Четверг, октября 19, 2017

ИГРА В ФУТБОЛ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Кондрашов Владислав Вадимович, студент 5 курса факультета дошкольной педагогики и психологии, МПГУ, Москва,  badgreen91@mail.ru

 

Аннотация: в статье описано влияние игры в футбол на развитие быстроты и силовых качеств детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: игра в футбол, дошкольное воспитание, развитие ребёнка, движение, силовые качества, дошкольный возраст.

 

Футбол - самая популярная и любимая игра в большинстве стран мира. Сотни тысяч детей, юношей, взрослых играют в футбол. Управление тренировочным процессом предполагает изучение различных сторон специальной подготовленности футболистов для того, чтобы организовать подготовку на последующих этапах в соответствии с индивидуальными особенностями игроков. Теория и практика футбола многогранна и находится в постоянном развитии. Слово “футбол” произошло от английского слова “фут” – стопа и “бол” – мяч. Родиной современного футбола является Англия. Но дата и место рождения не установлены.  

Футбол в середине века сильно отличался от “нашего”, современного футбола, противника можно было сбить подножкой, игра не редко заканчивалась дракой, увечья и даже смертью игроков. Мяч запрещалось касаться руками даже вратарю. Позже вратарь получил право отбивать и ловить мяч руками.  1892 год – официальная дата рождения футбола в России.

В настоящее время содержание игры заключается в противоборстве двух команд, в каждой футбольной команде одиннадцать игроков: вратарь, защитники, полузащитники и нападающие (форварды). Вратарь – это последний бастион. Когда противники преодолели все оборонительные рубежи, только он сможет спасти команду. Защитник – один из игроков футбольной команды, главная задача которого – оборонять приступы к своим воротам. Полузащитник – игрок центра поля. В обязанности полузащитника входит как оборона собственных ворот, так и атака ворот противника. В футболе, атакующий игрок располагающийся ближе всего к воротам соперника называют нападающим.

Дети современности перестали выходить играть во двор, отдавая предпочтения малоподвижным видам деятельности. Это вызывает озабоченность педагогов и врачей.  Для ребенка малоподвижный образ жизни - это потеря здоровья, нарушение физического и интеллектуального развития [3]. Именно в спортивных играх ребенок получает уникальную возможность проявить собственную активность, ликвидировать дефицит движений, формируются личностные качества, воспитывается потребность в занятиях физическими упражнениями и спортом, следствием чего получить массу радостных эмоций и переживаний. Двигательная активность детей в значительной степени зависит от режима детского сада, обучения и воспитания детей [9]. Широкое использование комплекса физических упражнений способствует удовлетворению потребность детей в движении, укреплению их здоровья и повышению работоспособности. Одним из средств повышения двигательной активности являются спортивные игры, в частности, футбол.

Актуальность статьи заключается в том, что всесторонняя развитость скоростно-силовых качеств детей дошкольного возраста, поступающих к тренеру может быть реализована только в том случае, когда тренер профессионально владеет педагогическим мастерством. Также необходимо разработка специальных программ, в основе которых должны лежать закономерности игры, учет онтогенетических особенностей развития ребенка [11].

До сих пор, в детских садах воспитатели не уделяют должного внимания обучению детей игре в футбол. Содержание, методика проведения, а так же планирование учебного материала по спортивным играм в дошкольной образовательной организации имеют определённую специфику, которую воспитатель должен знать и умело ее применять в воспитательно-образовательном процессе, ведь свободу действий дошкольник реализует в подвижных играх, которые являются ведущим методом формирования физической культуры. В педагогической науке подвижные игры рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития ребенка. Глубокий смысл подвижных игр — в их полноценной роли в физической и духовной жизни, существующей в истории и культуре каждого народа [10]. Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.

Начинать знакомство с элементами футбола можно в младшей группе детского сада. Необходимо учитывать, что упражнения и игры, должны быть интересными для детей, разработаны, учитывая физиологические особенности детей дошкольного возраста и разнообразными. Однообразие и монотонность действия снижают интерес у ребят [4].

Существенной особенностью раннего детства является взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей. Крепкий, физически полноценный ребенок не только меньше подвергается заболеваниям, но и лучше развивается психически. Начиная с трехлетнего возраста, ребенок многое умеет, очень подвижен. Физические упражнения развивают и укрепляют опорно-двигательный аппарат, предупреждают нарушение осанки и деформацию скелета [2]. Примерно с 4 лет наблюдается значительное усиление роста позвоночника, продолжающееся до периода полного развития. Окончательной высоты позвоночник достигает к 25 годам. При постоянных и методически правильных нагрузках позвоночный столб становится более прочным, а грудная клетка продолжает усиленно развиваться, они уже менее подвержены деформации и способны выдерживать даже значительные нагрузки.

Объективность оценки физической подготовленности во многом определяется знанием возрастных особенностей и закономерностей развития у дошкольников моторной сферы, в т. ч. физических качеств. Наиболее важными из этих особенностей являются их обусловленность незавершенностью формирования физиологических структур организма и наличие в динамике физического развития ребенка чувст­вительных к внешним воздействиям периодов. Характерными для дошкольников считаются также большая изменчивость пропорций тела и неравномерность развития функциональных систем организма [2]. Все это диктует необходимость реализации строго соответствующих возможностям детей методов обучения и диагностики развитии дви­гательных навыков и физических качеств. У детей до 7 лет процесс образования костей не завершен, несмотря на то что кровоснабжение у них лучше, чем у взрослых. В скелете много хрящевой ткани, благодаря чему возможен дальнейший его рост; в то же время этим обусловливается мягкость и податливость костей. Рост мышечной ткани происходит в основном за счет утолщения мышечных волокон. Однако из-за относительной слабости костно-мышечного аппарата и быстрой утомляемости дошкольники еще не способны к длительному мышечному напряжению.

