

Данные компоненты содержания педагогической деятельности способствуют формированию психолого-педагогической, методической, предметной и ИКТ – составляющей педагогической компетентности учителя.

Методическая компетентность включает:

- участие в работе научно-практических конференций, семинаров;

- участие в профессиональных курсах; подготовку и проведение открытых уроков и мероприятий;

- разработку программ учебных предметов и электронных курсов;

- разработку методических и дидактических материалов;

- использование современных образовательных технологий, в том числе проектных, исследовательских и проблемных.

Деятельность педагога, направленная на решение методических задач, позволяет формировать методическую, психолого-педагогическую компетентность.

ИКТ – сопровождение образовательного процесса предполагает следующие требования: создание и использование цифровых образовательных ресурсов (интерактивные презентации, видеоуроки); создание электронного каталога цифровых образовательных ресурсов, которые используются в урочной и внеурочной деятельности для обучения; создание и обеспечение функционирования личного сайта учителя; использование цифрового оборудования; создание курсов дистанционного обучения; использование различных программных продуктов для решения педагогических задач; использование возможностей и ресурсов локальной сети образовательного учреждения и глобальной сети Internet.

Данная деятельность будет способствовать формированию предметной и ИКТ – компетентности педагога.

Исходя из вышеизложенного, можно отметить, что  введение в практику образовательного учреждения компонентов содержания педагогической деятельности, отвечающей требованиям ФГОС, будет способствовать формированию и развитию профессиональных компетентностей педагогов и их готовности к реализации Стандарта среднего (полного) общего образования.

Таким образом, можно предположить, что работа по формированию профессиональных компетентностей педагогов, отвечающих требованиям нового поколения, должна осуществляться не только в системе повышения квалификации, но и непосредственно в условиях образовательного учреждения. Максимальная эффективность этого процесса будет достигнута в случае, если в каждом образовательном учреждении будет целенаправленно решаться данная задача. Будут созданы необходимые условия (материально-технические, финансовые, психологические), которые направлены на выявление, развитие, поддержку и использование потенциальных возможностей педагогических работников. Педагоги будут максимально вовлечены в решение вопросов планирования, организации, мониторинга и оценки качества образовательного процесса с использованием современных компьютерных технологий.

 

Список литературы:

1.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 мая 2012 г. № 413 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» [Текст] // Российская газета. - № 5812. – 2012, 21 июня.

2.Введенский, В.Н. Профессиональная компетентность педагога [Текст]: учеб. пособие / В.Н. Введенский. – 2-изд. перераб. и доп. – СПб: филиал издательства «Просвещение», 2011. – 159 с.

3.Кузовлев, В.П. Особенности конструирования модели современного педагога на основе синхронизации ФГОСов общего и высшего профессионального образования нового поколения  [Текст] / В.П. Кузовлев, Д.Д. Поляков // Психология образования в поликультурном пространстве. – 2012. – Т.3 (№ 19) – С. 5 – 11.

4.Педагогика [Текст]: учеб. пособие / под ред. Е.Н. Герасмова, В.П. Кузовлев. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина. – 2011. – 539 с.