Понедельник, декабря 18, 2017

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ В 9 КЛАССЕ В РАМКАХ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ ПО ТЕМЕ: «ПЕРСПЕКТИВА»

Смирнова Янина Владимировна, педагог-психолог МБОУ "СОШ № 33" города Череповца

 

  

Аннотация: В статье описано занятие, проведенное для учащихся 9-х классов в рамках курса по профориентации "Я в мире професси". Данное занятие учитывает определенные проблемы учащихся, характерные для данного возраста: сложности с планированием и целеполаганием, не знание рынка труда и мира профессий, отсутствие ответственности за результат и др. Цикл занятий "Я в мире профессий" развивают у учащихся необходимые для данного возраста УУД. Данное занятие проводилось совместно с классным руководителем. 

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профориентация учащихся, развитие УУД.

 

Занятие «Перспектива» разработано для совместного проведения психологом школы и классным руководителем  9 класса.  Оно входит  в курс занятий по профориентации «Я в мире профессий», который нацелен на  формирование психологической готовности подростка к профессиональной карьере.

 Данное занятие  учитывает следующие  проблемы  учащихся  9 классов:

1.Абстрактность целеполагания,  отсутствие  способов достижения цели.

2. Неточное определение временного промежутка для осуществления  цели.

3. Отсутствие самостоятельности  и ответственности за результат.

4.Неумение прогнозировать своё развитие.

5. Трудность профессионального  самоопределения.

Исходя из  этих проблем, основная цель игры – помочь старшеклассникам, определяющимся в выборе профессионального обучения, более осознанно подойти к своему будущему, осознать взаимосвязь различных жизненных этапов и событий. Занятие наглядно демонстрирует причинно-следственные связи между целью, принимаемыми решениями и их  последствиями; убеждает участников ответственно отнестись к своему выбору, стратегии, показывает возможность и необходимость планирования своего будущего.

Развитие УУД.

Регулятивные УУД: Формирование действий целеполагания, включая способность ставить цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия.
Личностные УУД: Формирование самоопределения (внутренней позиции школьника) и смыслообразования (мотивации), приобретение практического опыта пробного проектирования жизненной и профессиональной карьеры на основе соотнесения своих интересов, личностных качеств, уровня подготовки с требованиями профессиональной деятельности.
Коммуникативные УУД: Формирование действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества; развитие речевой деятельности  (владение навыками публичного выступления).
Познавательные УУД Систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию; выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме  и в наглядно-символической форме, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

На занятии используются элементы исследовательской и проектной   деятельности, погружение  в предполагаемую ситуацию, ролевая игра.

Приоритетной формой деятельности является работа в группах (психологическая разминка, игровая ситуация, упражнения, разбор  ситуации и обсуждение).

Положительно то, что данное  занятие заставило учащихся задуматься о будущем, об умении  планировать и анализировать свою деятельность, правильно ставить цели, находить способы их достижения.

Если позволяют временные рамки, для активизации учащихся можно использовать  динамические паузы, для оживления диалога – приём «Мозговой штурм».

              

Сценарий внеурочного занятия  по теме: "Перспектива".

1.Вступление.

Кл. руководитель. Достигнута ли цель, поставленная в начале года? (В начале года  ребята  поставили цели, на этом занятии они проверяют, как они осуществились).

 Прочитай  свои записи, сделанные 1 сентября.

 Можно ли сказать , что твоя  цель полностью  достигнута?

 Что помешало ей осуществиться?

•Обсуждение причин, которые не дали осуществиться цели.

•Сегодня на занятии учимся:

 Выбирать и ставить цель;

 Анализировать свою деятельность;

 Определять причины неудач;

 Видеть перспективу своего развития.

 

2.Профориентационная игра «Перспектива»

 

Основная цель игры – помочь старшеклассникам, определяющимся в выборе профессионального обучения, более осознанно подойти к своему будущему, осознать взаимосвязь различных жизненных этапов и событий.

