Среда, декабря 12, 2018

"Воспитание у молодежи через профессию ответственности за сохранение исторического и культурного наследия"

Авторы: Гришина С.Н., заместитель директора ГБОУ СПО ПТ №2; Нестерова Т.Д., заведующая отделением «Реставрация» ГБОУ СПО ПТ №2.

 

Основным вектором уровня культуры общества или народа является отношение к своему культурному наследию. Не секрет, что этот вопрос в настоящее время не только актуален, но и носит проблемный характер. Каждая эпоха рождает своих кумиров и под особое влияние чаще всего попадает молодежь. Наша страна является создателем и хранителем богатого историко-культурного наследия мирового значения. Наследие во многом формирует менталитет, утверждает преемственность гуманитарных ценностей и сохраняет традиции. И сейчас, как никогда, важно объединение усилий культуры и образования в деле гуманитарно-патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи, развития компетентного личностного подхода к реалиям современности на основе самого активного и широкого использования всего комплекса культурного и исторического наследия нашего города.

Культурное наследие это, прежде всего, главный способ существования самой культуры. Обществу необходимы памятники культуры, искусства, истории, чтобы через них сохранить нашу память. И их нужно не только сохранить, но и оберегать от актов вандализма, варварства, расхищений. А это необходимо воспитывать в молодом поколении, так как по нашему отношению к предкам, истории можно судить о нравственном состоянии народа, нации.

Трепетное отношение к прошлому, к памяти предков в культуре человечества, патриотизм, любовь к Родине – все это «память души». Чувства, которые усваиваются непроизвольно, помимо воли и желания, с родным языком, обычаями. Все это имеет сослагательное наклонение и ориентировано на будущее.

И мы должны воспитать не только хорошего профессионального специалиста, но и хранителя очага, который живет в каждом реставраторе.

Процветание страны состоит в его духовном начале, популяризации бережного отношения к памятникам культурного наследия, воспитании ответственности за его сохранения. Для этого нужно не только здоровое культурное общество, но и квалифицированные кадры, подготовкой которых и занимается ГБОУ СПО Политехнический техникум № 2.

Конечно любое общество в ответе за идейное, патриотическое, культурное воспитание молодежи. Государство оценивают по отношению к детям и старикам, общество по заботе о сохранности памятников истории и культуры. Но мы также знаем, что чаще всего носителями программы разрушения, отрицания всего, что было раньше, является молодежь.

Исходя из этого, на образовательные организации нашей страны в настоящее время возлагается большая работа по патриотическому и культурному воспитанию подрастающего поколения.

Так 2014 год был в России ознаменован как Год культуры и явился по своим реалиям поистине зеркалом культурной политики Российского государства. Культура, как известно, формирует систему ценностей общества, сплачивает, задает тон на интеллектуальное и духовное развитие. Культура делает человека личностью, население нацией, страну сильной, самодостаточной.

В настоящее время государством осуществляется активная поддержка культуры, которая является основополагающим фактором влияния на растущий интерес граждан к литературе, театру, музыке, искусству, гуманитарным наукам в целом.

Год культуры призван привлечь внимание общества к вопросам развития культуры, сохранности культурно – исторического наследия и роли российской культуры во всем мире.

Открытие отделения «Реставрации» на базе ГБОУ СПО ПТ № 2 это тоже результат Года культуры, значение которого трудно переоценить, показатель усиления гуманитарной составляющей образования, в том числе и профессионального. Это важный фактор воспитания граждан, гордящихся своей страной, ее историей, тяготеющей к подлинной культуре, способных приумножить культурное наследие своего Отечества.

Если современная школа дает подрастающему поколению знание истории развития общества и культуры, то профессиональное образование знания не только в области реставрации, но и в технологиях сохранения культурного наследия.

Профессия реставратор – профессия особая, можно сказать, штучная – настоящих мастеров способных выполнять сложные работы немного, а универсалов вообще нет по природе, и не может быть. Потому в этой профессии существует узкая специализация. Порой кажется, в школах вообще не знают о такой профессии.  Плановая подготовка и мониторинг необходимого количества студентов, будущих реставраторов отсутствует. А по сути своей реставратор – должен быть специалистом с высокой профессиональной подготовкой.  Здесь не должно быть случайных людей, потому что значение и роль реставратора как у врача «не навреди» и, прежде всего, в сохранении памятников культуры и искусства.

Современный реставратор – это художник, исследователь, искусствовед, ремесленник. Это профессионал своего дела, знающий и обладающий научными знаниями в области истории мировой культуры, искусства, спецхимии, спецбиологии, технологии реставрационных работ.

И чтобы таковым стать, студенты осваивают профессиональные компетенции через практический опыт в реставрации и консервации художественных и культурных объектов.

