Четверг, октября 19, 2017

ВАРИАТИВНЫЕ ФОРМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА, НЕ ПОСЕЩАЮЩИХ ДОШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Плюшкина Мария Сергеевна, учитель – логопед ГБОУ гимназия №491 «Марьино» СДП «Пчелка» г. Москва, Россия, plushkinamasha@gmail.com

 

Аннотация: статья посвящена анализу вариативных форм дошкольного образования и целесообразности их использования в дошкольных образовательных организациях в свете введения ФГОС ДО.

Ключевые слова: вариативные формы, стандарт образования, образовательный процесс, всестороннее развитие ребенка.

 

Вариативность российского дошкольного образования - это один из основополагающих принципов развития современного образования. Благодаря вариативности мы сможем обеспечить каждому ребенку право на качественное, доступное образование. Если рассуждать о достижимости поставленной цели, то здесь следует в первую очередь выяснить, что же это такое- вариативные формы дошкольного образования?

Согласно действующим стандартам образования, вариативные формы образования - это современные модули, направленные на наиболее полное удовлетворение спроса населения на услуги дошкольного образования и качество оказываемых услуг, в том числе - на создание условий для развития негосударственного сектора дошкольной образовательной организации, обеспечение поддержки семейного воспитания.

Из этого определения понятно, что вариативные формы дошкольного образования имеют  цель увеличения охвата детей раннего возраста услугами, предоставляемыми в рамках дошкольного образования. На смену классической и единообразной форме дошкольного образования в России приходят новые, вариативные формы.

Наиболее распространенными в российском дошкольном образовании являются:

- семейный детский сад;

- центр игровой поддержки ребенка (ЦИПР);

-консультативный пункт;

-служба ранней помощи;

-лекотека;

-группа кратковременного пребывания (ГКП).

Введение вариативных форм образования детей раннего возраста  достигает несколько целей одновременно, но  главная из них - это, конечно же, раннее развитие ребенка в соответствии с требованиями  и запросами общества.

Общество ожидает от введения вариативных форм дошкольного образования, в нашем случае связанного с  ранним развитием ребенка, решение стоящих перед ним определенных задач. Причем базироваться данные инновационные формы дошкольного образования должны  на постулате о непременном   наличии трех слагаемых успешного воспитательно-образовательного процесса – квалифицированного, компетентного  педагога,  педагогически грамотного родителя и развивающей  образовательной среды. Результаты решения этих задач можно   представить в подобии некой пирамиды.  

Так, первым уровнем этой пирамиды будет реформирование современной системы дошкольного образования в соответствии с ФГОС на основе введения многообразия форм  организованной работы с детьми раннего возраста, не посещающих детский сад.  Здесь следует сказать, что именно организованный образовательный процесс, осуществляемый как с детьми, так и с родителями, является более эффективным, в отличие, скажем, от такой формы  развития ребенка раннего возраста как семейные группы детского сада.

Семейная группа детского сада (или СДС – семейный детский сад) - это, по сути, такая форма организации дошкольного образования, которая направлена на обеспечение всестороннего в том числе и раннего развития детей , по тем или иным причинам не имеющих возможности посещать детский сад.  

Семейные группы детского сада реализуют учебно-воспитательные программы согласно  требованиям ФГОС с учетом принципов индивидуального подхода в воспитании конкретного  ребенка. При этом необходимо сказать, что само название - семейные группы или семейный детский сад подразумевает, что в качестве педагога в воспитательном процессе участвует родитель (опекун, либо иной законный представитель ребенка). Нередко данная форма рассматривается многодетными родителями, так как она позволяет решить проблему воспитания дошкольников, занятости родителей  и развития детей в соответствии с требования стандартов российского дошкольного образования.       

Однако, несмотря на всемерную поддержку, которую оказывают педагоги дошкольной организации семейным группам, например:

- родителям (опекунам, другим законным представителям) помогают оформлять нормативную  документацию на открытие таких групп;

- родители (или опекуны,  другие законные представители) являются сотрудниками дошкольного учреждения - на них распространяются все нормы, обязанности и права согласно  трудовому законодательству РФ;

-  сотрудники дошкольной организации помогают воспитателям семейных групп составлять план работы в соответствии с требованиями к проведению воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста;

-  дети, посещающие семейные группы включаются в педагогический процесс дошкольного отделения, например, участвуют в общих мероприятиях, посещают музыкальные, спортивные занятия, занимаются со специалистами (логопедом, дефектологом, психологом);

- для воспитателей семейных групп проводятся специальные учебно-методические мероприятия, оказывается педагогическая поддержка в виде бесед, консультаций, открытых занятий, такие формы обеспечения дошкольного образования детей раннего возраста, к сожалению, не получили широкого распространения среди родителей. Кроме того, налицо, все-таки существенный недостаток такой формы - содержание программы образования и форм его подачи, даже при условии постоянного педагогического сопровождения со стороны специалистов дошкольного отделения, полностью зависит от квалификации и уровня педагогической грамотности  воспитателя семейной группы.

