Понедельник, ноября 19, 2018

"Разные дети – равные возможности. От коррекции к интеграции и инклюзии"

Автор: Кудленок Виктория Евгеньевна, педагог-психолог  Центра психолого-медико-социального сопровождения      Взаимодействие,  г.Москва. E-mail: kudlenok@vzaimodeystvie.ru

 

Ученые всего мира уже давно отмечают нарастание в детской популяции числа детей с различными нарушениями  и аномалиями в развитии. Это объясняется многими факторами. Например, прогрессом медицины в выхаживании 5-6 месячных младенцев; прогрессом в фармакологии, которая позволяет поддерживать жизнь в тех случаях, где раньше это было невозможно; стрессами; плохой экологией на планете и многими другими неблагоприятными факторами [7]. 

В  статье пойдет речь о детях с различными типами  отклоняющегося развития, их возможностях  обучения  в школе и специальных условиях для этого.  Согласно  статье 79, нового закона об образовании, говорится, что образование  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организованно следующим образом: совместно с другими обучающимися; в отдельных классах или группах; в отдельных организациях [9]. 

Кто же такие дети с ограниченными возможностями здоровья? Это  дети     от 0 до 18 лет, имеющие временные или постоянные нарушения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для получения образования [6].

Дети с ограниченными возможностями здоровья и дети с инвалидностью  часто приравниваются друг к другу, однако многие дети, имеющие статус ОВЗ, не имеют инвалидности, но все дети с инвалидностью относятся к категории ОВЗ. Категория дети с ОВЗ – это очень широкий пласт, в который входят разнородные нарушения соматического здоровья и развития ребенка, мешающие его успешной учебе и социализации в обществе, требующие создание особых образовательных условий.

Нарушение психического развития у ребенка,  чаще всего снижают способность к обучению и социализации. В ряде случаев она невозможна без пожизненного сопровождения. Именно у таких детей имеются особые образовательные потребности (ООП), и они больше, чем другие, нуждаются создании особых образовательных условий (ООУ), для получения образования, овладение максимально доступными профессиональными навыками и максимально доступной им самостоятельностью во взрослой жизни!

К нарушениям психического развития относятся: недоразвитие или поврежденное развитие; дефицитарное развитие;  искаженное развитие; дисгармоническое развитие; задержанное развитие. К задержанному типу развития относятся  синдром психического инфантилизма, церебрастенический синдром, гипердинамический синдром, психоорганический  синдром  [3, стр. 20].

Ранее в нашей стране, дети с нарушениями в развитии, в основном, обучались в специализированных коррекционных школах, где под каждый вид нарушения были созданы особые условия.  В  этом били свои плюсы, дети развивались в адаптированной среде, среди таких же детей.  Но также были  минусы – изолированность этих детей от общества и  недостаточная социализация.

Другой способ образования детей с нарушениями развития – это интеграция.  В пространстве общеобразовательного учреждения создаются специализированные классы  или группы для детей со сходными нарушениями в развитии, которые работают по адаптированным  образовательным программам.  Какие здесь есть плюсы и минусы? К плюсам можно отнести то, что  педагог  хорошо знаком с программой обучения, которая едина для учеников этого класса, у него одинаковые подходы и требования к ученикам, так как нарушения сходны, детям комфортно среди равных. Минусы - стигматизация данного класса/группы (слабый и т.д.), недостаточная социализация детей в  среде нормотипичных сверстников, так как они изолированы от детского коллектива [2, стр.166].

Третий способ обучения ребенка с ОВЗ – это инклюзия. Инклюзия –  включение особого ребенка в общеобразовательный класс или группу, где под него создается адаптированная программа, при необходимости приписывается тьютор или координатор.  Ученик с ОВЗ посещает уроки как вместе со своим классом, так и в индивидуальном порядке, в соответствии со своим индивидуальным учебным планом и/или адаптированной образовательной программой [5].  