Игра наглядно демонстрирует причинно-следственные связи между осуществляемым выбором, принимаемыми решениями и их последствиями, а следовательно, убеждает участников ответственно отнестись к выбору жизненной стратегии, показывает возможность и необходимость планирования своего будущего.

Необходимые материалы:

  • 3-4 набора восковых мелков, фломастеров, маркеров различных цветов;
  • ручки всем участникам;
  • бумага формата А4 (в том числе заранее разрезанные пополам листы по количеству участников);
  • бланки «зачетных листов» (см. бланк «зачетного листа») – для каждого участника;
  • текст теста с помеченными цветами ответов (см. бланк к тесту с пометками цветов) – для каждого участника;
  • таблички с перечнем целей студенчества (см. таблички с перечнем целей студенчества);
  • плакаты с перечнем видов деятельности студента – 6-7 экземпляров (см. плакаты с перечнем видов деятельности студента);
  • листы ватмана с перечнем жизненных целей, на каждом листе – 1 цель (см. перечень жизненных целей);
  • по 1 листу цветной бумаги (формата А4) следующих цветов: желтый, красный, зеленый, синий, коричневый;

 

Игра начинается с погружения в игровую ситуацию.

Ведущий. Ребята, сегодня нам предстоит необычная игра. У вас будет возможность представить свое будущее, спланировать его, может быть, что-то изменить в нем или в отношении к нему, о чем-то задуматься. Возможно, в процессе игры у вас появятся какие-то вопросы, желание что-либо обсудить с ведущими. Вы сможете это сделать на консультации с психологом или на классном часе. Игра состоит из нескольких этапов, каждый из которых будет зафиксирован в вашем «зачетном листе».

 

Бланк «зачетного листа»

Фамилия, имя _____________________ Класс _____________________

1. Название чувства: _____________________

2. Я выбрал эту профессию потому, что...

3. Цвета моих ответов в тесте: 1 ___ 2 ___ 3 ___ 4 ___ 5 ___

4. Прежде всего я иду в вуз для того, чтобы...

5. Мой «багаж» _____________________

6. Значимая для меня жизненная цель _____________________

 

Ведущий. Представьте себе, что вы расстаетесь со школой: выпускной бал закончился, вы разъехались по домам. Школьные годы позади... Какие чувства испытывает сейчас каждый выпускник? Поделитесь, пожалуйста.

(Ведущий обсуждает с участниками их чувства. В конце обсуждения ведущий кладет в центр круга маркеры, фломастеры).

Ведущий. Теперь я прошу вас выбрать цвет своего чувства и обозначить его в «зачетном листе».

Ведущий. Напишите каждый на своем листочке основные факторы, принципы и убеждения, влияющие на выбор будущей профессии. После того как закончите, поверните листок к группе и держите его так, чтобы другие могли прочитать.

(Ведущий помогает участникам скорректировать формулировки. Если среди игроков оказываются дети, в чьи планы не входит дальнейшее продолжение образования, ведущий предлагает им объяснить свою позицию).

Ведущий. Запишите свой принцип выбора профессии в «зачетный лист».

Текст теста на слайдах.

Ведущий. Я зачитываю вслух текст теста, а вы выбираете варианты ответов, которые отражают вашу точку зрения. В каждом вопросе можно выбрать только один ответ. После выбора ответа отметьте в «зачетном листе» цвет, соответствующий пометке напротив выбранного ответа в тесте. При завершении теста у вас должно быть отмечено 4 цвета.

 

Бланк к тесту с пометками цветов ответов

Вопрос

Желтый

Красный

Зеленый

Синий

Коричневый

Экзамен – это...

Возможность закрепить и систематизировать свои знания

Неприятная ситуация, всегда есть опасность получить неважную оценку и испортить диплом

Возможность в приятной компании провести ночь за подготовкой

Если преподаватель противоположного пола – возможность обратить на себя внимание

Блестящий ответ на экзамене дает возможность выделится на фоне однокурсников

Я считаю, что посещать занятия...

