Понедельник, ноября 19, 2018

"Организация образовательного пространства, способствующего развитию профессиональных компетенций педагога через организацию учебного пространства ресурсного педагогического центра"

Автор: Крощихина Елена Феодосьевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе БМАОУ СОШ №29 г.Березовский Свердловской области. E-mail:ekrosch@ramler.ru.

 

После запуска проекта «Школа на твоем берегу», в школе целенаправленно стал формироваться ресурс по теме "Новый педагогический профессионализм учителя", который в ходе работы аккумулировался и организационно оформился в ресурсный центр по данной тематике.

 Современное педагогическое сообщество сегодня находится в ситуации профессионального мировоззренческого разрыва. Либо идти по пятам развития общества, опираясь на устаревшую систему знаний, понимая, что являешься носителем культуры прошлого дня, либо пытаться учить жить детей     в мире, которого не     знаешь сам,  в мире будущего.

 Как только педагог выбирает образование  будущего, он попадает в ситуацию необходимости организации практики инновационной деятельности. И, как следствие, для обеспечения эффективности сопровождения инновационных процессов необходимо принципиально поменять систему повышения квалификации педагогов.

Мы видим проблему педагогической практики в несоответствии традиционной модели педагогического профессионализма современным требованиям общества, невозможности работы учителя как информатора в массе современных информационных потоков.

Школа обладает собственным ресурсом, необходимым для функционирования центра, кроме того, предполагается привлечение ученых педагогов-психологов в качестве тьюторов различных модулей.

Интеллектуальный ресурс связан с инновационным потенциалом нашего педколлектива, который реализуется в образовательном пространстве проекта «Школа на твоем берегу».

 Работа ресурсного центра позволит обеспечить решение следующих задач, стоящих перед системой образования:

- Создание условий в образовательных учреждениях для обеспечения качественного проведения учебно-воспитательного (образовательного) процесса, отвечающих требованиям современного развития науки и образования и обеспечивающих процесс согласования содержания образования всеми субъектами образовательного процесса в соответствии с переходом на образовательные стандарты нового поколения.

Обеспечение образовательных учреждений высококвалифицированными компетентными специалистами через создание механизмов повышения квалификации педагогов внутри образовательных учреждений.

Внедрение новых форм и технологий организации образовательного процесса, обеспечивающих учение детей на основе их собственной мотивации, ответственности и  субъектной позиции по отношению к собственному образованию и  готовности ребенка к непрерывному образованию на протяжении всей жизни.

Исходя из этого, работу ресурсного центра предполагается строить в системе, состоящей из следующих  модулей:

-  Механизмы осознания и развития уклада школьной жизни.

- Механизмы командного взаимодействия педагогов и педагогического проектирования в условиях модели организации образовательного процесса на основе целостной жизнедеятельности (на примере дошкольного отделения, начальной и основной средней школы).

-  Педагогическое проектирование разновозрастной среды детского сада как системы условий для полноценного физического и психического развития детей.

-  Механизмы командного взаимодействия педагогов как условие развития модели основной школы на основе индивидуальных образовательных программ. 

В работе ресурсного центра педагогическим коллективам образовательных учреждений будет предложен выбор направления работы в рамках четырех выше обозначенных модулей, а работа в модулях будет организована в следующих формах:

- Работа в системе обучающих и проблемных семинаров с включением в реальную практику реализации проекта «Школа на твоем берегу», с  последующим обсуждением и анализом педагогической деятельности;

На наш взгляд, работа ресурсного центра будет наиболее эффективна при взаимодействии со школьными педагогическими  командами.

 Предлагаемые продукты, которые могут быть получены:

- Модели и механизмы эффективного рефлексивного взаимодействия педагогов для обеспечения  качества образования на основе компетентностного подхода, расширения спектра индивидуальных образовательных возможностей и траекторий для обучающихся и преемственности образовательных программ на всех ступенях общего образования.

- Модели и механизмы по созданию развивающей детско-взрослой общности  и развитию уклада школьной жизни.

- Эффективные технологии взаимодействия образовательного учреждения с родителями. 

-  Модель внутренней педагогической системы аттестации.

  Реализация программы деятельности ресурсного педагогического центра предполагает организацию работы по двум основным направлениям:

-   Сопровождение педагогов при реализации ОС «Школа 2100».

- Мастерская практической педагогики под руководством доктора психологических наук, профессора Ур ГПУ Лобка А.М.

Особое место в организации деятельности ресурсного педагогического центра занимает мастерская практической педагогики А.М.Лобка «Управление качеством ресурсов и условий образовательной среды в системе «учитель-ученик» через организацию процессов диалогов опытов.

Сообщество мастерской работает  над поиском ответа на вопрос:  как определить качество образования педагога, не утеряв педагогической действительности, не утеряв «живую ткань своего урока», суметь сохранить и донести до профессионального сообщества суть собственной педагогической системы каждого педагога.

Предполагаемый результат деятельности мастерской: разработка инновационной системы аттестации педагогов, при которой критерии и параметры для аттестации вырабатываются и принимаются совместно педагогическим сообществом учреждения, сами педагоги являются также и экспертами относительно педагогической деятельности своих коллег; публикация и размещение инновационного процесса аттестации педагогов в сети интернет.

Тематика встреч педагогов мастерской А.М.Лобка:

Создание прецедента профессиональной психолого-педагогической
коммуникации на межпредметной основе.  

Рефлексивная реконструкция индивидуальных педагогических стилистик. Построение диалога индивидуальных педагогических стилистик и практик. Построение прецедента сетевого педагогического сообщества.

Создание модели внутришкольной и межшкольной профессиональной психолого-педагогической коммуникации как эффективного инструмента стимулирования живого педагогического творчества.

Создание системы сетевого управления развитием образовательного процесса на основе диалога индивидуальных педагогических стилистик и практик.

Создание прецедента личностно-ориентированной отчетности как основы для качественной оценки деятельности педагога и школы.

Создание системы личностно-ориентированного мониторинга педагогического процесса .

Создание принципиально новой модели педагогического образования, основанного на интерпретации реальных педагогических ситуаций и диалоге профессиональных психолого-педагогических комментариев.

Создание прецедента живого психолого-педагогического дискурса, с вовлечением в него педагогов и родителей школы.

Создание сетевого сообщества «мыслящей педагогики».

Создание «карты» диалогической педагогики личностных педагогических ресурсов школ, объединенных в "сетевой узел".

Создание принципиально новой модели психолого-педагогического взаимодействия школ на сетевой основе.

На протяжении всего времени деятельности мастерской каждый участник имел возможность овладеть способом психолого-педагогического анализа любой педагогической ситуации.

 

Список литературы:

1.Адамский А.И. Выступление на межрегиональном семинаре «Авторская школа», 2011 г.

2.Дерзкова Н. Команда: внутренний мониторинг эффективности. – Директор школы, 1996, № 2.

3.Крощихина Е.Ф. Горизонталь образования, газета «Вести образования» май 2012 г.

4.Лобок А.М. Российское образование, №9-10 2003. Узлы культуры и педагогики.

 5. Лизинский В.И. Работа администрации школы с учителем. – М, 2002.