Четверг, октября 19, 2017

ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

Гаверюкина Анастасия Алексеевна, магистрант МПГУ, Аттаева Лейла Иналовна, канд. пед. наук, доц. кафедры УОС ИСГО МПГУ, Москва, Россия

 

Аннотация: в статье анализируется проблема эмоционального выгорания педагогов, которая является одной из наиболее распространенных преград к профессионализму, творчеству и самореализации. Предлагаются меры профилактики и коррекции синдрома эмоционального выгорания педагогов.

Ключевые слова: эмоциональное выгорание, профессиональная деформация, психическое здоровье.

 

В течение последних трех десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательной организации стала особенно острой. Это определяется рядом факторов. Переход современной школы на личностно-ориентированные модели образования, введение новых государственных образовательных стандартов, внедрение инклюзивного образования, компетентностный подход к оценке результатов - все это повышает требования со стороны общества к личности педагога, его роли в учебно-воспитательном процессе.

Синдром профессионального выгорания — опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, бизнесменов, политиков, — всех, чья деятельность невозможна без коммуникаций. Не случайно, первая исследовательница этого явления Кристина Маслач назвала свою книгу: «Эмоциональное сгорание — плата за сочувствие».

Деятельность педагога, относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения личности, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний, называемых профессиональными деформациями. Актуальность данной проблемы обусловливается ее высокой социальной значимостью и широкой распространенностью, с одной стороны, а с другой, отсутствием комплексного решения этой проблемы в образовательных организациях.

Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека. С точки зрения концепции стресса (Г. Селье), профессиональное выгорание — это дистресс или третья стадия общего адаптационного синдрома — стадия истощения.

В 1981 г. А. Морроу предложил яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего дистресс профессионального выгорания: «Запах горящей психологической проводки».

Для анализа детерминант формирования синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) нами были проанализированы основные положения теорий, разработанных зарубежными учеными: Кондо К, Фрейденбергер Дж., Селье Г., Маслач К.

В отечественной науке первые упоминания о феномене, близком эмоциональному выгоранию, можно найти в работах Б. Г. Ананьева, который употреблял термин «эмоциональное сгорание» для обозначения некоторого отрицательного явления, возникающего у людей, деятельность которых осуществляется в системе «человек-человек», и связанного с межличностными отношениями (Б.Г. Ананьев, 1968). Описание явлений, родственных по своему содержанию феномену выгорания было представлено в работах российских психологов, посвященных исследованию стресса (Л.А. Китаев-Смык, 1983; В.А. Бодров).

В середине 90-х годов ХХ века эмоциональное выгорание стало предметом самостоятельного исследования в отечественной психологии (Т.В. Форманюк, 1994; Г. А. Зарипова, 1998; В. Е.  Рукавишников, 1999; В. В. Бойко, 1999; О. В. Крапивина, 2004; М. В. Агапова, 2004; Т. В. Большакова, 2004; В. Е. Орел, 2005). Для обозначения и описания исследуемого явления российскими авторами использовались различные термины: «эмоциональное сгорание» (Т.В. Форманюк, 1994; Е.В. Юдина), «эмоциональное выгорание» (В.В. Бойко, 1999, 2004; С. В. Умняшкина, 2001; М. В. Агапова, 2004; О. В. Крапивина, 2004 и др.), «перегорание» (Г.А. Зарипова, 1998). Употреблялись также термины «психическое выгорание» (Н.Е. Водопьянова, А.Б. Серебрякова) и «профессиональное выгорание».

Значимый вклад в разработку диагностических методик внесли: Бойко В. В., Селье Г., Тащева А. И.

Термин «эмоциональное выгорание» (burnout) ввел американский психиатр Х.Дж.Фрейденберг для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами в эмоционально насыщенной атмосфере [10]. По определению К. Маслач, выгорание на работе – это синдром эмоционального истощения, деперсонализации и снижения уровня личных достижений, который часто испытывают представители профессий, требующих очень интенсивных межличностных контактов. В.В.Бойко отмечает, что эмоциональное выгорание - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия [8].

К  наиболее характерным проявлениям синдрома выгорания относят чувство эмоционального истощения или изнеможения, невозможность работать с полной отдачей сил; дегуманизацию, негативизм по отношению к зависимым людям и негативное самовосприятие в профессиональном плане (редуцирование личных достижений). Симптом проявляется на уровне физического и психического самочувствия. Переход реакций с уровня эмоций на психосоматический уровень свидетельствует о том, что эмоциональная защита – «выгорание» - самостоятельно уже не справляется с нагрузками, и энергия эмоций перераспределяется между другими подсистемами индивида. Таким образом, организм спасает себя от разрушительной мощи эмоциональной энергии [9].

Особую сложность представляет определение того, на каком из уровней возникают симптомы эмоционального выгорания на физическом, поведенческом или психологическом. К физическим относятся: усталость, чувство истощения, восприимчивость к изменениям показателей внешней среды, частые головные боли расстройства желудочно-кишечного тракта, избыток или недостаток веса, одышка, бессонница. К поведенческим и психологическим: чувство неосознанного беспокойства, чувство скуки, снижение уровня энтузиазма, чувство обиды, чувство разочарования, неуверенность, чувство вины, чувство не востребованности, легко возникающее чувство гнева, раздражительность, человек обращает внимание на детали, подозрительность, неспособность принимать решения, общая негативная установка на жизненные перспективы, формированием вредных привычек, таких как злоупотребление алкоголем и (или) наркотиками [8].

