Понедельник, ноября 19, 2018

"Развитие речи у дошкольников с расстройствами аутистического спектра через применение эффективных игровых методов"

Автор: Балаева Катерина Ивановна, воспитатель дошкольного отделения; Ханнанова Юлия Габитовна, воспитатель дошкольного отделения. Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями  здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида Копейского городского округа Челябинской области. kopmskou.8v@mail.ru

 

Речь – одна из основ развития личности ребёнка, которая важна для овладения им знаниями, умениями и навыками необходимыми для общения с окружающими людьми. В настоящее время увеличивается число детей имеющих речевые нарушения, среди которых, выделяется группа детей с ранним детским аутизмом (РДА).

 Характерными признаками речевых нарушений у детей данной категории являются: резкое ограничение речевого контакта, вплоть до полного мутизма, недоразвитие лексико-грамматической стороны речи, своеобразные фонетические расстройства и нарушения голоса с преобладанием высокой тональности в конце фразы или слова, длительное называние себя во втором или третьем лице, долгое отсутствие в активном словаре слов, обозначающих близких для ребёнка людей (мать, отец) или отдельные предметы, к которым у ребёнка имеется особое отношение: страх, навязчивый интерес, их одушевление и т.д. При раннем детском аутизме часто отмечаются отсутствие лепета и слабое развитие функции подражания, наблюдается недостаточное использование жестов и интонации в общении. Ребёнок не выполняет простые речевые инструкции, хотя косвенными методами можно определить, что он понимает обращённую речь.

Ведущим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка с РДА, является тренировка движений пальцев и всей кисти рук. От степени сформированности тонких движений пальцев рук зависит уровень развития интеллекта ребёнка и в частности уровень его речевого развития.

Педагоги нашего дошкольного отделения осознают значимость своей деятельности по развитию речи у детей с расстройствами аутистического спектра через применение эффективных игровых методов. С этой целью был подобран комплекс игровых упражнений, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук:

I. Безречевые и речевые игры с пальцами рук. Они стимулируют речевое развитие ребенка и способствуют улучшению артикуляционной моторики: «Про кулачок с ладошкой», «Улитка», «Рыбка», «Про пальчики», «Еж», «Жук», «Тук-тук», «Паучок» и т.д.

II. Игры с крупой. При перебирании пальчиками сыпучего материала, у ребенка улучшается микроциркуляция крови; монотонные действия концентрируют внимание, а в целом этот вид деятельности доставляет ребенку положительные эмоции, приятные ощущения.

1. В крупе "закапываем" мелкие игрушки. Ребёнок вытаскивает их руками или ложкой.

2. Насыпаем в миску красную и белую фасоль. Ребёнок должен разложить фасоль в разные мисочки, сортируя её по цвету.

3. Манку насыпаем на поднос или в широкую миску и разравниваем её. Ребёнок рисует на ней различные узоры, фигуры или рисунки.

4. Смешиваем манку и макароны в одной миске. На другую миску ставим ситечко. При пересыпании макароны остаются в сите. Их пересыпаем в другую миску.

5.Пересыпаем ложкой крупу из одной тарелочки в другую.

6. Смешиваем в миске различные крупы. Макароны, фасоль красная и белая. Ребёнок сортирует крупы в разные мисочки.

7. Тренируем щипковый захват. Берём фасоль большим и указательным пальцами и опускаем её в маленький пузырёк.

III. Игры с прищепками.

Крепим прищепки к картонным силуэтам, одеваем их на коробочки. Ну и, конечно, используем прищепки по назначению и устраиваем целое занятие на развитие мелкой моторики – стирку небольших детских вещей. Стираем с ребенком в тазу носки, платочки и трусики, полощем их и развешиваем на веревке. Веревку закрепляем на уровне, удобном для ребенка.

IV. Нанизывание бус.

Нанизываем бусы на леску, силиконовый шнурок, либо берем толстую нить и тупую иглу для вышивания. На конце лески завязываем крупный узел или привязываем  бусинку.

V. Копилка.

Берем круглый стаканчик из-под ушных палочек и прорезаем отверстие в крышке. Затем предлагаем ребенку кидать в стаканчик монеты или плоские пуговицы.

VI. Застежки.

Берем деревянную рамку, обтянутую тканью из двух половинок, с внутренней стороны которой пришиты тесемки, кнопки, пуговицы. Показываем ребенку, как застегивать пуговицы, завязывать бантик, затягивать в дырку шнурок. Когда ребенок сможет завязать бант на рамке, можно завязывать его на одежде.

VII. Коробочки и баночки.

Готовим пустые емкости с крышками, разные по размеру: баночки от питьевых йогуртов, от лекарств и т.д. Предлагаем ребенку открыть, а затем закрыть все баночки, подобрав правильно крышки. Раскладываем в пластиковые контейнеры или коробочки с крышками сюрпризы и предлагаем детям посмотреть, что находится внутри коробочек. Также можно положить сюрприз в самую маленькую коробочку, затем эту коробочку в коробку покрупнее. Иногда мы берем прозрачные пластиковые контейнеры, для того чтобы ребенок мог видеть мотивационный стимул и открыть все коробки. При этом будут тренироваться пальчики ребенка, и вместе с тем он научится открывать кухонные контейнеры.

Такие игровые методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей с расстройствами аутистического спектра. В процессе целенаправленной, систематической работы с ребенком данной категории, удается добиться положительной динамики в психическом и речевом развитии. В результате занятий речь ребенка поднимается до уровня звукоподражаний, лепета и первых слов, обогащается активный словарь. Пассивный словарь увеличивается, ребенок может выполнять простые инструкции, понимает обращенную речь, пользуется указательным жестом. Улучшается зрительное и слуховое внимание. Совершенствуется мелкая моторика, координация движений. Формируются навыки общения (умения устанавливать зрительный, эмоциональный, речевой контакт).

 

Список литературы:

1.Лебединская К. С., Никольская О. С. Диагностика раннего детского аутизма: Начальные проявления. — М.: Просвещение, 1991. — С. 88-97.

2.Максимова Е.В. Уровни общения. Причины возникновения раннего детского аутизма и его коррекция на основе теории Н.А. Бернштейна. — М.: Издательство «Диалог-МИФИ», 2008. — 288 с.

3.Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПб.,2003.

4.Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. - М.: Теревинф, 2000. — 336 с.

5. Плаксунова Э.В. Влияние занятий по программе адаптивного физического  воспитания «Моторная азбука» на двигательное и психомоторное развитие детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. — 2009. — № 4. — С. 67-72.