Понедельник, июня 24, 2019
  • О журнале

    Зарегистрирован от 29 июля 2011 года. ЭЛ № ФС77-45979
    Журнал "Преемственность в образовании preemstvennost.ru" посвящен поиску путей повышения качества образования при реализации преемственности с учетом современных и будущих тенденций.
    Читать далее +
  • Тематическая направленность журнала

    теоретико-методологические основы преемственности; механизмы повышения качества образования; формы работы, обеспечивающие преемственность на каждой возрастной ступени; педагогические идеи и технологиипсихологические разработки; опыт логопедического сопровождения воспитанников и учащихся; мнение медиков
> <
  • 1
  • 2

Важная информация

  • Условия публикации
  • Получение свидетельства

Технические характеристики: 14 кегль, интервал 1,5; выравнивание по ширине, шрифт Times New Roman, текстовый редактор Word 98-2007.

Графики, схемы, рисунки, фотографии также прислать отдельным прикрепленным файлом в формате jpg или png. Также можно прислать презентацию и видео-материалы

Оформление текста: название статьи прописными буквами, полужирно, по центру, без переносов. Строкой ниже, через интервал, по центру – инициалы, фамилии авторов, ученая степень (если есть), звание (если есть),  далее на следующей строке – должность и наименование организации полностью, указать город и регион.

В конце статьи можете/желательно указать ваши конт данные: эл. почту (для связи с вами если у читателей появится желание вам написать)

Библиографический список приводится в алфавитном порядке в конце статьи. Ссылки на источники приводятся в тексте в круглых скобках.

Read More

Для получения свидетельства о публикации необходимо:

1. Найти на сайте www.journal.preemstvennost.ru публикацию, свидетельство о публикации которой необходимо получить.

2. Зайдя в публикацию, в верхнем правом углу под названием статьи расположена кнопка "Свидетельство", необходимо кликнуть по ней.

3. На открывшейся странице необходимо заполнить все поля.

3.1. Первый блок
block 01

Read More

Автор: В.В.Миронова, педагог-психолог, ГБОУ "Школа с углубленным изучением английского языка №1324", город Москва.

 

По мнению большинства специалистов, российская семья сегодня не справляется со своими социальными функциями. Отмечают падение ее педагогического потенциала и престижа семейных ценностей, увеличение числа разводов и снижение рождаемости, рост преступности в семейно-бытовых отношениях и повышение риска развития неврозов у детей из-за неблагополучного психологического климата в семье. В связи с этим демографическая политика в России ориентирована на пропаганду семейных ценностей и социально-психологическую поддержку семьи в кризисных ситуациях.

Семья, являясь для ребенка первым проводником социального влияния, вводит его во все многообразие ролевого поведения, родственных отношений, домашнего быта, вызывая те или иные чувства, действия, способы поведения, воздействуя на формирование привычек, черт характера, психических свойств. Этим «багажом» ребенок пользуется не только в настоящей жизни: многое из усвоенного в детстве определит его качества будущего семьянина. В связи с этим можно говорить о взаимозависимости «качества» семьи (ее состава, ценностных ориентации, нравственных устоев, уклада, характера детско-родительских отношений, психологического климата, межпоколенных связей и т.д.) и ее возможностей в решении задачи воспитании ребенка как будущего семьянина. Осознание родителями необходимости решения этой задачи уже на ступени дошкольного детства может быть действенным побудителем для позитивных изменений в собственной семье, гуманизации внутрисемейных взаимодействий, нормализации уклада жизни, обогащения воспитательной деятельности, самовоспитания и самообразования и т.д.

Для разрешения таких задач  нужна не только педагогическая поддержка, которая зачастую ограничивается разработкой различных форм взаимодействия с семьей для решения в первую очередь учебных задач и проблем с дисциплиной, но и комплексный психолого-педагогический подход.

Универсальным психолого-педагогическим средством формирования семейных ценностей является сказкотерапия.

Первые научные теории, посвященные проблеме сказок, относятся к XVIII веку. Речь идет не только о собирательстве фольклорных сказок, предпринятом братьями Гримм, но и о попытках интерпретаций их содержания (И.И.Винкельман, И.Г.Гаман, И.Г.Гердер, К.Ф.Моритц и др.). Сказку, как отражение глубинной психики человека исследовали такие психологи, как Э.Фромм, Э.Берн, Б.Беттельхейн, К.Г.Юнг и др. Это направление разрабатывалось отечественными педагогами и психологами Л.С.Выготским, Д.Б.Элькониным, М.В.Осориной, В.Я.Проппом, А.В.Гнездиловым и др. Свое окончательное оформление в виде психолого-педагогической технологии "Комплексная сказкотерапия" получила в работе Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой.

Использование сказок берет свое начало еще из глубины веков – той поры, когда существовало устное народное творчество. Сказкотерапия – метод, который использует сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания и взаимодействия с окружающим миром. Сегодня, в начале третьего тысячелетия, к знаниям, заложенным в сказках, люди тянутся интуитивно. Тексты сказок вызывают интерес как у детей, так и у взрослых, именно поэтому они очень удобны для работы в семье.

Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания, что дает особые возможности при коммуникации. Слушая или читая сказки, ребенок накапливает в своем бессознательном символический «банк жизненных ситуаций». На примере героев сказок у детей происходит осмысление собственной жизни. Воздействуя на сознание и подсознание, сказка может помочь им определить верный путь решения своих проблем, а спроецировав поступок героя сказки на свою жизнь, ребенок может встать на путь личностного развития.

Сказкотерапия — это «соединительный мост» между сознательным миром и уровнем бессознательного, эмоционального и телесного опыта. То, что проиграно, или прожито, или понятно в сказке, ребенок может непосредственно сделать частью своего опыта так же, как если бы это было прожито в жизни. Это позволяет ребенку усвоить правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло.

В практике можно встретить несколько способов работы со сказками как с проекцией в зависимости от того, какие задачи ставит перед собой психолог или педагог (4):

1. Использование сказки как метафоры. Текст и образы сказки вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной психической жизни человека, затем эти метафоры и ассоциации обсуждаются.

2. Рисование по мотивам сказок. Свободные ассоциации проявляются в рисунке, дальнейшая работа идет с графическим материалом.

3. «Почему герой так поступил?» — более активная работа с текстом, где обсуждения поведения и мотивов персонажа служит поводом к размышлению о ценностях жизни и поведении человека. Вводятся оценки и критерии «хорошо» — «плохо».

4. Проигрывание эпизодов сказки. Участие в них дает ребенку возможность прочувствовать некоторые эмоционально-значимые ситуации и «сыграть» эмоции.

5. Использование сказки как притчи — нравоучения, подсказка с помощью метафоры варианта разрешения ситуации.

Концепция комплексной сказкотерапии базируется на пяти видах сказок: художественные, дидактические, психокоррекционные, психотерапевтические и медитативные (6).

В дошкольном возрасте в основном используются художественные, психокоррекционные и дидактические виды сказок.

К художественным сказкам относятся сказки, созданные многовековой мудростью народа, и авторские истории. Собственно, именно их и принято называть сказками, притчами, историями. В художественных сказках есть элементы всех остальных видов сказок.

Многие дети просят читать им одну и ту же сказку много раз, хотя сами знают ее наизусть. Наверное, ребенка так захватывают сказочные события, что он готов переживать свои внутренние впечатления снова и снова. Иногда наблюдательные родители и педагоги замечают, что в определенном месте сказки у ребенка как-то по-другому блестят глаза, темп дыхания становится быстрее, розовеют щеки. Определенные сказочные события оказываются для него значительными и волнующими. Сказка разворачивает для ребенка его внутренние проблемы и отвечает на важные вопросы. Многократно проживая события сказки, ребенок косвенно приобретает значимый для себя жизненный опыт.

Дидактические сказки создаются педагогами для «упаковки» учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, возникает сказочный образ мира, в котором они живут, дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний. В форме дидактических сказок подаются учебные задания.

Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего. В создании психокоррекционной сказки помогает жизненный опыт. Ведь многие ситуации уже пережиты нами в детстве, и мы можем поделиться этим с ребятами в сказочной форме.

Сказкотерапия предполагает работу на ценностном уровне. Сегодня, когда многие из нас сознательно, а многие бессознательно, ищут нравственные ориентиры, переосмысляют жизненные ценности, именно обращение к сказке позволит заново открыть, вспомнить о простых и глубоких истинах.

В круговороте повседневной жизни мы часто забываем о том, что семья — главная и основная школа, в которой вместе с детьми должны учиться и мы, взрослые. Создавая сказки, мы оказываем определенное воздействие на ребенка. И благодаря тому, что оно облачено в сказочные одежды, у тех, с кем мы взаимодействуем, не возникает, ощущения давления. Нет конфликта «отцов и детей». Мы только рассказываем сказки, но они прекрасно запоминаются и оказывают сильное позитивное воздействие. Сказкотерапия предназначена помочь детям и взрослым подружиться и почувствовать, какое это счастье — жить в семье.

 

Библиографический список:

1.Аналитическая психология: Прошлое и настоящее /К.Г.Юнг, Э.Сэмюэлс, В.Одайник, Дж.Хаббэк; Сост. В.В.Зеленский, А.М.Руткевич. - М.: Мартис, 1995.

2.Аллан Д. Ландшафт детской души. – СПб. – Мн.: ЗАО «Диалог» - ИП «Лотаць», 1997.

3.Гарднер Р. Психотерапия детских проблем. – СПб.: Речь, 2002.

4.Гнездилов А.В. Авторская сказкотерапия. Дым старинного камина. Сказки доктора Балу. Издательство "Речь". Санкт-Петербург, 2003 г.

5.Защиринская О.В. Сказка в гостях у психологии. Психологические техники: сказкотерапия. – СПб.: Изд-во ДНК, 2001.

6.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Пратикум по сказкотерапии. - СПб.: ООО "Речь", Санкт-Петербург, 2000.

7. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: ЛГУ, 1986.