Понедельник, декабря 18, 2017

"Готовность педагогического коллектива к работе с детьми, имеющими ОВЗ, как ключевая компетенция в условиях современного образования"

Автор: Н.Ю. Алешина, педагог-психолог Государственного бюджетного образовательного учреждения «Лицей № 1560» г. Москвы. Электронная почта: nataliya.alyoshina@rambler.ru

 

«Совершенно неразумен тот, кто считает  необходи­мым учить детей не в той мере,  в какой они могут усваивать, а в какой  только сам он желает» (Я. А. Коменский)

 

«К каждому ребенку следует применять его собственное мерило, побуждать каждого к его собственной обязанности и награждать его собственной заслуженной похвалой. Не успех, а усилие заслуживает награды» (Д. Рескин)

 

В условиях современного российского образования согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ и Профессиональному стандарту педагога (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании (воспитатель, учитель)) от 18.10.2013 г. № 544н одной из ключевых компетенций педагога является готовность и способность работать с воспитанниками и обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья. Таким образом, образовательные учреждения России постепенно должны переходить к практике инклюзивного воспитания и обучения. Приведенные в качестве эпиграфов высказывания Я.А. Коменского и Д. Рескина как нельзя лучше отражают дух и суть инклюзивного образования. В связи с этим перед руководителями образовательных учреждений встает задача оценки уровня готовности вверенного им педагогического коллектива к внедрению инклюзивной практики.

Прежде всего необходимо понять, из каких составляющих складывается компетенция педагога, позволяющая  работать с детьми, имеющими ОВЗ. Для этого обратимся к тексту Профессионального стандарта педагога. Сложность работы с данным документом заключается в том, что необходимые для работы с детьми с особыми образовательными потребностями знания, умения и трудовые действия обозначены в нем разрозненно. Итак, в деятельности по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования для должностей учитель и воспитатель в общепедагогической функции обучение читаем:

- «Необходимые знания: основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализация личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики»

- «Необходимые умения: использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

В функции «развивающая деятельность» значится:

1.«Необходимые знания: основы психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии детей»

2.«Необходимые умения:

- владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья

- осуществлять (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическое сопровождение основных общеобразовательных программ

- понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.)

разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся»

3. «Трудовые действия:

- освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью

- взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума

- разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка

- освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу».

Наиболее полно и в логическом порядке компетенции, необходимые педагогам для осуществления работы с детьми, нуждающимися в организации особых образовательных условий, изложены в практико ориентированной монографии Е.А. Ямбурга и С.Д. Забрамной «Управление службой сопровождения детей в условиях образовательной организации».

Для получения общих представлений об уровне развития основных компонентов  компетенции, позволяющей работать с детьми с ОВЗ, руководителем может быть использован метод анкетирования. С целью повышения искренности получаемых ответов анкетирование можно проводить анонимно. Вопросы анкеты (см. приложение 1) составлялись таким образом, чтобы выявить установки, знания, умения и наличие у педагогов опыта трудовых действий, связанных с данной компетенцией. Анализ полученных данных позволяет сформировать представление об уровне развития в целом данной компетенции в конкретном педагогическом коллективе и выявить наиболее проблемные зоны, над которыми предстоит дальнейшая работа.

Анкетирование проводилось в трех структурных подразделениях (школьных корпусах) ГБОУ «Лицей № 1560» города Москвы. В исследовании приняли участие 50 сотрудников, имеющих педагогическое образование. Состав участников анкетирования представлен следующими должностями: учителя начальных классов, учителя-предметники, воспитатели ГПД, педагоги-специалисты (учителя-логопеды и социальный педагог). Гендерный состав участников анкетирования представлен следующим соотношением: 92% женщин и 8% мужчин. На диаграммах 1, 2 представлены возрастная характеристика контингента респондентов и характеристика по длительности педагогического стажа. Как видно по данным диаграмм, практически две трети проанкетированных педагогов (64%) – это люди средней возрастной категории, подавляющее большинство респондентов (94%) имеют стаж работы педагогом более 5 лет.

4 1

                        Диаграмма 1.                                                                          Диаграмма 2

   Возрастной состав респондентов                                         Педагогический стаж респондентов

 

Количественные результаты проведенного исследования приведены в таблице 1.

Таблица 1.

Процентные соотношения распределения ответов на вопросы анкеты

Вопросы анкеты
 Процентное распределение ответов
    С каким утверждением Вы согласны в большей степени?
  • детям с ОВЗ лучше обучаться в условиях специального образования (школы I-VIII видов для детей с различными нарушениями) – 70%
  • детей с ОВЗ, несомненно, надо обучать в общеобразовательной школе при условии адекватной организации специальных образовательных условий для таких детей – 30%
Вопросы анкеты
Процентное распределение ответов
    Насколько у Вас сформирована профессиональная установка на готовность работать с любым ребёнком, вне зависимости от его реальных возможностей, особенностей поведения, состояния физического и психического здоровья?
  • такая установка не сформирована – 26%
  • постепенно формируется, но не в полной мере – 56%
  • установка полностью сформирована – 18%
   Как бы Вы оценили актуальный уровень своих специальных теоретических знаний, необходимых для работы с детьми с ОВЗ (в области дефектологии, логопедии, специальной клинической психологии)?
  • специальные знания отсутствуют – 32%
  • имеются минимальные специальные знания – 62%
  • специальные знания достаточны для осуществления работы – 6%
   Владеете ли Вы умением понимать документацию специалистов (психологов, логопедов, дефектологов)?
  • да – 22%
  • частично – 56%
  • нет – 22%
    Имеете ли Вы опыт разработки (совместно с другими специалистами) и реализации программы индивидуального обучения и развития ребёнка с ОВЗ?
  • да – 8%
  • нет  - 92%
     Имеете ли Вы опыт освоения и адекватного применения специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу?
  • да – 26%
  • нет – 74%

Как часто Вам приходилось взаимодействовать с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума?

