Понедельник, ноября 19, 2018

"Духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста средствами традиционной игрушки"

Автор: Акимова Юлия Александровна, воспитатель ГБОУ ЦО «Школа здоровья» №1679 САО магистр педагогики автор и руководитель проекта «Родная игрушка».

 

Духовно-нравственное развитие – это формирование у подрастающего поколения высших духовных ценностей, а именно:

- индивидуально-личностных (честь, достоинство, справедливость, ответственность и т.д.);

- семейных (дом, родители, традиции семьи и т.д.);

- национальных (Родина, народная культура; образ жизни, поведения, общения и т.д.);

- общечеловеческих (мировая науки и культура, экологическая культура, мир на Земле и т.д.).

Усвоение высших духовных ценностей должно вести за собой их претворение в практические действия и поведение. Этому способствует принцип культуросообразности воспитания, согласно которому, воспитание строится на приобщении ребенка к культурному наследию своего народа.

Одним из средств реализации данного принципа является создание культуросообразной игровой среды, значительную роль в которой играет традиционная игрушка. К сожалению, современную игровую среду сложно назвать культуросообразной, так как в ней господствуют игрушки зарубежных стран производителей, в которых зачастую полностью отсутствуют нравственность и духовность. И это актуальная проблема современного дошкольного образования.

Традиционная игрушка – одновременно предмет для детской игры и произведение искусства, идейно-художественный характер которой отражает особенности историко-культурного развития общества большого периода времени.

Традиционная игрушка не может существовать вне культурно-исторических традиций. Истинная традиционная игрушка хранит в себе и передает детям семейные ценности, ценности добра, любви, дружбы; обычаи и традиции своего народа.

Являясь автором и руководителем проекта «Родная игрушка», я занимаюсь разработкой игрушек традиционного характера. Вашему вниманию я представляю игровой комплект «Потешки». Основная идея комплекта – ребенок и его семья: любящие и заботливые родители, сестра или брат. Играя с матрешкой и неваляшками, дети познают основы семейных ценностей, учатся эмоционально откликаться на радости и горести полюбившихся героев. Разнообразить игровое содержание помогают каталки в виде домашних животных, пирамидка, волчки, коврики (маркеры пространства).

Еще один комплект, направленный на духовно-нравственное развитие ребенка дошкольного возраста – «Жили-были, поживали…». Традиции семьи и быта с новой глубиной раскрываются благодаря большой и дружной семье, проживающей в уютной, скромной избе. В старину кукол у детей было много, ведь их делали из подручных средств: тряпок, соломы, веток и т.д. Мода, вкус, цена – понятия современные, внесшие свои коррективы во внешний облик игрушек, не всегда оправданные. Наши предки вкладывали иной смысл в кукол и игру с ними. Для них наиболее важным было внутреннее содержание куклы, а далеко не внешний лоск. Дети могли любую куклу превратить в красавицу или бабу ягу. Всем управляла фантазия ребенка, его воображение, а не конкуренция на рынке игрушек.

Основная идея комплекта «Жили-были, поживали…» – отношения внутри семьи, их обычаи и традиции.  Дети сами решают, какими характерами обладают их куклы, какое сейчас настроение у каждой из них, какая ситуация возникла сегодня в избе или во дворе, и как задуманные персонажи будут ее разрешать.

Сочиняя и разыгрывая различные семейные истории, дети знакомятся с миром старины (вещами, предметами, обычаями и т.д.), учатся размышлять, анализировать, строить причинно-следственные связи.

И, наконец, игровые комплекты, разработанный специально для мальчиков – «Древнерусская дружина» и «Древнерусская крепость». Современный игрушки для мальчиков, в большинстве своем, призваны развивать агрессию и страх, отчуждая детей друг от друга. Ни о какой мужественности, предполагающей отвагу, доброту, взаимовыручку речь в них не идет.

Слово «дружина» – происходит от слова «дружба». Только вместе, сообща, «друг за друга» можно было одолеть врага, посягнувшего на жизнь и свободу людей. Это основная идея данных комплектов.

«Мы не можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей силы могли получить развитие» (В.В. Зеньковский).

«Для того чтобы расти, расцветать, становиться мудрее, человек должен чувствовать свои корни, корни памяти, которые уходят в далекие прошлые времена. По этим корням к нам приходят опыт и знания людей, живших задолго до нас, умевших многое делать не хуже, а часто и лучше, чем мы сегодня» (Э.Э. Кац).