Какие же особые образовательные условия требуется создать в для  включения ребенка с ОВЗ в учебный процесс.  Детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слуха и зрения обязательно потребуются технические средства. Это  пандусы, расположение учебного кабинета на первом этаже; специальные учебники, слуховые аппараты и так далее. Но для эффективности инклюзивного процесса, в первую очередь необходимы, педагогические и психологические условия. К педагогическим условиям можно отнести: кадровое обеспечение (координаторы, тьюторы, специальные психологи, дефектологи и др.); программное обеспечение (адаптированные образовательные программы, программы сопровождения); обучение специалистов.  К психологическим условиям относится психологическая готовность всех участников образовательного процесса к инклюзии. К положительным моментам развития инклюзивного образования можно смело отнести постепенную, но более успешную социализацию особого ребенка, в начале с  помощью специалистов, а затем самостоятельно, под наблюдением. Ребенок с нарушениями развития осваивает программу в своём темпе и объеме, возникает меньше проблем с нарушением поведения, так как есть специалисты, регулирующие эти моменты. Сверстники учатся толерантному поведению. Но есть и препятствия, в первую очередь это недостаточная психологическая готовность педагогического, родительского, ученического  коллективов к работе с особым ребенком, нехватка ресурсов методических и педагогических [1].

Одним из вариантов инклюзивного образования является создание в образовательном учреждении ресурсного класса [8]. Ресурсный класс – это   специально организованный класс для детей с особенностями развития, в рамках которого организуется индивидуальная и групповая коррекционно-образовательная работа,  реализуется организация сопровождения в регулярном учебном процессе.  Создание ресурсного класса позволяет решать такие проблемы: как нарушения поведения, которые осложняют нахождение ребенка в классе; коммуникативные проблемы; недостаточно  сформированное восприятие фронтальной инструкции; быстрая истощаемость; асинхрония в формировании навыков; нарушение усвоения учебного материала. 

Ресурсный класс должен иметь несколько функциональных зон: зона отдыха и сенсорной разгрузки; зона для индивидуальной и групповой работы; рабочая зона координатора и учителя ресурсного класса. В команду ресурсного класса должны входить координатор/супервизор, учитель/кейс-менеджер, тьюторы. 

Как работает ресурсный класс? Ученик, находится там, в сопровождении учителя и занимается  по предмету, по которому ему прописана адаптированная образовательная программа, в индивидуальном порядке или минигруппе.  Ученик, испытывающий сенсорные перегрузки или находящийся в стрессовой ситуации может находиться там, в сопровождении психолога, который проводит занятие по снятию стресса и эмоциональной разгрузке. Родители и педагоги под руководством координатора регулирую свои усилия по обучению  ребенка, вырабатывают единую стратегию.

Инклюзия в нашей стране только начинает развиваться, над вариативностью инклюзивных моделей  образования предстоит еще много работать, однако первый шаг уже сделан, все дети получили право на равные возможности.

 

Список литературы:

1.Алёхина C.В., Алексеева М.А., Агафонова Е.Л. Статья «Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании».

2.Екжанова  Е.А. , Резникова Е.В. «Основы интегрированного обучения».- М.: Дрофа, 2008.- 210с.

3.Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей: Учебное пособие  М.: Издательство Московского университета, 1985. – 148с.

4.Романчук О. И. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей М.: Генезис,  2010. – 336

Электронные ресурсы:

1.Инклюзивное  образование. Википедия — свободная энциклопедия. Режим доступа -    https://ru.wikipedia.org/wiki/  (дата обращения: 13.02.2015)

2.Дети с ограниченными возможностями здоровья. Режим доступа - http://www.center1.testov.net/children/ (дата обращения: 10.02.2015)

3.Педагогический университет «Первое сентября» И. Левченко, С. Забрамная  Психолого-педагогическая диагностика нарушений  развития. Режим доступа -  http://psy.1september.ru/article.php?ID=200501814 (дата обращения: 12.02.2015)

4.Ресурсный класс для детей с аутизмом в детском саду или школе — с чего начать А. Козорез. Режим доступа -  http://outfund.ru/resursnyj-klass-dlya-detej-s-autizmom-v-detskom-sadu-ili-shkole-s-chego-nachat (дата обращения: 11.02.2015)

5.Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ. Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Режим доступа -http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/79/  (дата обращения: 10.02.2015)