Воскресенье, августа 19, 2018

"Создание единого информационного образовательного пространства ГБПОУ КАИТ№20 для непрерывного обучения лиц с ограниченными физическими возможностями"

Автор: Семенова Ольга Александровна, канд.пед.наук., заместитель директора ГБПОУ города Москвы Колледж автоматизации и информационных технологий №20, г. Москва. E-mail: 19630116@mail.ru

 

В настоящее время одним из приоритетных направлений российского образования является его информатизация, предоставление широким слоям населения качественного и доступного образования. К числу особо нуждающихся в образовательных услугах, выходящих за рамки традиционной системы образования, относятся лица с ограниченными возможностями здоровья.

Дистанционное обучение обладает рядом преимуществ, которые делают его наиболее эффективным при работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Для обеспечения комфортного доступа к образованию требуются специальные средства коммуникации – компьютеры, многоцелевое программное обеспечение, видеоаппаратура и доступность сети Интернет. Помимо компьютеризации техническое оснащение учебного процесса предусматривает доступность и широкое использование в учебном процессе оргтехники, мультимедийных проекторов, интерактивных досок и планшетов, веб-камеры и проч. Для реализации образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий рабочие места преподавателей оборудованы необходимым оборудованием и подключены к выделенному усиленному каналу интернет.

Согласно п.3 ст. 16 ФЗ «Об образовании», при реализации образовательных программ с применением исключительно дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды. В настоящее время онлайн-трансляция лекционных занятий проходит по средствам Skype. Данный программный продукт не предназначен для вебинаров, онлайн-занятий, записи видео-лекций, не обеспечивает устойчивого Интернет-соединения при групповых вызовах. Это создает затруднения в реализации учебного процесса. Для проведения вебинаров чаще используется Mirapolis VirtualRoom.  Но и этот программный продукт несовершенен: трансляция часто сопровождается посторонним шумом, качество трансляция не всегда бывает устойчивой, прерывается, т.к. качество Интернет-соединения обучающихся не всегда обладают необходимыми характеристиками.

Главное условие дистанционного обучения – визуализация информационной среды благодаря учебно-методическим материалам, электронным учебно-методическим комплексам для дистанционного обучения. Основным образом, эффективность достигается за счет больших возможностей для индивидуализации обучения. Кроме того, дистанционное обучение позволяет существенно повысить качество образования за счет предоставления неограниченного доступа к информационным, образовательным ресурсам.

Для организации процесса обучения студентов были разработаны электронные учебно-методические комплексы по дисциплинам. В своей работе преподаватели используют следующие варианты представления учебного материала: 1) Case-портфель; 2) Электронный учебник; 3) Живая книга; 4) Система дистанционного обучения Moodle.

Case-портфель: методическое обеспечение (рабочая программа, КТП, методические рекомендации для преподавателя по организации самостоятельной, практической и лабораторной работы студентов, написанию рефератов, курсовых проектов и т.п.); теоретический материал (лекционной материал по каждой теме дисциплины); текстовые документы, индивидуальные задания для выполнения практических, лабораторных и самостоятельных работ; контрольный материал (тесты, контрольные вопросы, учебные проекты, деловые игры, рефераты и т.п.); презентация, демонстрирующая структуру изучаемого курса. Case-портфель отправляется по электронной почте студенту со всеми необходимыми указаниями перед началом занятия. Преподаватель по электронной почте получает выполненные задания и отвечает на возникшие вопросы. При выполнении практических работ применяется программа TeamViewer, которая позволяет подключаться к компьютеру студента и просматривать ход его работы, а также производить наглядные объяснения. Плюс: доступность и простота. Минус: используется минимум информационных технологий.

Электронный учебник - электронное пособие в виде html-странички, имеет блочную верстку и активные ссылки, представлен весь необходимый теоретический, практический и контрольный материалы. Самостоятельная работа студентов предполагает проектирование индивидуальных образовательных траекторий. Преподавателем проводятся рефлексивные диалоги со студентами, направленные на самооценку студентами своей учебной деятельности для формирования рефлексивных умений. Плюс: материал собран и обобщен в html. Минус: необходимы предварительные объяснения по работе с электронным учебником.

«Живая книга» - электронный образовательный ресурс: 1) теория по предмету в виде электронного учебника с навигацией, глоссарием и справочной системой; 2) среда проектирования; 3) выполнение упражнений и самостоятельных заданий; 4) конспект и оставления заметок по мере прохождения предмета; 5) мониторинг знаний (тесты и контрольные задания); 6) выполнение примеров; 6) учет успеваемости учащихся (Паспорт ученика).

Система дистанционного обучения Moodle является наиболее актуальной, востребованной и общедоступной. Возможности этой системы позволяют подключать студентов к определенным курсам, прослеживать процесс работы, количество посещения курса, выкладывать выполненные работы, проходит тестирование в реальном времени, общаться в форумах с преподавателем и между собой. Минусы: трудоемкий процесс создания дистанционных курсов. В КАИТ №20 используется с 2012 года. Преподавателями создано более 30 учебных курсов в системе Moodle.

В настоящее время в ГБПОУ КАИТ №20 исключительно с применением дистанционных образовательных технологий обучается 42 студента с ограниченными возможностями здоровья по программам среднего профессионального образования по специальности «Прикладная информатика», где 32 преподавателя ведут 10 дисциплин, 2 профессиональных модуля, учебная практика, 13 учебных курсов в системе Moodle.

Образовательной процесс регулируется специально разработанным и утвержденным положением «Об обучении с применением дистанционных образовательных технологий лиц с ограниченными возможностями здоровья»[1]. Целевую группу дистанционного обучения составляют обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, и не имеющие медицинских противопоказаний для работы с компьютером, которым рекомендовано обучение с использованием дистанционных образовательных технологий (в заключении окружной психолого-медико-педагогической комиссии (для лиц до 18 лет) и в индивидуальной программе реабилитации инвалида).

 


[1]  Положение разработано на основе основных нормативных документов, действующих в системе образования: ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ, ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ, Закона города Москвы от 28 апреля 2010 года № 16 «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве», Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 16 августа 2013 г. N 968, Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 14 июня 2013 г. N 464 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования», Требования к организации образовательного процесса для обучения лиц с ОВЗ в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса Минобрнауки России от 26 декабря 2013 г., Устава колледжа.