Второй уровень пирамиды результатов вариативных форм в дошкольной организации можно  определить так: формирование на основе компетентностного подхода инновационной образовательной модели, которая обеспечит полноценное развитие ребенка, в том числе формирование инклюзивного, интегративного и специального образования, обеспечивающего доступность дошкольного образования и определение образовательных маршрутов для детей с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями.

Реализация вариативных форм, помогающих достичь  целей, поставленных современным ФГОС,    напрямую связана педагогической грамотностью родителей. И здесь следует рассмотреть такие формы дошкольного образования как консультационный пункт (КП) и Службы ранней помощи (СРП).

Консультационный пункт (КП) предназначен для методического обеспечения единства и преемственности семейного о общественного воспитания и предназначен в основном, для оказания психолого-педагогической помощи родителям в целях поддержки всестороннего развития личности детей, не посещающих образовательные учреждения.

Задачи, стоящие перед КП, являются, на наш взгляд, моновекторными, так как направлены больше на оказание теоретической помощи родителям. Несмотря на то, что пропагандируется КП как  вариативная форма  дошкольного образования, назвать ее таковой можно с большой натяжкой. Решение с ее помощью задач разностороннего, гармоничного развития ребенка раннего в условиях комфортной и грамотно выстроенной психолого-педагогической среды, невозможно по той причине, что здесь, как и в семейных группах,  результаты воспитательно-образовательного процесса зависят от уровня педагогической грамотности и компетентности родителей. Надо признать, что далеко не всегда этот уровень соответствует уровню воспитателя в детском дошкольном учреждении. 

В Службе ранней помощи (СРП) целью  работы  является психолого-педагогическая и социальная  поддержка семьи, имеющей ребенка от 2-х месяцев до 4 лет, с выявленными нарушениями развития (либо риском нарушения, когда ребенку требует компенсаторная помощь, реабилитация и проч.), не посещающего дошкольное образовательное учреждение. В понятие поддержки здесь вкладывается достаточно широкий смысл - это и подбор адекватных способов взаимодействия с ребенком, способов организации воспитательного процесса, поиск наиболее эффективных форм коррекции отклонений в развитие ребенка.

Решение задач, поставленных перед СРП так или иначе связано со специальной психолого-педагогической поддержкой родителей особенных детей, причем чаще всего  речь идет   об инклюзивном образовании.

Похожие задачи имеет и такая вариативная форма как лекотека. Она предназначена для помощи родителям детей   2-х месяцев - 7 лет, то есть до первой ступени общеобразовательной школы. 

Главное отличие такой формы дошкольного образования - это реализация образовательной программы, разрабатываемой исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных особенностей воспитанников детских дошкольных коррекционных учреждений. Здесь речь также идет о детях, имеющих особенности в развитии, но при этом упор делается на создание образовательной среды, как в стенах учреждений, так и в семейной среде.

Нужно отметить, что и СРП и лекотека - это прекрасней вариант организации грамотной воспитательно-образовательной развивающей среды для детей, имеющих  выявленные нарушения психофизического развития. 

И, наконец, третий уровень нашей пирамиды результатов вариативных форм в дошкольной организации   определяем как организацию на базе дошкольных образовательных учреждений  психолого-педагогического процесса повышения педагогической грамотности родителей детей раннего возраста, не посещающих детский сад, в целях обеспечения преемственности семейного и общественного образования и в условиях обеспечения тесного взаимодействия с семьей ребенка.

Здесь мы видим наиболее приемлемыми вариативными  формами дошкольного образования детей раннего возраста  ЦИПР и ГКП.

ЦИПР – центр игровой поддержки детей создается с целью организации психолого-педагогической деятельности, направленной на гармоничное развитие личности ребенка от 6 месяцев до 3-х лет, в процессе которой происходит адаптация ребенка к поступлению в дошкольную образовательную организацию.

Несколько лет назад   ЦИПР  чаще всего был представлен в виде Центров раннего развития ребенка, которые занимались по определенным игровым методикам раннего развития, получившим признание как среди педагогов, так и среди родителей. Методики эти достаточно разнообразны - методика М. Монтессори, методика  Гленна Домана, методика Сесиль Лупан, методика Масару Ибуки, система Никитиных, методика Зайцева и др. На данный момент ЦИПР – это отдельное структурное подразделение учреждения дошкольного образования, и занятия в нем проводятся с привлечением специалистов данного дошкольного отделения и в полном соответствии с программами дошкольного отделения.

Так как основными задачами ЦИПР являются оказание содействия в социализации детей раннего дошкольного возраста на основе организации игровой деятельности и обучение родителей способам применения различных развивающих игр, обучение методам игрового взаимодействия с детьми, организации развивающей среды в условиях семейного воспитания  на базе   программы образовательного учреждения,  в полном соответствии с программами дополнительного образования, индивидуально – ориентированными программами, разрабатываемыми и реализуемыми конкретным образовательным учреждением,  то  здесь мы видим перекликание задач ЦИПРа с задачами ГКП.