В настоящее время утрачены многие позиции в кадровой политике и подготовке квалифицированных специалистов реставрационной отрасли. Первичная подготовка кадров в области реставрации объектов культурного наследия предполагает наличие хорошего базового образования. А для этого нужны хорошие реставраторы – практики, преподаватели, которых наблюдается острый дефицит. В учебных заведениях остро стоит проблема преподавательских кадров по различным направлениям реставрационной отрасли, в связи с чем необходимо пропагандировать не только профессию реставратора, но и специалиста – реставратора-педагога, среди действующих реставраторов. Очень важна подготовка специалистов среднего звена для выполнения работ среднего уровня сложности. В этом поможет дополнительное профобразование, краткосрочные и длительные курсы профессиональной подготовки на базе учебных заведений СПО. Ну, а подготовка специалиста по работе над более сложными и уникальными памятниками истории, культуры и искусства должна осуществляться путем непрерывного профессионального образования на основе принципа преемственности: мотивированный школьник, получение профессии в учреждении СПО, дальнейшее углубленное обучение и специализация в ВУЗе. Несомненно, в дальнейшем любой специалист осознанно должен постоянно повышать свою квалификацию. Знания, как бы они ни были фундаментальны, нужно закреплять, углублять, повышать. Тем более что наука не стоит на месте. Так что будущий реставратор должен быть готов к постоянному профессиональному росту (повышению квалификации).

Этический Кодекс Голландской ассоциации профессиональных реставраторов гласит: «Реставратор обязан делиться своими знаниями и опытом со своими коллегами и учениками». Это полностью налагает на практикующих реставраторов основные задачи по подготовке и переподготовке специалистов узкого профиля. А на педагогические кадры – подготовку высокопрофессиональных реставраторов с глубоким погружением в изучение научно-реставрационных процессов и методик, для получения практического опыта на реставрируемых и исследуемых объектах культурного наследия, художественных технологий обработки материалов, общей художественной подготовки. Формирование научного подхода к реставрации и консервации памятников культуры и искусства – основная концепция подготовки специалистов профессионалов. Анализ компетенций, предъявляемых к современному художнику-реставратору, определяется содержанием изучаемых дисциплин.

Невозможно подготовить профессионала с отрывом от непосредственной связи мастера (специалиста) и ученика (студента). Книги, учебники – это только теоретический материал, а тесное общение с мастером–практиком – залог глубокого погружения в профессию, которое даёт простор для передачи накопленного опыта.

Поэтому, например, мы в обучении применяем такие методики как проведение мастер - классов ведущими художниками и реставраторами, экскурсии в музеи, на реставрационные объекты, где можно наблюдать за работой реставраторов, посещение реставрационных мастерских.

Существует еще ряд проблем в обучении специалистов-реставраторов: это отсутствие потребностей рынка труда в области реставраторов, мониторинга предполагаемых реставрационных объектов, потребности конкретных профессиональных кадров. Это грандиозная работа по подготовке необходимого количества реставраторов узкой специализации.

Для решения этих проблем – необходим анализ современных требований к уровню подготовки художников-реставраторов со стороны работодателей, государства, общества.

Результатом решения этих задач предопределяются принципы структурирования и содержательной направленности компетентно-ориентированной подготовки художников-реставраторов среднего звена, создания системы непрерывного профобразования в области реставрации.

А в целом, каждый этап образовательного процесса художника-реставратора – это воспитание не только профессиональных качеств специалиста, но и его ответственности за сохранение исторического и культурного наследия страны. Уважение и гордость за сопричастность в этом сложном и кропотливом труде врачевателя (ремесленника) художественной культуры и искусства.

Таким образов выпускник техникума по профессии художник-реставратор должен быть готовым к выполнению практических работ, всесторонне интеллектуальным, образованным, что предполагает не только его конкурентоспособность на рынке труда, но и востребованность в силу своих профессиональных качеств.

 

Список литературы:

1.Федеральный закон от 25.06.2002 №73-ФЗ (ред. От 23.07.2013) «Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2014).

2.Федеральный закон 05.05.2014 №102-ФЗ «О внесении изменения в статью 12 Закона Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре».

3.Проект Государственного доклада о состоянии культуры в Российской Федерации в 2013 году.

4.Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ № 5 (372) 2009г.

5.Реставрация памятников истории и искусства в России XIX-XX веках». История, проблемы: учебное пособие. М., 2008г.

6.Конституция Российской Федерации ст.44

7.Баллер Э.А. « Социальный прогресс и культурное наследие» М. 1987г.

8.Пруцын О.И. «Познание реставрации: создание, становление, совершенствование. Монография» - М., изд. Института искусства и реставрации 2001г-180с.

9.Пруцын О.И. «Архитектурно – историческая среда» М. изд. Института искусства и реставрации 2004г. 439 с.

10.Мошков В.М. «О реставрации и реконструкции» (некоторые проблемы образовательного процесса) «Реставратор» - 2006 №1(10) с 64-66.