Четверг, октября 19, 2017

ИГРЫ-ЭСТАФЕТЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Мамедова Офеля суфи кызы, студент 5 курса факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ, Москва, Ofa74@mail.ru

Аннотация: в статье описано развитие быстроты движения старшего дошкольника с помощью игры-эстафеты.

Ключевые слова: игры-эстафеты, дошкольное воспитание, развитие ребёнка, движение, старший дошкольный возраст.

 

В процессе физического воспитания детей дошкольного возраста необходимо решать образовательные задачи: формирование двигательных навыков и умений, развитие двигательных и физических качеств, привитие навыков правильной осанки, навыков гигиены, освоение специальных знаний.

Многочисленные педагогические наблюдения показывают, что прекрасный результат развития физических способностей проявляется в играх-эстафетах – это радость и эмоциональный подъем детей. Благодаря этому свойству игры-эстафеты, в значительной степени игрового и соревновательного характера, больше, чем другие формы и средства физической культуры, соответствуют развитию двигательных способностей у дошкольников.

Игры-эстафеты являются важным средством развития быстроты и ловкости, наиболее приемлемой формой командных соревнований в старшей возрастной группе. В них могут сочетаться самые разнообразные двигательные задания, развивающие быстроту и ловкость: пробежать, перелезть, удержать равновесие, перенести груз; проползти, присесть и взять мяч, провести его, попасть в цель, вернуться прыжками на двух ногах на исходную позицию к стартовой черте и т.д. В играх-эстафетах команды детей состязаются между собой в преодолении различных препятствий, в быстром рациональном решении двигательных задач.

Эстафетно-игровые виды и действия требуют всего комплекса скоростных способностей от детей в связи с тем, что для стимулирования развития быстроты необходимо многократно повторять движения с максимальной скоростью, а также учитывать функциональные возможности ребенка. От последних в свою очередь зависит скорость движений. Необходимо также учитывать и сочетать методы относительно стандартного повторения движений с максимальной скоростью и методы достаточно широкого варьирования скоростных упражнений.

Игры-эстафеты различной направленности являются очень эффективным средством комплексного совершенствования двигательных качеств. Они же в наибольшей степени позволяют совершенствовать такие качества как ловкость, быстрота, сила, координация и др. При рациональном использовании игры-эстафеты становится эффективным методом физического воспитания. Использование подвижных игр-эстафет предусматривает не только применение каких-либо конкретных средств, но может осуществляться путем включения методических особенностей игры в любые физические упражнения.

Рассматривая влияние физических упражнений на развитие организма ребёнка дошкольника, мы замечаем, что правильное выполнение физических упражнений и подбор комплекса игр –эстафет положительно влияет на развитие мышц, связок, суставов, костного аппарата ребёнка, а также помогают детям узнавать многое о свойствах окружающего их мира.

При проведении подвижных игр с детьми старшего возраста надо учитывать анатомо-физиологические особенности детей, относительную подверженность их организма различным влияниям окружающей среды и быструю утомляемость. Дети, умеющие передвигаться на лыжах, кататься на велосипеде, лучше узнают свойства снега, ветра. При плавании дети знакомятся со свойствами воды.

Игры –эстафеты отлично формируют двигательные навыки. Если ребенок делает упражнение легко, без напряжения, то он тратит меньше нервно-мышечной энергии на его выполнение. Благодаря этому создается возможность повторять упражнение большее количество раз и более эффективно влиять на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, а также развивать двигательные качества. Использование прочно сформированных навыков и умений позволяет осмысливать задачи, возникающие в непредвиденных ситуациях в процессе двигательной, особенно командно-игровой, эстафетной деятельности.

Игры –эстафеты отлично формируют и двигательные аспекты дошкольника. Известно, что двигательные акты детей характеризуются целым рядом качественных проявлений, из которых достаточно полно изучались сила, быстрота и выносливость. Эти стороны двигательного акта в той или иной степени взаимосвязаны друг с другом. Основными двигательными качествами человека принято считать ловкость, быстроту, гибкость, равновесие, глазомер, силу, выносливость. При выполнении любого упражнения в той или иной степени проявляются все двигательные качества, но преимущественное значение приобретает какое-нибудь одно из них. Например, при беге на короткие дистанции – быстрота, при беге на длинную дистанцию – выносливость, а при прыжках в длину и в высоту с разбега – сила в сочетании с быстротой.

Ловкость – это способность человека быстро осваивать новые движения, а также перестраивать их в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. Развитию ловкости так же способствует игры -эстафеты. Это проявляется в подвижных играх, детям приходится непрерывно переключаться от одних движений к другим, заранее не обусловленным; быстро, без всякого промедления решать сложные двигательные задачи, сообразуясь с действиями своих сверстников.

Ловкость в играх –эстафетах развивается при выполнении упражнений, проводимых в усложненных условиях, требующих внезапного изменения техники движения (бег между предметами, подъемы на лыжах на горку и спуски с нее и др.). Совершенствование ловкости, которая связана с быстрым овладением новыми движениями, осуществляется в упражнениях, выполняемых в играх-эстафетах. Совершенствование ловкости должно быть непрерывным, по мере усвоения одного задания необходимо переходить к следующему, более сложному по содержанию. Лучший путь развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста, когда у них уже есть необходимый запас двигательных навыков, - это применение игр и игровых заданий, где движения выполняются в сложных часто меняющихся условиях. Этому требованию и отвечают игры-эстафеты.

Эстафеты бывают:

- линейные – соревнующие стоят в параллельных колонах;

- встречные – команды делятся пополам, и ее половины становятся в колонны друг против друга;

- круговые – команды становятся по кругу.

Планируя эстафету надо руководствоваться следующими правилами: включать в ее содержание движения хорошо знакомые детям; помнить, что от количества, сложности заданий, расстояния между местами их выполнения, подготовленности детей избранной оценки результата эстафеты зависит величина и характер физической нагрузки. Не обязательно побеждает команда, которая первая закончила эстафету. При определении победителя применяют объективную и не сложную очковую систему. Результаты каждой команды, участвующих в эстафете, оцениваются воспитателем либо по качеству, организованности и согласованности действий детей, либо по времени, затраченному на выполнение задания.

Организация и методика игр-эстафет должны быть направлены на воспитание взаимоотношений между детьми и их нравственно-волевого поведения. Их чего можно сделать вывод о том, что включение в занятия по физической культуре в детском саду игр-эстафет позволяет значительно увеличить физическую нагрузку, повысить интенсивность занятий, улучшить качество двигательных навыков, способствуют развитию физических качеств и развитию в целом организма дошкольников, что очень важно при подготовке к школе.

 

Список литературы:

1.Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду 3-е изд., перераб.— М.: Просвещение, 1986.—304с.

2. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка чеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Академия, 2006. — 368 с.

3.Семёнова Т.А. Оздоровительные технологии физического воспитания и развития ребенка дошкольного возраста в образовательных организациях. Издательство:Инфра-М Серия: Высшее образование. Бакалавриат. 2016.