Понедельник, ноября 19, 2018

"К вопросу о профессиональной компетентности педагогов в области литературного образования дошкольников"

Автор: Градусова  Л. В., доцент, ФГБОУ « МГТУ им. Г.И.Носова»

 

 

В  современное  время  в обществе всё более   отчетливо проявляется тенденция     снижения   интереса к чтению, книге    у  представителей разных возрастных групп. Называют разные причины  данного явления: активное распространение    аудиовизуальных средств получения информации (телевидение, компьютер, электронные книги); изменение жизненных ценностей, недостаточная пропаганда в обществе ценностей «чтения»,  уменьшение количества часов на  преподавание литературы в школе, утрату традиций семейного чтения и др.

   Негативные  последствия  снижения читательской активности  проявляются  в  потере  духовных ценностей,  снижении культурного и интеллектуального  уровня подрастающего поколения, появлении   «функционально неграмотных» взрослых,  т.е. утративших в значительной мере навыки чтения и письма,  неспособных к  восприятию несложного текста.

Неблагополучное положение в сфере литературного образования   учащихся осознается представителями  культуры,  общественности, педагогического сообщества.  Пути   решения проблемы рассматриваются на государственном уровне.  В России 2015 год объявлен годом литературы,  разрабатываются новые  программы изучения литературы в  средней школе.

Одним из важных аспектов проблемы  приобщения  детей к чтению  является  повышение эффективности   литературного  образования   на этапе дошкольного детства. Детская книга   является  важнейшим средством формирования личности дошкольника, его познавательного, эмоционального, эстетического развития. Дошкольный период детства  рассматривается как первая ступень литературного образования детей. Литературное образование дошкольников  понимается как  подготовка будущего талантливого читателя, включающая воспитание чувства слова, формирование первоначальных представлений о жанре, композиции, образных средствах художественных произведений, развитие литературного вкуса, а самое главное – воспитание любви, устойчивого интереса к книге. Книга традиционно занимает важное место в образовательном процессе ДОУ. Методика приобщения дошкольников к книге  представлена  исследованиях М.М.Кониной, Р.И.Жуковской,   Н.С.Карпинской, Л.М.Гурович, Н.В. Гавриш, З.А. Гриценко и др. В  детских садах имеются  детские библиотеки, используются разнообразные формы работы с книгой, практикуется ежедневное чтение детям.  Однако тенденция  падения интереса к чтению проявляется и у дошкольников. По данным исследований первые места в рейтинге любимых  занятий дошкольников занимают  просмотр мультфильмов, компьютерные игры, а чтение лишь  четвертое - пятое места[3,4].

Спецификой дошкольного возраста является то, что ребенок-дошкольник   является слушателем, а не читателем.  Без помощи взрослого приобщиться к чтению ребенок не может. В связи  с этим главную роль в приобщении дошкольников к книге играют семья и  дошкольные учреждения. Профессиональная компетентность педагогов  является одним из  важнейших условий  литературного образования дошкольников.

Профессиональная компетентность   рассматривается в литературе как уровень сформированности знаний, умений, способностей, личности специалиста, необходимых для эффективного выполнения им конкретной деятельности. Компетенция – круг вопросов, проблем и задач, в решении которых тот или иной специалист обладает соответствующими познаниями и личным опытом. Компетенция выражается в готовности субъекта эффективно организовывать внутренние и внешние ресурсы для решения определенного круга проблем.

В научно-методической  литературе    выделяются   основные компоненты    компетентности педагогов в литературном образовании дошкольников.  К наиболее важным составляющим научно - методической и научно - практической компетентности относят знания  педагогами: детской литературы; особенностей восприятия дошкольниками художественных произведений; принципов формирования круга детского чтения; методов и форм работы с книгой. Педагогу необходимо уметь;  анализировать художественные произведения;  выразительно читать  произведения детям; выбирать методы и приемы ознакомления с произведением в зависимости от особенностей художественного  произведения и  уровня художественно-  речевого развития детей; организовывать взаимодействие с семьей по вопросам приобщения дошкольников к чтению[2].  Главное - сам педагог должен быть «грамотным читателем», т.е. осознающим  ценность художественного произведения, испытывающим удовольствие от процесса чтения и постижения смысла  читаемого, свободно ориентирующимся в мире книг.