  • не приходилось – 28%
  • приходилось 1-2 раза – 40%
  • приходилось довольно часто – 32%
Вопросы анкеты
Процентное распределение ответов
      Знаете ли Вы разницу между понятиями интеграции и инклюзии в образовании?
  • да – 74%
  • нет – 26%

Выделите наиболее, по-Вашему мнению,  сложные для педагога ограничения возможностей здоровья в осуществлении образовательной деятельности (укажите не более 3-х групп, определяя ранг сложности, где 1 обозначает самую высокую степень сложности)

Рейтинг сложности видов ОВЗ, поставленных педагогами на первое место:
  • психические нарушения, влекущие расстройства личности и поведения – 74%
  • нарушения зрения – 12%
  • интеллектуальная недостаточность, задержка психического развития – 7%
  • нарушения опорно-двигательного аппарата – 5%
  • нарушения слуха – 2%
    Каковы, на Ваш взгляд, наибольшие сложности в работе педагога с детьми, имеющими ОВЗ? (Возможен выбор нескольких вариантов)
Частотность выбора факторов сложности в работе с детьми с ОВЗ:
  • недостаток в общеобразовательных школах педагогов-специалистов (психологов, дефектологов, логопедов), совместно с которыми необходимо осуществлять обучение ребёнка с ОВЗ – 84%
  • отсутствие в общеобразовательных школах специальных средств обучения для детей с ОВЗ (учебных пособий, в том числе специальных компьютерных программ, техничес-ких средств и приспособлений) – 66%
Вопросы анкеты
Процентное распределение ответов
     Каковы, на Ваш взгляд, наибольшие сложности в работе педагога с детьми, имеющими ОВЗ? (Возможен выбор нескольких вариантов)
  • недостаточный уровень теоретической и практической подготовки педагогов общеобразовательных школ для обучения детей с ОВЗ – 56%
  • слабый ресурс участия родителей в совместных усилиях обучения ребёнка с ОВЗ (в силу разных причин: непризнание родителями проблем ребёнка, низкий образовательный и социокультурный статус, высокая занятость на работе и т.д.) – 50%
  • невозможность организации специальных образовательных условий в силу отсутствия у ребёнка официально признанного статуса ОВЗ – 46%

Результаты проведенного анкетирования позволяют сделать следующие выводыо наиболее проблемных зонах в подготовке педагогов к работе с детьми с ОВЗ:

´-  культура инклюзивного образования пока не сформирована, т.к. на уровне отношения 70% педагогов считают, что детям с ОВЗ лучше получать образование в школах коррекционных видов

´ - профессиональная установка на работу с детьми с ОВЗ находится в стадии формирования, т.к. только около пятой части педагогов считают себя мотивационно готовыми к работе с учащимися, имеющими особые образовательные потребности

´ - у педагогов имеет место недостаточный уровень специальных знаний, позволяющих осуществлять работу с детьми с ОВЗ (94% не имеют специальных знаний или обладают ими в минимальной степени, только 22% способны понимать документацию педагогов-специалистов)

´ - уровень профессиональных умений по применению специальных технологий, методов, приёмов коррекционно-развивающей работы также недостаточен (три четверти педагогов – 74% не имеют опыта их применения; подавляющее большинство педагогов – 92% не имеют опыта разработки и реализации индивидуальной программы обучения и развития ребёнка с ОВЗ)

´ - опыт взаимодействия педагогов со специалистами ПМПк минимален, т.к. 68% не участвовали в работе ПМПк ни разу или имели подобный опыт 1-2 раза

После проведения исследования готовности педагогов к работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности, необходимо задуматься о планировании деятельности в образовательной организации, позволяющей повысить уровень компетентности педагогов по данной проблеме. По результатам проведенного исследования можно определить следующие основные направления работы образовательного комплекса:

- целенаправленное формирование корпоративной культуры инклюзивного образования

-  налаживание сетевого взаимодействия с образовательными организациями, имеющими успешный опыт инклюзивной практики, с центрами психолого-медико-социального сопровождения, коррекционными школами

-  организация планомерной адекватной единообразной работы психолого-медико-педагогического консилиума

-  формирование материально-технической базы для обеспечения специальных образовательных условий разным категориям детей с ОВЗ

-  осуществление преемственности в обучении, развитии и психолого-педагогическом сопровождении детей, имеющих ОВЗ, на всех ступенях в условиях образовательного комплекса

В заключение следует отметить, что в современных условиях необходимо принятие на государственном уровне специальных ФГОСов для разных категорий детей с ОВЗ как векторов, ориентирующих педагогов в образовательной работе с учащимися, имеющими особые образовательные потребности. Кроме этого необходима организация обучения педагогов на курсах повышения квалификации основам специальной психологии, дефектологии, логопедии, технологиям и методам коррекционно-развивающей работы.

 

Библиографический список:

1.Е.А. Ямбург,  С.Д. Забрамная.  Управление службой сопровождения детей в условиях образовательной организации, М., «Бослен», 2013

2.Е.А. Ямбург Что принесёт учителю новый профессиональный стандарт педагога? М., «Просвещение», 2014.

3.Профессиональный стандарт педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н