Понедельник, ноября 19, 2018

"Здоровьесберегающая методическая деятельность для повышения профессионального успеха педагога"

Автор: Деревцова Вера Тимофеевна, заместитель директора по дошкольного образования Муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся,воспитанников с ограниченными возможностями  здоровья специальная (коррекционная)общеобразовательная школа – интернат VIII вида Копейского городского округа Челябинской области. kopmskou.8v@mail.ru.

 

Здоровье и безопасность субъектов образовательной деятельности выдвигаются на первое место, как в государственной политике, так и в системе образования. Здоровьесбережение выступает необходимым условием методической деятельности по повышению профессионального успеха педагога и организации в целом. В связи с этим в образовательной организации создаются необходимые здоровьесберегающие условия для всех участников образования.

Методическая деятельность это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога и всего коллектива, а, в конечном счете — на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития конкретных воспитанников.

В дошкольном отделении создана эффективная методическая работа целью, которой является - построение системы позиционного (социально-профессионального) роста педагогических работников, т.е. овладение ими технологиями социального здоровья и перевода педагога со стадии управляемого (исполнительного специалиста) до направляющего (учителя – мастера).

При создании такой системы мы пользуемся следующими подходами: системно – деятельностный. В данном подходе обеспечивается целостность образовательного процесса в условиях использования вариативных программ и технологий с учетом влияния на него внешних и внутренних связей. Второй подход - личностно – ориентированный. В этом подходе обеспечивается более полное раскрытие возможностей и способностей каждого педагога, на основе внутренних ресурсов, субъект – субъектных взаимоотношений, взаимопомощи, сотрудничества. Следующий подход – дифференцированный. Здесь учитываются уровни профессиональной компетенции и индивидуальных образовательных запросов педагогов, т.е. выбор каждым педагогом путей его самореализации.

Основные направления методической работы - информационное, диагностическо – прогностическое, инновационное, развивающее (повышение квалификации, аттестация и др.).

В методической работе по созданию здоровьесберегающей деятельности для повышения профессионального успеха педагога мы придерживаемся следующих условий:

первое - использование здоровьесберегающих технологий и приемов оздоровления педагогов (правильная организация труда педагогов, посещение комнаты релаксации, психотренинги, посещение бассейна, организация полноценного питания, медицинский осмотр, комплекс упражнений «Бодифлекс», готовится к открытию солевая сауна);

второе – информированность (предоставляем педагогу необходимую и достаточную информацию о воспитанниках (их особенностях психофизического развития) и примерный перечень качеств и компетенций которые дошкольники должны получить в процессе обучения в соответствии с ФГОС нового поколения);

третье - формирование профилактического мышления педагогов, которое является составной частью их позиционного роста (мониторинг здоровья, мониторинг качества образования, мониторинг профессионального роста).

Свою действенность доказали следующие принципы: непрерывность, целостность, природосообразность, эколого – валеологизация.

Результативные формы работы с педагогами: групповые - педагогические советы, семинары, консультации, творческие микрогруппы, открытые просмотры занятий и т.д.; индивидуальные - самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, стажировка, наставничество и т.д.; третья форма - рефлексивный компонент, который позволяет педагогам провести мониторинг своей профессиональной практики, определить ее положительные стороны, проработать свои недоработки и наметить дальнейший план своего развития.

Такие формы позволяют: максимально мотивировать каждого педагога на повышение своего профессионального уровня (создают ситуацию успеха); обеспечить оптимальные условия для обмена позитивным опытом на уровне города, области, страны, на международном уровне; позволяет педагогу реализовать свои творческие способности в роли оратора, докладчика; способствуют созданию "педагогически грамотной команды", сохранить психологическую безопасность в коллективе; повысить престиж, как самого педагога, так и учреждения в целом.

В итоге систематическая здоровьесберегающая методическая деятельность позволяет: повысить эффективность самой методической работы; скорректировать работу методиста и педагога; положительно воздействовать на мотивацию педагогов; определить недостатки в квалификационном уровне каждого педагога и предусмотреть меры по их исправлению; выявить слабые и сильные профессиональные качества педагога; подготовить индивидуальные планы развития и эффективно спланировать карьеру педагога; вовремя запланировать профессиональное обучение педагога; добиться повышения качества воспитания и обучения дошкольников.

Для эффективной здоровьесберегающей методической деятельности по повышению профессионального успеха педагогов мы одновременно применяем все методы и их сочетания, так как они органически дополняют друг друга и находятся в постоянном динамическом равновесии.

Образцом профессиональной деятельности становится педагогическое мастерство, которое оценивается через позитивное отношение других участников образования, а также через положительную динамику развития воспитанников.

Эффективностью построения здоровьесберегающей методической деятельности по повышению профессионального успеха как фактора сохранения здоровья педагога в дошкольном отделении за четырехлетнее существование являются следующие показатели:

1.Положительная динамика развития дошкольников с интеллектуальной недостаточностью и детей с расстройствами аутистического спектра.

2.Устойчивое уменьшение числа случаев заболеваемости субъектов образования.

3.Стабильный рост показателей образования, квалификации педагогов (таблица № 1).

4.Сотрудничество с институтом Здоровья и Экологии Человека ЧГПУ по проблеме здоровьесбережения участников образовательного процесса.

5.Присвоение образовательному учреждению статуса Всероссийской экспериментальной площадки ФГАУ ФИРО по теме «Программное и научно-методическое обеспечение процесса образования детей с ранним детским аутизмом».

6.Обобщение и распространение педагогического опыта работы (таблица № 2).

рисунок

 

Список литературы:

1.Белая К. Ю. Методическая работа в дошкольном учреждении [Текст] / К. Ю. Белая. - М.: Педагогика, 1989. – 140 с.

2.Бабанский Ю. К. Методическая работа в школе: организация и управление [Текст] / Ю. К. Бабанский. – М.: Просвещение, 1986. – 626 с.

3.Безруких В.Д. Сонькина Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: Безруких, В.Д. Сонькина. М.: ИВФ РАО, 2002. – 181с.

4.Третьяков П. И., Белая, К. Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам. [Текст] / П. И. Третьяков, К. Ю. Белая. – М.: «Новая школа», 2003. – 150 с.

5.Тюмасева З.И., Кваша Б.Ф. Валеология и образование: проблемы и решения. Часть I. Издание второе, переработанное и дополненное.- СПб.: МАНЭБ, 2002. – 380 с.