Вместе с  тем  многие  авторы считают процесс литературного образования дошкольников в ДОУ малоэффективным в силу  недостаточной профессиональной готовности педагогов к приобщению детей к книге  в изменившихся условиях[2,3]. Наиболее значимыми изменениями,  которые необходимо учитывать  педагогам в процессе приобщения детей к книге  являются:  падение в обществе интереса к книге; значительно уменьшение  времени, отводимого на чтение в семейном досуге дошкольников;  появление  новых, разнообразных видов книг для детей (энциклопедии, словари, электронные книги, аудиокниги), существенно  меняющих механизмы восприятия детьми текстов  художественных произведений. 

  Остановимся на  некоторых  проблемах готовности педагогов  к литературному образованию дошкольников, характерных для современной  педагогической практики. 

Реализация  развивающего и воспитательного потенциала литературы во многом  определяется правильным  выбором     книг для  чтения.  Принципы отбора произведений для дошкольников были  разработаны В.М. Федяевской, Н.С.Карпинской, Л.М.Гурович и др., что позволило определить основной круг произведений для дошкольников, рекомендуемых образовательными программами дошкольного образования.

 В настоящее время  подчеркивается активная роль педагога в формировании   круга детского чтения.    «Круг детского чтения»понимается  как сложная, творческая работа педагога над собой и с детьми, включающая: систематическое чтение самим педагогом детской литературы с целью непрерывного повышения своей профессиональной компетенции; изучение интересов воспитанников; подбор литературных произведений.

В современных образовательных программах значительно обновился перечень художественных произведений.  Вместе с тем  многие педагоги не  стремятся к пополнению  своего  литературного репертуара.  Формируя круг детского чтения, отдают  предпочтение хорошо  знакомым   произведениям, преимущественно сказкам, зачастую в ущерб  произведениям других жанров (поэзии, природоведческой литературе, современной детской  прозе)[3].

 Одним из требований Федерального государственного образовательного стандарта   дошкольного образования является наличие вариативного компонента основной образовательной программы дошкольного образования.  Региональный компонент в литературном образовании дошкольников может включать:  произведения фольклора, отражающие этнический состав населения региона  (сказки, легенды, предания, малые фольклорные формы); произведения авторов, чья жизнь и творчество связаны с  краем.  Это  требует от педагогов знания не только классических произведений детской  литературы, но и  произведений современных авторов,  писателей региона[1].

Эффективно решать задачи литературного образования  позволяет учет  индивидуальных интересов детей. Согласно исследованиям уже в дошкольном возрасте формируются разные типы читателей.  Однако традиционная методика чтения детям опирается, в основном на возрастные особенности детей, читательский тип ребенка, его индивидуальные читательские интересы педагогами,  как правило, не изучаются и не учитываются  при планировании работы по приобщению детей книге.

К проблемам педагогической практике относят также неготовность педагогов старшего поколения к работе  с книгами нового формата, и увлечение молодых педагогов экранными средствами в ущерб «живому» чтению.

Еще одной проблемой приобщения к книге  является отсутствие  взаимосвязи  работе по  обучению грамоте и воспитанию интереса к чтению. Отсутствует   сопровождение ребенка на этапе его перехода из категории слушателей  в категорию самостоятельных читателей, что приводит к снижению у детей желания читать, потери интереса к книге.

Таким образом, именно повышение компетентности и профессионализма педагога является   важнейшим   условием повышения качества литературного образования дошкольников  в изменившихся условиях.

 

Библиографический список:

1.Градусова Л. В., Левшина Н.  И. Региональный компонент  в литературном образовании дошкольников / Л.В. Градусова, Н.И. Левшина // Филологическое образование в период детства: материалы Всероссийской научно-практической конференции «Содержание филологического образования в период детства», Екатеринбург, 15-16 апреля 2014 г.;  / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2014. С. 20-26

 2.Гриценко  З.А. Читательское развитие ребенка дошкольного возраста. К постановке проблемы //Дошкольное воспитание.-2010.-№8.С.19-27.

 3.Сомкова О.Н. Проблемы литературного развития детей в современной науке и практике дошкольного образования // Детский сад: теория и практика .-2013.-№6.С.14-24.

 4.Турченко В.И., Градусова Л.В., Левшина Н.И. Современный дошкольник в мире взрослых и сверстников, или «…племя молодое, незнакомое…»//Детский сад: теория и практика. -2011.-№ 1. С. 50-56.