Мы можем констатировать, что основными проблемами инновационных дополнений структуры, системы физического воспитания детей дошкольного возраста являются:

а) возможности использования средств физического воспитания для оптимизации условий процесса психического развития детей;

б) возрастные особенности развития физических качеств и формирования основных движений дошкольников;

в) методологические проблемы физического воспитания в детских дошкольных учреждениях;

г) организационно-содержательные основы подготовки специалистов по дошкольному физическому воспитанию.

Задача обучения игре в футбол детей старшего дошкольного возраста заключается в том, чтобы, учитывая индивидуальные возрастные особенности ребенка, целенаправленно развивать и совершенствовать качества и способности в ходе выполнения заданий [8].

В содержании занятий действенно сочетаются подвижные игры, игровые и спортивные упражнения, эстафеты [1, 7].

Обучение дошкольников игре в футбол проходит в 3 этапа: подготовительный, основной, завершающий [1].

Подготовительный этап по-другому можно назвать разминкой, целью которой является подготовка организма дошкольника к более активной работе в основной части занятия. Длительность подготовительного этапа примерно до 3-4 мин.

В основной этап входят занятия с большей активностью. Непосредственно сама игра в футбол. Длительность основной части примерно 20 минут.

В заключительной части занятия необходимо привести организм ребёнка в относительно спокойное и ровное состояние. Этому будут способствовать: ходьба в сочетании с дыхательными упражнениями, упражнения на расслабление и релаксацию, спокойная игра и т.п. Продолжительность заключительной части составляет 4-5 мин.

Подводящие упражнения для овладения элементами игры в футбол.

1.      Удары ногой по подвешенному мячу.     

2.      Удары по неподвижному мячу правой и левой ногой с одного, двух, трех шагов

3.      Удары по неподвижному мячу правой и левой ногой с разбега.

4.      Одни ребенок катит мяч, другой сбоку ударяет по нему ногой.

5.      Бросок мяча в стенку и прием откосившегося мяча под подошву (внутренней стороной стопы).

6.      Удар мяча ногой в стенку и его прием.

7.        Удары в стенку с остановкой и без остановки отскочившего мяча.

8.        Удары в цель, изображенную на стенке, с расстояния.

9.      Бросать мяч руками вверх и принимать его на подошву.

10.    Один ребенок катит мяч руками, другой останавливает его ногой.

11.    Один ребенок посылает мяч ногой, другой останавливает (тоже ногой).

12.    Вести мяч правой и левой ногой по прямой.

13.    Вести мяч толкая его поочередно то правой, то левой ногой по прямой.

14.    Вести мяч ломаными линиями, толчками одной и поочередно то правой, то правой, то левой ногой. .

15.    Вести мяч вокруг стоек

16.    Вести мяч вокруг стоек и ударять по воротам.

17.    Бросать мяч из-за головы двумя руками.

18.    Бросать мяч по цели на точность попадания.

19.    Один ребенок бросает мяч, другой принимает его.

21.    Один ребенок стоит в воротах, другой с 4 - 5 м легко ударяет по мячу, тот ловит и бросает обратно.

22.    Вратарь стоит в воротах. 2 - 3 детей поочередно посылают мячи, вратарь должен ловить все мячи в воздухе или направлять мячи ногой в поле.

При планировании методики игры в футбол следует учесть и состояние здоровья дошкольников [5]. Есть дети, которым некоторые движения противопоказаны. Дети частыми заболеваниями бронхолегочной системы, нарушениями сердечно сосудистой системы быстро утомляются, для таких детей планируется индивидуальная работа и включаются игры преимущественно средней и малой степени подвижности.

Таким образом в результате, применения футбола у детей дошкольного возраста повышается уровень физической подготовленности детей и их физического развития. Необходимо сделать учебный процесс более систематическим и целенаправленный, а также должны быть созданы педагогические условия: учет возрастных и индивидуальных особенностей детей при подборе игр, осуществление должностного руководства подвижной игрой, использования различных вариантов игр с усложнением, для развития физических качеств.

Также при обучение детей дошкольного возраста элементам футбола формируется точность, координация движений, быстрота реакций, сила, глазомер, выносливость. Подвижная игра является важным средством умственного воспитания дошкольников, так как в этой деятельности проявляется и развивается творческое воображение, способность к замыслу, развивается ритм и красота движений. В ней отражаются и развиваются умения и знания, полученные на занятиях, закрепляются правила поведения, к которым приучают детей в жизни.

 

Список литературы:

1.Адашкявичене Э.И. Спортивные игры и упражнения в детском саду. - М.: Просвещение, 2001. – 226 с.

2.Бальсевич В.К. Теоретико-методологическое обоснование концепции формирования физической культуры человека в дошкольном возрасте // Здоровый образ жизни: сущность, структура, формирование на пороге XXI века. Томск, 1997. – 234 с.

3.Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей, - СПб.: Питер, 2002. – 232 с.

4.Вайн Х. Как научиться играть в футбол: школа технического мастерства для молодых / Пер. с итал. - М.: Терра-Спорт; Олимпия Пресс, 2004. - 244 с.

5.Возняк Н.Е. Методика преподавания физической культуры, - М.: Овал, 2008. – 354 с.

6.Георгиев А.В. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка, - М.: Академия, 2006. – 338 с.

7.Грицаюк С.Е. Спортивные игры в детском саду, - М.: Олма-пресс, 2005. – 210 с.

8.Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М., Савин В.П., Лексаков А.В. Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения, - М., 2014.

9.Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду.1986

10.Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Овал, 1992. – 376с.

11.Хухлаева Д.В., Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. – М., 1984.