Понедельник, декабря 18, 2017

ВЗГЛЯД ОТЕЧЕСТВЕННЫХ УЧЕНЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Лавренова Елена Анатольевна, методист ГБОУ Школа № 1412 СП № 9 г. Москва, Россия, lendysya@yandex.ru

 

Аннотация: автор статьи обосновывает актуальность формирования культуры поведения дошкольников в современных условиях на основе ряда работ отечественных ученых.

Ключевые слова: культура поведения, нравственное воспитание, дети дошкольного возраста.

 

Проблемы, связанные с воспитанием культуры поведения у подрастающего поколения, всегда представляли значительный интерес для науки и практики. Отечественные педагоги Р.С. Буре, С.А Козлова, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, Л.Ф. Островская, СВ. Петерина и психологи, Л.Ф. Обухова, Е.О. Смирнова, С.Г. Якобсон и другие освещали вопросы нравственного воспитания и поведения дошкольников в своих учебниках и научной литературе.

Известно. что культура поведения дошкольника является составной частью нравственного воспитания.

Ученые, педагоги-практики рассматривают нравственное воспитание как планомерный систематический, целенаправленный процесс приобщения подрастающего поколения к моральным ценностям человечества и общества. Вопросами нравственного воспитания общество занималось во все времена, хотя сущность менялась в зависимости от общественных нужд и запросов. Общество на каждом этапе своего развития выдвигает те задачи нравственного воспитания, которые соответствуют его идеалам.

В настоящее время педагогическая теория и практика опирается на богатый опыт педагогики XX века, в котором большая роль принадлежит таким педагогам как Н.К. Крупская и А.С. Макаренко. Они уделяли серьёзное внимание вопросам формирования культуры поведения у подрастающего поколения. Перед детьми выдвигалось требование вести себя определённым образом, но при этом педагоги недостаточно обращали внимание на формирование у детей сознательной потребности в культурном поведении, не рассматривали влияния культуры поведения на внутренний мир человека, на развитие человеческих взаимоотношений. Нравственное воспитание подрастающего поколения было ориентированно на освоение норм социалистической морали.

Исследование С.В. Петериной представляет собой современную программу деятельности воспитателя по формированию у детей культуры поведения. Понятие «культура поведения дошкольника» СВ. Петерина, определяет, как совокупность полезных для общества устойчивых форм нравственного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. Она отмечала, что культура поведения тесно связана с нравственными чувствами и представлениями.

В содержании культуры поведения дошкольника С.В. Петерина выделяет три компонента:

- культура деятельности, проявляемая ребёнком во время занятий, в игре, при выполнении трудовых поручений;

- культура общения, проявляемая во всех формах взаимодействия ребёнка с взрослыми и детьми;

- культурно-гигиенические навыки, соблюдение которых укрепляет здоровье, демонстрирует уважение к окружающим, а также способствует приятным взаимоотношениям детей и взрослых.

В исследованиях A.M. Виноградовой, Т.А. Марковой, В.Г. Нечаевой и других ученых, отмечается, что уже трёхлетний ребёнок при систематическом целенаправленном воспитании, приобретает нравственные привычки поведения.

Начиная с раннего возраста, можно упражнять детей в добрых поступках, формировать у них гуманные чувства. В этот период у детей идёт интенсивное формирование навыков и привычек культурного поведения, мотивация деятельности и поступков.

 В среднем дошкольном возрасте дети способны правильно оценивать собственные поступки и поступки товарищей, они стремятся оказать друг другу помощь, соблюдать общепринятые правила поведения, усваивают правила вежливости, проявляют уважение к старшим и внимание к сверстникам.

 У детей старшего дошкольного возраста ярко проявляется чувство привязанности к сверстникам, дети приветливы с окружающими, легко вступают в общение. У них формируется общественная направленность и чувство коллективизма. Ребёнок способен высказать одобрение и порицание совершённым поступкам. Однако нравственные проявления у детей отличаются неровностью и неустойчивостью, но постепенно в них вырабатывается отношение к поведенческому правилу как к норме. Среди детей развиваются такие взаимоотношения как содружество и товарищество. Происходит активное усвоение этических норм, формируется способность к мотивированной оценке, появляется более точная характеристика поведения.

Исследование A.M. Виноградовой посвящено воспитанию этических чувств и отношений на основе художественной литературы. Она отмечала, что отсутствие у ребёнка чётких этических представлений мешает ему контактировать с окружающими, приводит к негативному отношению к требованиям взрослых людей. A.M. Виноградова утверждала, что в воспитании необходимо заниматься развитием нравственного сознания как непременного условия побуждения нравственных чувств, которое позволяет ребёнку-дошкольнику не только различать хорошие и плохие поступки, но и понимать, почему надо поступать так или иначе, видеть нравственный мотив за каждым поступком.

Воспитание дисциплинированности имеет важное значение в формировании культуры поведения ребёнка. Как указывали в своих исследованиях Т.А. Куликова, Г.А. Додонова, своеобразие дисциплины дошкольника заключается в том, что она устанавливается по инициативе взрослого, но очень важно это установление проводить с учётом потребностей и возможностей ребёнка.

Правила поведения - это обдуманные взрослыми требования, сформулированные для детей в простой и ясной форме. Исследователи отмечают, что эти правила дети могут усваивать в игре, учебной, трудовой и бытовой деятельности. Они делают ребёнка более самостоятельным и организованным, так как раскрывают последовательность необходимых действий.