Эмоциональное выгорание – это динамический процесс, формирующийся поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса, когда налицо все три фазы стресса: нервное напряжение, резистенция (сопротивление) и истощение [3]. На сегодняшний день имеется несколько классификаций, в соответствии с которыми синдром эмоционального выгорания разделяется на несколько стадий. Так, согласно динамической модели Е. Хартмана и Б. Перлмана, данное состояние проходит четыре стадии своего развития. На первой стадии формирования человек испытывает напряженность, которая может быть вызвана его неудовлетворением собственными профессиональными качествами или несоответствием работы ожиданиям и желаниям. Вторая стадия сопровождается стрессом и его типичными проявлениями. На третьей стадии возникают аффективно-когнитивные, поведенческие, а также физиологические реакции. На четвертой стадии эмоциональное выгорание выступает в качестве многогранного переживания хронического стресса, проявляясь как психологическое и физическое истощение и переживание собственного неблагополучия [5].

Факторов, способствующих проявлению выгорания достаточно много, поэтому при организации профессиональной деятельности педагогов, необходимо учитывать влияние статусно-ролевых, профессионально-организационных и личностных факторов [4].

Эмоциональное выгорание оказывает негативное влияние не только на самих педагогов, но и на их профессиональную деятельность. Профилактика профессиональных стрессов должна являться важной задачей  для руководителей. Демонстрация карьерных перспектив, грамотная система поощрений, по возможности внесение разнообразия в деятельность подчиненных, проведение совместных праздников и просто поддержание дружественной атмосферы в коллективе [2].

Руководителю необходимо так структурировать работу и организовать рабочие места, чтобы дело стало более значимым для работника. Ответственность за эмоциональное состояние педагога ложится не только на него самого, но и на руководителя образовательной организации. Эмоциональное выгорание как профессиональная деформация мешает полноценному управлению учебным процессом, становлению профессионального коллектива. Для того чтобы результат оказался положительным, и организация не лишилась ценного работника, необходимо ему помочь, создавая следующие условия:

- душевный комфорт: обеспечить психологическую и эмоциональную поддержку, справедливое вознаграждение за выполняемую педагогом работу и премирование по заслугам;

- мотивация: поиск дополнительных стимулов к деятельности, привлечение к новым проектам;

- расширение сферы ответственности. Для педагога важно иметь возможность самостоятельно принимать определенные решения.

- обеспечить условия для комфортной благоприятной работы. Выделить время и место для перерывов, отдыха.

 - организация обучающих, мотивирующих, личностных тренингов. Мотивирующие семинары, тренинги по личной эффективности, упражнения на сплочение коллектива, развитие креативности и многое другое. Педагоги непременно, почувствуют уверенность в своих силах, собственную значимость и радость творчества в дружном коллективе

 - обратная связь. Важно отслеживать перемены в состоянии подчиненных, что и как с ними происходит. Подталкивайте их к диалогу. Открытое доброжелательное общение — залог психологического комфорта для Вас и Ваших сотрудников [1].

Е. В. Котова рассматривает следующие способы профилактики синдрома «эмоциональное выгорания»: работа с личностными особенностями (личностная выносливость, стремление к самоактуализации), овладение способами саморегуляции эмоциональных состояний, реализация приемов визуализации, использование активизирующих техник и методов релаксации, прояснение и взращивание аутентичных экзистенциальных установок [6].

Таким образом, эмоциональное выгорание не является неизбежным, должны быть предприняты профилактические шаги, которые могут предотвратить, ослабить или исключить его возникновение. При рассмотрении данной проблемы становится актуальной организация непрерывного, систематического психолого-педагогического сопровождения деятельности педагога с целью профилактики и преодоления синдрома профессионального выгорания [7].

 

Список литературы:

1.Абрамова С.Г. Психология об управлении и для управления, М,1999г.

2. Айсина P.M. Влияние личностных факторов на эмоциональное выгорание менеджеров в условиях коммерческой организации: Электронный ресурс: Автореферат дис. канд. психол. наук: 19.00.01. -Москва, 2011.

3. Бойко В.В. Энергия эмоций. 2-е изд., доп. и перераб. - СПб. Питер, 2007. -474 с.

4. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. [Текст]/ Бойко В.В.– СПб. Питер, 1999.- С.99-105.

5. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. - СПб., 2008.

6.Котова. Е. В. Профилактика синдрома эмоционального выгорания. учебное пособие / Краснояр.госпед. ун-т им. В. П. Астафьева. — Красноярск, 2013.

7.Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1999.

8.Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются. — Режим доступа: http://www.edinorog.boom.ru/psimaster/BornoutMaslach.htm

9.Селье Г. Теория стресса, М. 2000.

10. Эффективный учитель / Авт.-сост. О.М. Ольшевская. – Минск: Красико-Принт, 2010.