Понедельник, декабря 18, 2017

ВЛИЯНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ НА РАЗВИТИЕ ГАРМОНИЧНОЙ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Нечаев Владимир Владимирович, студент 5-ого курса МПГУ, Москва

 

Аннотация: в данной статье автор поднимает проблему музыкального воспитания детей в ДОУ и предлагает свои размышления, взгляды, пути решения.

Ключевые слова: музыка, музыкальное воспитание, музыкальные занятия.

 

Так что же такое музыка? Существует масса сложных понятий и определений этому виду искусства. Говоря простым языком, музыка-это выражение и формирования душевных переживаний и эмоций человека с помощью восприятия или извлечения звука. Таким образом, музыка имеет не маловажное значение и влияние на человека в любом возрасте, особенно в раннем детстве, когда у ребенка процесс формирования характера, нравственных, психических, эстетических и других качеств в самой активной фазе.

По опыту моей многолетней работы с детьми в этой области, я пришел к выводу, что музыкальному воспитанию и образованию уделяется недостаточно времени и внимания. Занятия в ДОУ проходят по шаблонной программе и проводятся не всегда на должном уровне, так что бы раскрыть весь потенциал каждого ребенка и привить хорошее отношение и умение правильно воспринимать и исполнять музыкальные произведения.

Хотелось бы привести несколько примеров из своей практики и собственной жизни, которые наглядно показывают на сколько важен этот аспект в формировании всех вышеперечисленных качеств у детей в дошкольном возрасте.

Я родился в музыкальной семье. Папа играл на баяне и очень хорошо пел народные и эстрадные песни. Мама тоже хорошо пела, а старшая (на 10 лет) сестра играла на гитаре. В нашем доме очень часто звучала разная музыка. И я, будучи еще дошкольником, часто слушал все что звучало в нашем доме и постоянно открывал для себя новые эмоции и ощущения. Очень часто звучание этой музыки сопровождалось какими-либо событиями. Праздники, где было много гостей и все они пели и танцевали, когда папа играл на баяне. Танцы друзей и одноклассников моей старшей сестры под пластинки с иностранной музыкой и т.д. Получалось так, что я не просто слушал эту музыку, но еще и видел, как она исполняется, видел эмоции тех, кто её исполняет и тех, кто слушает и учувствует в процессе. Меня сразу захватывали новые, необычные чувства и эмоции. Я видел какое удовольствие испытывают люди, когда поют или играют, или танцуют. Я чувствовал, как окружающие с восхищением и вниманием смотрят и слушают как играют и поют мой папа и сестра, и всячески стараются быть ближе к ним, уделить особое внимание и уважение в общении с ними. В такие моменты я всегда гордился и немного завидовал им. Мне тоже хотелось быть в центре внимания, как и они.

 В моем детском саду был замечательный музыкальный руководитель. Она играла на пианино и разучивала с нами разные детские песни. Мы пели, танцевали, водили хороводы, выступали перед родителями на праздниках и мне это конечно тоже очень нравилось. Я всегда старался быть в первых рядах на этих мероприятиях потому, что мне это нравилось и я старался быть похожим на моих родителей что бы испытать все те чувства и эмоции, которые я видел дома в семье. И у меня это не плохо получалось. Но хочу сказать, что музыкальные занятия в детском саду, все же не давали мне тех особо ярких эмоций, которые я испытывал во время домашних праздников дома в семье. Сейчас я понимаю почему. Эти занятия были построены строго с учетом возраста детей и никогда не выходили за рамки учебной программы. Они были групповыми и не давали возможности раскрыть индивидуальные способности и таланты каждого ребенка. Одни и те же песни, танцы, праздники, повторялись и иногда даже надоедали. Это можно было бы "списать" на недостаточную компетентность нашего музыкального руководителя, но сейчас мне кажется, что дело не только в этом. Строго соблюдая учебную программу и не выходя за ее рамки, эти занятия постепенно превращались в некую предсказуемую рутину для детей.

В то время, да и сейчас, музыкальные руководители в ДОУ, как правило, не рискуют экспериментировать в своих занятиях. Отсутствует некий контраст в ознакомлении с музыкальными произведениями и творчеством детей. Например, тот музыкальный контраст, который я видел дома на праздниках. И который давал мне больше положительных эмоций и желание само выразится и народной музыке и в эстрадной и разных других стилях и жанрах.

Я расскажу об одном интересном эксперименте, который я проводил на музыкальных занятиях с дошкольниками. Я занимался с группой из 15 детей в возрасте 5-6 лет. Занятия проходили 2 раза в неделю по 30-40 минут. На этих занятиях, помимо основной учебной программы, я предлагал детям послушать, оценить и сравнить между собой различные музыкальные произведения разных стилей и жанров. Таких как классическая музыка (Бах, Бетховен, Чайковский) Народной музыки в исполнении инструментальных народных ансамблей, современной русской эстрадной музыки и лучших представителей классической западной рок-музыки. Все это выдавалась строго дозированно, не большими музыкальными отрывками по 20-30 секунд выбранными мной заранее. Учитывая то, что ребенку сложно запомнить название и жанры всех предлагаемых отрывков произведений, я обозначил их определенными символами, картинками и предметами. Например: Эта музыка от лисички, эта от зайчика, эта от мишки и т.д.

 На первом экспериментальном занятии я предложил детям внимательно прослушать три музыкальных отрывка и потом попросил каждого ребенка рассказать какой отрывок понравился больше или меньше и почему. Дети очень активно включились в эту игру и заинтересованно и эмоционально обсуждали и оценивали эти музыкальные отрывки. На последующих занятиях я предлагал детям нарисовать свои образы, впечатления, которые появлялись у них от услышанного, используя разноцветные карандаши и краски. Так же мы устраивали соревнования между музыкой от белочки, зайчика и мишки что бы узнать чья музыка нравится наибольшему количеству детей. Так как я постоянно менял музыкальные отрывки в каждом жанре, то каждый раз побеждали разные животные. Дети увлеченно учувствовали в этой игре и почти никто не пропускал такие занятия.

В итоге, анализируя результаты такого эксперимента, я пришел к выводу, что такие занятия гораздо интереснее и познавательнее для детей. В них каждый ребенок может само реализоваться, высказать свое мнение, больше узнать о мире музыки, задать вопросы по новому материалу и получить ответы. Такие занятия, в которых ярко контрастируют различные жанры и стили музыки дают возможность ребенку более глубоко погрузится в музыкальную культуру и обрести для себя более глубокую и яркую палитру эмоций и впечатлений. У многих появляются желание заниматься музыкой. На одном из родительских собраний, я попросил высказать свое мнение и оценку такого эксперимента. Почти все родители одобрили занятия такого рода и рассказывали, что детям это очень нравится и многие дети захотели заниматься в музыкальных школах.

В заключении хотелось бы отметить, что:

1. При грамотном, углубленном изучении такого вида искусства, у детей появляется особое впечатление от осознания окружающего их мира настоящих человеческих чувств, передаваемых через музыку.

2. Формируется гармоничное восприятие окружающего мира через положительные эмоции, получаемые в процессе познания и самореализации в данном виде познавательной деятельности.

3. В процессе музыкальных занятий ребенок становится открытым, проявляя свои эмоции, желания, стремления. Занятия такого рода дают ребенку возможность свободного самовыражения и самореализации, что в последствии влияет на их более успешную адаптацию в социуме и дальнейшему переходу к более сложному процессу обучения в школе.