Однако, необходимо сказать, что посещение ребенком раннего возраста варьируется в переделах 1 часа в среднем один - максимально – два раза в неделю, всегда в присутствии родителя, то есть речь о стабильной бесконфликтной адаптации ребенка к условиям дошкольной организации не идет.

В отличие от ЦИПР, группа кратковременного пребывания  обеспечивает полноценный образовательный процесс, ибо ребенок постепенно адаптируется к условиям дошкольного образовательного, привыкая к новой окружающей среде, у него вырабатывается система социально значимых в раннем возрасте привычек- маяков, которые помогают ребенку успешно осваивать образовательные навыки и умения. В этом случае преимущество ГКП как системообразующей формы, способной удовлетворить  потребности как детей так и родителей, налицо.

Итак, мы пришли к выводу, что именно группа кратковременного пребывания является на данный момент наиболее приемлемой формой обеспечения права каждого ребенка на дошкольное образование.

Кроме того, по  популярности у родителей, дети которых не достигли трех лет, группы кратковременного пребывания или ГКП,  по праву занимают первое место. Такая популярность обусловлена рядом   причин:

во-первых, таким группам присуща малая наполняемость (8-20 детей); 

во-вторых, для них характерен гибкий график  посещения (3-5 дней в неделю);

в-третьих, родители имеют подтвержденное законодательством право  находиться вместе с детьми весь период пребывания в группе;

в-четвертых, для детей, посещающих ГКП, реализуется полноценная образовательная  программа.

Однако, здесь необходимо отметить, что работа ГКП может быть реализована только при выполнении трех взаимосвязанных условий:

1. Построение предметно-пространственной среды, обеспечивающей и развитие способностей каждого ребенка, и реализацию творческого потенциала педагогов  и родителей;

2. Организация педагогического процесса на основе рационального использования помещения и полифункциональной деятельности специалистов;

3. Координация взаимодействий взрослых на основе сотрудничества воспитателей, специалистов и родителей.

Группа кратковременного пребывания – это  группа детского сада, которая функционирует в гибком режиме: от 2 до 5 раз в неделю, от 2 до 5 часов в день в зависимости от потребностей родителей (законных представителей) и решает задачу обеспечения всестороннего развития детей.

Внедрение в систему дошкольного образование ГКП  в течение последних 12 лет показало, что группы кратковременного пребывания  отлично справляются с адаптацией ребенка раннего возраста к условиям ДОУ. Однако, необходимым условием обеспечения целостного развития личности ребенка, в условиях группы кратковременного пребывания является развитие конструктивного взаимодействия с семьей (Т.Н. Доронова, И.М. Исаченкова, О.Л. Князева, Т.И. Оверчук и др.). Тесное социально-деловое и психолого-педагогическое сотрудничество с родителями,  влечет за собой создание  определенных  организационно - педагогических условий,  направленных на формирование ценностно- ориентационного единства педагогов и родителей.  Эти условия мы можем сформулировать так:

– построение диалога между педагогом и родителями  с целью определения единых подходов к целостному развитию ребенка, на основе ценностно-ориентационного единства совместной педагогической деятельности в группе кратковременного пребывания;

– осуществление своевременной экстраполяции образовательных запросов родителей в педагогический процесс группы кратковременного пребывания через совместное освоение проектной деятельности педагогами и родителями посредством последовательных, взаимосвязанных этапов осмысления, интерпретации и рефлексии организации взаимодействия;

– практико-ориентированное освоение способов взаимодействия педагогов и родителей в группе кратковременного пребывания направлено на преодоление отчуждения между участниками образовательного процесса в контексте деятельностного подхода.

 

Список литературы:

  1. Анисимов В.П. Счастье быть родителем: психолого-педагогические рекомендации по воспитанию детей до трех лет [Текст] / В.П. Анисимов - М.: АРКТИ, 2006. - 184 с.
  2. Кроха: пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет [Текст] / Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Д.В. Сергеева и др. — 6-е  изд. -М.: Просвещение, 2004. - 253 с.
  3. Психологический словарь [Текст] / под ред. Зиченко В.П., Мещерякова Б.Г., 2-е изд., перераб. и доп.. — М.: Педагогика-Пресс, 1997. — 440 с.
  4. Стеркина Р. Развитие новых форм дошкольного образования: итоги и перспективы первого этапа всероссийского эксперимента [Текст] / Р. Стеркина // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 6. - С 11-16.
  5. Стеркина Р., Князева О., Маханева М. Организационно-методические основы развития новых форм дошкольного образования [Текст] / Р. Стеркина, О. Князева, М. Маханева // Дошкольное воспитание. — 2002. — №9.-С 14-20.