Понедельник, ноября 19, 2018

"Вызовы времени и профессиональные компетенции педагогических работников"

Автор: Олейник Светлана Валерьевна, Воспитатель МБДОУ«Детский сад общеразвивающего вида №12 г.Слюдянки». E – mail:soleynik79@mail.ru.

 

Процесс обновления образования организуется людьми. Следовательно, его проектирование, запуск и поддержка будут зависеть от того, насколько грамотно педагоги и руководители дошкольных учреждений, опираясь на достижения науки, спроектируют эту модель обновления образования – его будущее развитие.

Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с учётом традиций своего народа. Особый интерес в этом плане представляет дошкольное детство, как первая ступень системы непрерывного образования. Предназначение дошкольного образования на современном этапе состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, здорового образа жизни.

В отличие от образования на других возрастных этапах развития, дошкольное образование рассматривается как система, в которой центральное место занимают не содержание и формы, а процесс взаимодействия педагога с детьми. Поскольку педагог для ребенка – значимая фигура, на него ложиться ответственность за качество взаимодействия с детьми.

На современном этапе педагоги ДОУ вовлечены в инновационный процесс, касающиеся обновления содержания дошкольного образования, форм его реализации, методов и приемов преподнесения содержания детям. В связи с этим развитие профессиональной компетентности педагогов приобретает особую значимость.

Педагогическая деятельность относится к числу таких видов профессиональной деятельности, которые накладывают отпечаток на всю личность человека и часто становится для него тем, что определяет тот образ мира, через который преломляются его внешние факторы.

По мнению большинства учёных наиболее эффективное влияние на развитие ребёнка оказывает личностно-ориентированная позиция педагога, направленная на обучение и воспитание, коррекцию поведения без насилия, уважение личности ребёнка, внимательное и чуткое выявление и развитие его способностей и склонностей.

Профессионально-педагогическая деятельность определяет профессионала – педагога как человека, хорошо понимающего общие тенденции развития образовательного процесса, своего места в нём и обладающего особым видением человека в процессе развития, понимающего направленность и результативность психологических действий и воздействий; превращающего любую учебную ситуацию в пространство для развития ребёнка.

В современных условиях, чтобы не отстать от времени, педагогу необходимо постоянно совершенствовать свои знания, поэтому непрерывное самообразование становится решающим фактором развития личности педагога на всех этапах его жизненного и профессионального пути.

Способность к самообразованию – один из показателей профессиональной компетентности педагога. Это выражается в неудовлетворённости, осознанием несовершенства, стремлением к росту.

Воспитатель XXI века это:

Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному и физическому совершенству;

Профессионал, умеющий отбирать наиболее эффективные приёмы, средства обучения и воспитания для реализации поставленных задач;

Педагог, обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, постоянно совершенствующий свои знания и умения самообразованием, обладающий многогранностью интересов.

Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Педагог должен в течение учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.

Основными критериями самообразования педагогов являются: эффектив-ность профессиональной педагогической деятельности (рост качества образова-тельного процесса, воспитанности дошкольников, творческий рост педагогов, внедрение новых педагогической технологий в образовательный процесс МДОУ.

Среди мотивов можно выделить следующие: мотивы успеха, преодоления профессиональных затруднений, мотивы, направленные на улучшение материального благополучия, профессионального признания, карьерные мотивы и др.

Самообразование педагога дошкольного учреждения многогранно и многопланово. Основными направлениями в системе самообразования педагогов дошкольного учреждения могут быть:

• Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;

• Изучение учебной и научно-методической литературы;

• Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;

• Изучение новых программ и педагогических технологий;

• Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;

• Повышение общекультурного уровня.

Особенно актуальной стала проблема самообразования педагогов в условиях современного информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней стала необходимой. Современная система образования требует от воспитателя постоянного совершенствования знаний.

Корней Чуковский писал: «Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами».

Нельзя упускать из вида такую важную форму профессиональной компетентности, как работу с родителями. Поэтому много внимания в детском саду уделяем сотрудничеству с родителями, социумом. Используем как традиционные (беседы, доклады, так и нетрадиционные (беседы за круглым столом, викторины) формы работы с родителями.

Наиболее любимая форма работа с семьями воспитанников – это совместные праздники, развлечения. Уже стало традицией привлекать родителей к таким праздникам как «Новый год», «Выпуск в школу», «8 Марта». Они вместе с детьми готовят костюмы, переодеваются и входят в зал в различных образах.

Педагогика не стоит на месте, она развивается. Появляются новые программы и технологии. Успех в работе педагога зависит от его профессионализма, знаний, достижений отечественной и зарубежной педагогики, творческой активности и инициативы. Чтобы не отстать от времени, необходимо постоянно повышать профессиональную компетентность, т. е. развиваться, самосовершенствоваться.

 

Список литературы:

1. Азаров Д.П. Мастерство воспитателя. – М., 1971. – С. 164.

2. Засобина, Г.А. и др. Практикум по педагогике: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ / Г.А. Засобина, И.В.Савин; под ред. Н..В.Савина. – М.: Просвещение, 1986. – 111 с.

3. Зимняя, И.А.Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И.А.Зимняя. - М., 2004. – 381 с.

4. Смирнов, А.С.Философия. Культура. Образование / А.С.Смирнов. –Новосибирск, 1990. – 185 с.

5. Турчинов, А.И.. Профессионализация и кадровая политика теории и практики / А.И. Турчинов. – М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. – 272 с.

6. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А.В.Хуторской // Народное образование. - 2003. - №2.- С. 58-64.