Важно, особенно те, которые способствуют профессиональному росту; если курс неинтересный, то лучше пойти в библиотеку

Надо так часто, чтобы получить достаточные знания для успешной сдачи экзамена

Приходится, тем более что они бывают интересными

Надо, особенно те лекции, на которых объект твоих симпатий сидит за соседней партой или стоит за кафедрой

Необходимо и все, так как это характеризует тебя как ответственного и исполнительного человека

Свободное время студента...

Его так мало: институт, библиотека, стажировка, научный кружок; в общем, не стоит и говорить о свободном времени

Принадлежит ему

Это встречи, тусовки, затеи, поездки, путешествия, безумные поступки –таких лет больше не будет

Это романтические ухаживания, плавно переходящие в брак

Это возможность построить отношения, которые в будущем помогут найти хорошую работу

Подготовка к семинарам...

Это большая кропотливая работа: подготовить в библиотеке конспекты, осмыслить материал, продумать выступление

Необходимо подготовить ответы на вопросы, которые преподаватель обязательно задаст

Готовится, конечно, надо, но хорошо бы пойти в библиотеку с компанией друзей

Полезное занятие, если объект твоих симпатий сидит в библиотеке за соседним столом

Если пользоваться дополнительной литературой, можно продемонстрировать группе и преподавателю свою компетентность

 

Ведущий. Теперь посмотрите на цвета выбранных вами ответов. Какой цвет преобладает? Подойдите к большому квадрату этого цвета. Если вы набрали поровну разных цветов, то останьтесь на месте и послушайте, что означает каждый цвет.

 (Ведущий называет цели студенчества и расшифровывает их,  прикрепляет под цветной бумагой таблички с названиями этих целей: желтый – превращение в профессионала, красный – возможность работать по профессии с помощью диплома и первичных знаний, зеленый – активная студенческая жизнь, синий – устройство личной жизни, коричневый – карьерные устремления).

Важным моментом на данном этапе является разграничение для учеников двух похожих на первый взгляд целей – превращение в профессионала и возможность работать по профессии с помощью диплома и первичных знаний. Ведущий может объяснить ребятам, что стать профессионалом за 5 лет учебы в институте – это очень трудная задача, предполагающая совмещение серьезной учебы со стажировкой и т. д. Чаще становление профессионала происходит уже после окончания института в процессе получения опыта. Но это, как правило, предполагает в течение какого-то времени после окончания института работу в не самых престижных и хорошо оплачиваемых местах, прежде чем начинающий специалист станет конкурентоспособным в профессиональной среде.

Ведущий. Теперь те, у кого было поровну разных цветов, выберите цель студенчества, которая вам ближе, назовите нам ее и подойдите к соответствующему ей цвету. Все участники могут решить, остаться ли им в своей группе или перейти в другую, чья цель кажется более верной. (Участники переходят.) Занесите, пожалуйста, ваши цели в «зачетные листы».

Дети объединяются в группы по выбранным целям студенчества, заполняют «зачетные листы», самостоятельно работающие участники представляют и записывают свои цели.

Таблички с перечнем целей студенчества
  • превращение в профессионала;
  • возможность работать по профессии с помощью диплома и первичных знаний;
  • активная студенческая жизнь;
  • устройство личной жизни;
  • карьерные устремления.

Ведущий. Сейчас вы будете работать в группах, объединенных одной целью студенчества. Мы дадим каждой группе плакат со всевозможными видами деятельности студента. Ваша задача – выбрать из перечня дела и занятия студента, который учится в институте с той же целью, что и вы.

(Ведущий раздает группам по плакату, дети составляют список дел студента).

Плакаты с перечнем видов деятельности студента
  • серьезная подготовка к каждому экзамену;
  • расширение круга знакомств;
  • работа по специальности;
  • поездки в студенческие лагеря;
  • стажировки;
  • походы;
  • посещение научного кружка;
  • свидания;
  • поездки по мировым студенческим картам;
  • посещение конференций;
  • подработка;
  • подготовка к семинарам;
  • путешествие автостопом по миру;
  • создание семьи, воспитание ребенка;
  • сон на лекциях, прогуливание лекций;
  • дискотеки;
  • летние трудовые отряды;
  • работа в научном обществе;
  • чтение научной литературы;
  • посещение выставок;
  • спокойный отдых дома (книги, сериалы, музыка);
  • расширение круга знакомств и т.д.

