Понедельник, ноября 19, 2018

«Создание психолого-педагогических условий в подготовки детей раннего возраста к продуктивным видам деятельности. Применение методов и приемов в изготовлении коллажной картины».

Автор: Бондаренко С.Б., педагог-психолог ГБОУ Школа №37 (дошкольное отделение №2) г. Москва.

 

В раннем возрасте нервные процессы детей еще очень неустойчивые, целенаправленность деятельности,  произвольность внимания недостаточные, дети нуждаются в постоянном переключении с одной деятельности на другую, все психические процессы находятся в стадии формирования и развития, безусловно, все это вызывает большие трудности в работе педагога с маленькими детьми.

Первые месяцы пребывания в группе малыши проходят адаптацию к новой абсолютно неизведанной среде, этот момент очень важный в жизни маленького ребенка, ведь ему надо оторваться от мамы, а для этого требуется время.

В этот момент очень важна роль педагога в работе с детьми раннего возраста. Проводя с детьми игровую деятельность, педагог вызывает у них интерес и любознательность, чем ярче и эмоциональней занятие, тем быстрее у детей появляется желание участвовать в совместной игре.

Постепенно педагог готовит малышей к самостоятельности, где они в свою очередь подходят к периоду дошкольного детства, учатся быть независимыми, настойчивыми и целеустремленными.

Ежедневная систематическая и правильная организация педагогического процесса заставляет малышей становиться организованными и дисциплинированными. Спустя некоторое время дети уже понимают, что заходя в спортивный зал, надо слушать воспитателя по ФИЗО, находясь на музыкальном занятии, слушать учителя музыки, находясь в группе, слушать своего воспитателя и выполнять данное им задание.

На занятиях с детьми раннего возраста педагогу необходимо в первую очередь учитывать возрастные и психологические особенности детей раннего возраста. Оценить возможности ребенка, может ли он действовать самостоятельно или ему необходима помощь взрослого, как долго ребенок способен удерживать внимание на предложенной задаче, может ли выполнить ряд последовательных действий, подражать действиям педагога и его словесным инструкциям. А также обратить внимание на ловкость пальчиков ребенка. Завышенные требования или недооценка возможностей может повлиять на интерес к предложенной игре-занятию.

Создавая на занятии психологическую комфортную среду, педагог вызывает у ребенка эмоциональный отклик на предложение что-либо делать, в чем-то участвовать и ребенок проявляет готовность действовать. Главная задача взрослого — поддер­жать эту активность, не дать ей угаснуть, придать ей сози­дательный характер. Нельзя упустить этот благоприятный период детства для развития детской активности и само­стоятельности. А для этого педагогу надо подбирать тему занятия, которое будет, отличается яркостью, образностью, зрелищностью, эмоциональной насыщенностью.

Предметная деятельность является ведущей деятельностью детей раннего возраста и заключается в том, что в ней ребенку впервые открываются функции предметов, и только с помощью взрослого он усваивает назначение и способ употребления вещей. Взрослый играет роль наставника, помощника. Общение ребенка со взрослым протекает на фоне практических действий с предметами, поэтому ребенок раннего возраста открывает для себя величину, форму и цвет, а также пространственные отношения (близко, далеко), разделение целого на части и т.д. Именно в продуктивной деятельности как нельзя лучше это можно отобразить.

Овладение специфическими действиями с материалом, инструментами, предметами в раннем возрасте происхо­дит через общение со взрослым. Только он может передать ребенку сведения о функциях предметов, орудий, пока­зать приемы использования материала в совместной с ним деятельности. Первые совместные со взрослым ручные результатив­ные действия, включенные в контекст создания опреде­ленного «продукта», эмоционально подготавливают ребен­ка к систематическому и более содержательному участию в работе. Первые пробы преобразования материала не требуют от детей четкого восприятия формы, цвета; они еще не участвуют в замысливании изображения, это происходит позже (к четырем годам), когда дети уже способны составлять из готовых форм про­стые предметы (елочка, домик, снеговик и т.п.), и эле­ментарные сюжеты из знакомых предметов.