В своём исследовании «Воспитание дисциплинированности у детей дошкольного возраста в семье» Н.А.Стародубова выделила начальную форму проявления дисциплинированности у детей, выраженную в послушании, т.е. в желании и умении ребёнка слушаться взрослых, выполнять поставленные перед ним задачи, указания, требования.

Ученые С.А. Козлова, СВ. Петерина, СГ. Якобсон и другие, исследуя особенности становления в сознании ребёнка-дошкольника норм и правил поведения, соответствующих привычек, выделяют два этапа их усвоения. В младшем дошкольном возрасте, когда дети совершают те или иные поступки под влиянием требований взрослых, и в старшем - когда дети проявляют самостоятельность, активность, желание выполнять то или иное правило исходя из нравственной мотивации. Здесь очень важен педагогический подход, который основывается на механизме нравственного становления личности и который, по мысли С.А. Козловой, представляет собой следующее: (знания и представления) + (мотивы) + (чувства и отношения) + (навыки и привычки) + (поступки и поведение) = нравственное качество.

В исследованиях С.А.Козловой, Т.А.Куликовой, И.Н.Курочкиной Л.Ф.Островской, С.В. Петериной и других отмечалось, что в воспитании культуры поведения первостепенное значение имеет пример самого воспитателя: его облик, поступки, суждения, вежливость, спокойный тон. Именно воспитатель определяет то, чему следует учить ребенка, чтобы процесс социализации проходил эффективно.

Требования, которые предъявляются к ребенку во время его обучения правилам поведения, должны быть едины как в детском саду, так и в семье.

Другим важным условием, на которое указывают Р.С. Буре, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, является общий нравственный климат в коллективе детей, стиль отношений между педагогами и детьми, а также между самими детьми. Иными словами, подчеркивается то, что важен не только коллектив в целом, но и каждая личность в нём, так как воспитание культуры поведения возможно лишь на эмоционально - нравственной и этической основе.

В воспитании культуры поведения несомненный интерес представляют исследования В.Н. Мясищева, Е.О. Смирновой о психологии отношений человека, так как психическое отношение выражает активную, избирательную позицию личности, определяющую характер деятельности, поведения и отдельных поступков, что особенно остро проявляется в дошкольном возрасте. Именно поэтому важно опираться на позитивное отношение ребёнка к взрослому человеку, к самому себе, к осваиваемому поведенческому правилу. Большую роль в обучении правилам поведения играют не только отношения ребёнка к людям, но и стремление познать правила, и применять эти правила в своей практике.

Культура поведения невозможна без таких чувств, как искренность, доброжелательность, готовность к сопереживанию и помощи, поэтому важно и то, как человек проявляет эти чувства. Воспитателю необходимо помнить о том, что умение правильно выразить чувство оказывается не менее важным, когда речь идет о воспитании у ребенка культуры поведения. В пособии для воспитателей «Эмоциональное развитие дошкольника» психологи А.В. Запорожец, А.Д. Кошелева, Я.З. Неверович обращают внимание педагогов на важность и необходимость эмоционального развития ребёнка, отмечая, что для нравственного поведения дошкольнику недостаточно знания моральных требований. Главное, чтобы у ребёнка возникло положительное эмоциональное отношение к своим нравственным обязанностям. Это отношение возникает при воспитании у него чувства расположения, симпатии к близким людям, сочувствие к их переживаниям и поступкам. При правильном выполнении требований взрослых дошкольник постепенно движется от простейших моральных переживаний к нравственным побудительным мотивам, устойчивым формам поведения. Этому способствует приобретенный ребёнком эмоциональный опыт.

Подводя итоги аналитическому обзору научных работ, следует отметить, что в отечественной педагогике и психологии накоплен огромный научно - исследовательский опыт работы с детьми по нравственному воспитанию, определены педагогические основы формирования у детей дошкольного возраста нравственной культуры.

Также в исследованиях уделяется большое внимание воспитанию у детей культуры поведения, но это формирование не строится на современных педагогических взглядах, активно высказываемых в последние годы: необходимо в процессе воспитания у детей культуры поведения обучать их правилам этикета.

Для современного педагога, формирующего культуру поведения ребёнка, представляют большое значение психологические исследования по изучению особенностей поведения дошкольника, условий формирования произвольного поведения, показывающего способность ребёнка осознать необходимость тех или иных действий или поступков для достижения поставленных целей. 

 

Список литературы:

  1. Курочкина И.Н. Как научить ребенка поступать нравственно. – М., 2003.
  2. Курочкина И.Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у школьников. – М., 2001.
  3. Курочкина И.Н. Этикет для детей и взрослых. – М., 2001.
  4. Курочкина И.Н. Этикет для дошкольников. – М., 2007.
  5. Насонкина С.А. Уроки этикета. – СПб., 2001.
  6. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. – М., 1986.
  7. Смирнова О.Е. Детская психология: Учеб. для  студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2003.
  8. Соколова О.А. Мир общения. Этикет для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – СПб., 2003.
  9.  Шаграева О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс. – М., 2001.
  10.  Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избр. психол. труды/ под. ред. А.Д, Кошелевой. – М., 1985.