Четверг, октября 19, 2017

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, КАК ЭЛЕМЕНТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЙ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Кирст Александра Владимировна, магистрант Московского педагогического государственного университета, Москва Aleksandra.kirst@mail.ru

 

Аннотация: в статье рассмотрена проблема современной системы дополнительного образования. Раскрывается вопрос об успешной социализации личности, которой способствует эффективная система дополнительного образования в общеобразовательном учреждении.   

Ключевые слова: дополнительное образование, социолизация личности, положительная мотивация.

 

Актуальность выбранной темы обусловлена глубокими социальными, политическими и экономическими изменениями в российском  государстве и обществе, а также новыми  функциональными возможностями  разных элементов системы образования. Эти изменения обусловили необходимость совершенствования предметной области системы дополнительного образования, от которой в большей степени зависят интеллектуальное развитие нового поколения, формирование его ценностных ориентации, этических, социальных и эстетических идеалов, овладение необходимой совокупностью знаний, умений и навыков, приобретение ценного опыта творческой деятельности.

Актуальность и необходимость совершенствования форм, методов, технологий дополнительного образования обусловлена тем, что именно оно раскрывает человеческую культуру во всем многообразии, формирует свое особое мироощущение, закладывает основы нравственности и духовности, способствует формированию творческой личности, создает условия для раскрытия потенциальных возможностей каждого человека, его успешной социализации.

Поэтому в нынешней образовательной ситуации именно в  дополнительном образовании есть широкий спектр дополнительных образовательных услуг, значительно расширяющих и углубляющих основные стандарты образования так и компенсирующих отсутствие или недостаточное количество часов тех или иных учебных курсов, а также новые возможности для творческого развития ребенка, его самоидентификации и творческой реализации.

На сегодняшний день дополнительное образование в общеобразовательном учреждении получило новую базу как теоретического осмысления так и практического воплощения. Большой вклад в этот процесс внесли исследования следующих ученых:  Асмолова А.Г.,  Березиной В.А., Горского В.А., Евладовой Е.Б., Поволяевой М.Н.  и др.

Совершенствование и  реформирование всех сторон жизни общества зависит от непосредственного участия в этих процессах личности, и вполне естественно, что сейчас акцентируется развитие индивида и создается система воспитания, которая учитывает этот фактор. Для адаптации индивида в обществе в данный период истории ему требуются определенные знания, способы деятельности и общения. Поэтому большое значение в социализации детей и подростков играет система дополнительного образования, которая эффективно дополняет государственные структуры, т.к. отражает более широкий спектр проблем развития и образования детей и подростков.

Дополнительное образование должно стать тем социокультурным пространством, где у детей формируется «экологическое сознание экоцентрического типа, в основе которого лежит личностно-значимое отношение к природе и к человеку. Формирование такого сознания должно происходить как такой процесс обучения и социализации, в ходе которого дети последовательно овладевают формами сознания, присущими различным уровням и формам развития Природы и Человека». Социокультурное пространство учреждений дополнительного образования имеет многофункциональный характер и ориентировано на создание условий для разнообразных видов деятельности, основываясь на принцип добровольности. Именно принцип добровольности в комплектовании детских объединений обеспечивает мотивацию участия в деятельности у детей.

Занятия по дополнительному образованию предоставляют благоприятные условия для разностороннего развития ребёнка, оказывает помощь в реализации его потенциальных возможностей и потребностей, развивает его творческую познавательную активность. Для этого преподаватели должны знать и владеть различными формами и методами обучения, учитывать возрастные особенности учащихся. Огромное значение уделяется вопросу мотивации. Воспитанию положительной мотивации учения способствуют:

  • общая атмосфера комфорта в процессе учения;
  • отношения сотрудничества учителя и учащегося, помощь преподавателя не в виде прямого вмешательства в выполнение задания, а в виде советов, наталкивающих самого ученика на правильное решение;
  • привлечение преподавателем учеников к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки.

Преподавателю следует подходить к мотивации как к постоянно развивающемуся явлению. Так, постоянно осуществляются взаимовлияния и мотивов и целей учения. По мере усложнения задач обучения у учащихся не только повышается мотивации к обучению, но и развиваются личностные качества детей. Дети, получившие помимо общего, еще и дополнительное образование, как правило, имеют больше возможностей полноценно прожить детство, реализовать свой творческий потенциал. Сегодня и детям, и родителям важно, чтобы система дополнительного образования вместе с школой активно помогала ребенку не только проявить, развить свои способности, но и сделать правильный выбор своей профессии, занять свое место в жизни и быть социально адаптированным в обществе.

Дополнительное образование детей предполагает расширение воспитательного «поля» школы, т.к. включает личность в многогранную, интеллектуальную и психологически положительно насыщенную жизнь, где есть условия для самовыражения и самоутверждения.

Таким образом, дополнительное образование способно решить целый комплекс задач, направленных на гуманизацию всей жизни школы: выровнять стартовые возможности развития личности ребенка; способствовать выбору его индивидуального образовательного пути; обеспечить каждому ученику - ситуацию успеха; содействовать самореализации личности ребенка. Конечно, далеко не все школы способны сегодня решать эти задачи. Однако совершенно очевидно и то, что наступило время, когда нельзя рассчитывать только на учебный процесс. Его эффективность в обеспечении современного качества образования не безгранична, особенно в рамках классно-урочной системы. Пора преодолеть стереотип восприятия дополнительного образования как второстепенного и понять, что оно объективно обладает возможностью объединять в единый процесс обучение, воспитание и развитие ребенка.

 

Список литературы:

1. Золотарева А.В. Некоторые подходы к социальному воспитанию детей в учреждении дополнительного образования детей // Педагогический калейдоскоп. – 1998. – № 3. – С. 20-22.

2. Майорова Н.Г. Воспитание творческой личности // Дополнительное образование и воспитание. – 2009. – № 2. – С. 22.

3. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М, «Просвещение», 1990.

4. Морозова Н.А. Дополнительное образование как одно из направлений воспитания в непрерывном образовании. – М., 2000.

5. Панов В.И. Экопсихология: сознание, развитие, детство // Вестник РГНФ. – 1997. №3. – с. 227-234.