Задачи, решаемые в раннем возрасте, элемен­тарны. Вопервых - научить ребенка действиям с бумагой (отрывать, сминать, ска­тывать), помочь ребенку увидеть в бумаге матери­ал, который поддается преобразованию и имеет свои свой­ства и качества: мягкая, плотная, гладкая, шероховатая, блестящая, матовая, бумага разного цвета, мнется, рвет­ся, разрезается, по разному шуршит. Во вторых - развивать эмоциональную отзывчивость на предло­жение взрослого сделать что-либо, готовность соучаство­вать с ним в создании элементарных художественных по­делок. Развивать интерес, эмоционально положительное отношение к элементарным действиям с бумагой, стрем­ление самостоятельно их выполнять. В третьих - развивать эстетическое восприятие и чувства: узна­вать полученное изображение, любоваться, радоваться «вслед» за взрослыми.

В своей работе с детьми раннего возраста я использую два направления: первое – теоретическое (ознакомление с окружающим миром, развитие речи и слухового внимания) с помощью инсценировки и показов интересных и знакомых сюжетов, сказок, рассказов, прочитанных стихов (например, А. Барто «Мячик», «Паравоз»; русская сказка «Колобок», «Курочка ряба», «Репка»; рассказ Е.Чарушина «Курочка» и т.д.). Второе направление – практическое, где дети знакомиться с продуктивными видами деятельности (изготовление коллажа), здесь обязательно берется главный герой выбранного сюжета (сказки, рассказа, стиха) или предмет, на который делается акцент (например, «Репка», «Колобок», «Яблочки», «Петушок золотой гребешок», «Веселые вагончики», «Цыпленок», «Курочка и т.д.). Взрослый вместе с детьми выполняет работу по изготовление коллажной картины, и это является результатом проведенного занятия.

В своей работе я использую изобразительную технику «Коллаж» (от фр. collage – наклеивание) – прием в изобразительном искусстве, связанный с наклеиванием на основы материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре.

Различные материалы, используемые при создании коллажа, позволяют ребенку накапливать чувственный опыт, познакомиться с их свойствами (вата, салфетка, цветная бумага, ткань, нитки, сушеные лепестки, листики, макаронные изделия, крупы).

Действия с различным материалом и предметами способствует развитию мышления, внимания и памяти, ручной моторики. В процессе создания картины малышу приходится сосредотачивать свое внимание, на определенных задачах, диктуемых замыслом. При выполнении доступной задачи ребенок добивается определенного результата.

В самых простых и незатейливых картинах ребенок учиться располагать элементы в произвольном порядке по всей поверхности листа. Взрослый направляет ребенка и показывает, как правильно что-либо делать (листочки расположить на кроне дерева вверху, а травку у корней дерева внизу); солнышко светит высоко в небе (верхней части картины), жучок ползет по дорожке (в нижней части). Малыш учится располагать объекты в соответствии с сюжетным замыслом (Колобок катиться по дорожке).

В раннем возрасте продуктивная деятельность тесно связана с решением задач нравственного воспитания. Эта связь осуществляется через содержание детских работ, закрепляющих определенное отношение к окружающей действительности, и воспитание у детей наблюдательности, активности, самостоятельности, умение выслушивать и выполнять задание, доводить начатую работу до конца.

В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности ребенка, как активность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности.

Продуктивная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Важно у детей воспитывать эстетическое отношение к окружающему, умение видеть и чувствовать прекрасное, развивать художественный вкус и творческие способности. ребенка раннего возраста привлекает все яркое, звучащее, движущее. В этом влечении сочетаются познавательные интересы, и эстетическое отношение к объекту, что проявляется как в оценочных явлениях, так и в деятельности детей.

Надо помнить, что в продуктивной деятельности активно формируется зрительная память ребенка. Как известно, развитая память служит необходимым условием успешного познания действительности, поскольку благодаря процессам памяти происходит запоминание, узнавание, воспроизведение познаваемых предметов и явлений, закрепление прошлого опыта. Конечной целью для ребенка является такое знание предмета, которое давало бы возможность владеть умением совершенно свободно, изображать его по представлению.

И в заключении хочется сказать, что правильная организация педагогического процесса в группах кратковременного пребывания, создание оптимальных  психолого-педагогических условий для продуктивных видов деятельности детей раннего возраста благоприятно сказываются на их дальнейшем развитии в целом и дает предпосылки успешной личности дошкольника.