Участники, не желающие продолжать дальнейшее профессиональное обучение, составляют и записывают перечень дел и занятий, необходимых для достижения поставленных целей.

Ведущий. Теперь составьте режим жизни студента в течение одной недели, предполагающий осуществление всех выбранных вами дел.

Ребята составляют и зачитывают другим группам режим недели. Участники, в чьи планы не входит продолжать дальнейшее профессиональное обучение, составляют и записывают свой режим.

Ведущий. Представьте, что вы 5 лет живете в том графике, который вы только что нам прочитали. Что вы чувствуете?(Ведущий организовывает обсуждение, в конце которого участникам, не удовлетворенным составленным режимом, предлагается перейти в другую группу).

]Ведущий. Запишите в «зачетных листах», с каким багажом знаний, умений, навыков, с какими новыми личностными качествами вы выйдете из вуза через 5 лет прожитой по вашему плану жизни. Зачитайте вслух свой «багаж».

Ребята зачитывают свой «багаж», обсуждают, затем все участники садятся в общий круг.

Ведущий. У каждого человека есть какие-то жизненные цели – то, чего хотелось бы достичь, то, ради чего имеет смысл жить. Они могут быть очень разными: для кого-то важнее всего – счастливая семья, для кого-то – успешная карьера или жизнь, наполненная сильными впечатлениями. (Ведущий раздает каждому участнику листочек с перечнем различных жизненных целей).

 

Перечень жизненных целей
  • реализация своих творческих способностей в какой-либо области искусства или науки;
  • стать знаменитым;
  • самосовершенствование;
  • деятельность на благо людей, необязательно за деньги;
  • успешная профессиональная карьера;
  • жизнь, наполненная яркими впечатлениями;
  • обеспеченная жизнь;
  • семья.

 

Ведущий. Некоторые из этих целей легко сочетаются с другими, некоторые противоречат друг другу – например, трудно совмещать серьезную карьеру с созданием счастливой семьи. Часто приходится чем-то жертвовать ради самой важной, самой значимой жизненной цели. Сейчас я прошу подумать, какая из перечисленных целей (или, возможно, ее нет в списке) является для вас самой главной.

Ведущий. Сейчас каждый может назвать значимую для него жизненную цель и обосновать свой выбор: какой личностный смысл он вкладывает в эту цель, что под ней понимает, почему именно она представляется наиболее важной?

Участники озвучивают и комментируют свой выбор, ведущий организовывают обсуждение.

Ведущий. Запишите выбранную вами жизненную цель в «зачетный лист».

Ведущий. А теперь посмотрите в свои «зачетные листы». Как соотносятся ваши записи? Быть может, есть какие-то несогласования?Ребята делятся полученными результатами.

Этот этап – некая кульминация игры. Ребята получают наглядный результат своей работы: у кого- то проявляется четкая согласованность жизненных устремлений, а у кого-то – несоответствие различных жизненных этапов. Например, целью жизни девушки является счастливая семейная жизнь, а она 5 лет посвятила серьезнейшему профессиональному становлению; у молодого человека цель – блестящая карьера, а он в институте вел «активную студенческую жизнь». Безусловно, все подобные случаи нуждаются в акцентировании на игре, ведущему следует быть готовым к оказанию эмоциональной поддержки, к предложению индивидуальной консультации.

Ведущий. Большое спасибо всем за работу. Наша игра окончена. Может быть, кто-то хочет задать вопросы ведущим или друг другу?

 

3.Рефлексия.

 Кл. руководитель. Вернёмся к причинам, которые затрудняют достижение цели(обсуждение).

Над чем тебе нужно поработать, чтобы  цель достигала результата?

•Выберите понравившуюся фразу и закончите её.

Сегодня на занятии я понял(ла)…

Оказывается, что..

Я задумался(лась)  о…

Я убедился(лась) в том, что…

Мне было интересно…

•Слова В. Гюго о будущем.

 

Методические материалы:

1) Презентация (скачать)