Четверг, октября 19, 2017

ВОВЛЕЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТАННИКОВ В ЖИЗНЬ ДОО В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Карслян Нинель Гарнуковна, заместитель заведующей по воспитательной работе МАДОУ д/с  «Маргаритка», Моск. Обл., Котельники

 

Аннотация: в статье рассматривается взаимодействие педагогов с родителями дошкольников, предлагаются некоторые пути тесного сотрудничества.

Ключевые слова: взаимодействие, сотрудничество.

 

Непростая экономическая ситуация, сложившаяся в последние годы, а также сумасшедший ритм современной жизни, заставляет большинство родителей думать в первую очередь «о хлебе насущном», и поэтому они ограничивают своё участие в жизни детского сада, только лишь тем, что приводят и забирают своих детей из дошкольного учреждения и оплачивают услуги ДОУ. В связи с этим появляются серьёзные проблемы во взаимоотношениях между родителями и их детьми. Родители становятся более раздражёнными, нетерпеливыми. Это оказывает негативное влияние на эмоционально-психическое и интеллектуальное развитие детей. Если раньше только педагоги дошкольного учреждения жаловались родителям на плохое поведение некоторых воспитанников, то теперь ситуация в корне изменилась: большинство родителей жалуются на плохое поведение детей дома.

Из выше изложенного следует, что руководству и педагогическим коллективам дошкольных учреждений следует принимать максимум усилия для тесного контакта между родителями воспитанников и детскими садами.

В связи с этим хочу поделиться педагогическим опытом и некторыми путями решения данной проблемы в современном дошкольном образовательном учреждении.

Поскольку у родителей нет педагогического образования. Они не владеют дошкольной педагогикой и дошкольной психологией, то задача педагога дошкольной организации повысить педагогическую грамотность родителей. Он обязан и должен делать первый шаг не только к ребёнку, но и к родителю воспитанника. Поиск контакта при первой встрече: воспитатель должен проявить такт, быть корректным. И помнить, что безоценочное восприятие партнёра по общению, располагает собеседника.

Для проведения первого собрания, желательно раздать пригласительные, сделанные совместно с детьми. Тема собрание: «Давайте знакомиться» или «Будем знакомы». Нужно провести предварительную работу. Красиво оформить зал, составить протокол собрание, конспект собрание и т. д. Оформить раздевалку для родителей плакатами «Мы весёлые ребята» - фотографии воспитанников ещё ясельного возраста, «Папы, мамы - улыбнитесь!», где фотографии детей из смешных жизненных ситуаций. Во время собрания выслушать мнение, и предложение всех участников. Не критиковать точку зрения родителей, даже если она далеко не совпадает с вашим, а выслушать и постараться прийти к общему консенсусу. Главное не демонстрировать своё могущество, всесильность и выглядеть в глазах родителей «всезнайкой». Лучше дать понять родителям, что Вы такая же мама, как и они, и так же сталкиваетесь с различными проблемами в области воспитания. Просите о помощи деликатно, не навязываясь, и не требуя. Делая акцент на то, что в данном вопросе они более компетентны, чем вы и могут помочь вам и своим детям.

Общение педагогов с родителями должно строиться на принципах доверия, диалога, партнёрства, учёта интереса родителей и их опыта в воспитании детей.

Несмотря на то, что информацию по вопросам воспитания ребёнка можно получить и из Интернета, и из литературы для родителей, и из периодических изданий. Но только воспитатель ежедневно общается с детьми и родителями, видит проблемы, трудности, а также положительный опыт каждой семьи. И поэтому главная задача педагогического коллектива ДОУ ненавязчиво обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач.

Жалуясь родителю на плохое поведение ребёнка, начинаем с перечисления его достоинств и положительных качеств. Поскольку каждый ребёнок индивидуален и неповторим. И только потом просим родителя поговорить с ребёнком о его поведение, которое в большей степени мешает динамике развития ребёнка в положительной прогрессии.

Педагог ДОО должен помнить, что для ребёнка дошкольника, родители являются авторитетом и нужно этот авторитет использовать во благо. Строить иные линии отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. Сотрудничество – это диалог, а диалог постоянно обогащает всех партнеров, всех участников. От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают, прежде всего, дети. Родителей очень располагает, «подкупает» искренний интерес педагогов к ребёнку. Одна из линий воздействия на семью – через ребенка.

Кроме плановых мероприятий: родительское собрание, консультации, праздники, такие как Новый год, Восьмое марта, День матери, 23 февраля и т.д., нужно проводить мероприятия, в которые можно вовлечь родителей, или мероприятия организаторами которого являются сами родители. Например, «Маленькие помощники» - родители демонстрируют видеоролик, о том, как дети помогают по дому, а дети рассказывают о том, как они помогают взрослым. «Наши руки не для скуки», родители совместно с детьми демонстрируют поделки, сделанные собственными руками, которые пригодятся в «хозяйстве» сыночка или дочки (стол, стулья, кроватка, машинка, утюг, одежда для куклы и т.д.). «Чайная пауза», где за чашечкой горячего чая, с вкусной домашней выпечкой, в спокойной обстановке можно побеседовать о накопившихся проблемах и найти пути решения. «Мама милая моя, как сильно я люблю тебя» - дети не просто показывают концерт, а в сценках рассказывают о различных жизненных ситуациях, где каждая мама узнает себя. «Мы с папой верные друзья», дети рассказывают о том, как проводят свободное время с папой. «Во что и как играют наши дети?» - беседа-консультация, говорим не только об играх малой подвижности, но и об играх большой подвижности. Вспоминаем, во что играли мы в детстве, интересные идеи и игры берём на заметку. Просим родителей научить наших воспитанников этим играм. Играем, вместе сними. Экскурсии на работу к родителям в близлежащие организации, где родители рассказывают о своей работе. Родители, бабушки и дедушки и другие члены семьи приходят в детский сад со своими идеями. Совместно притворяем эти идеи в жизнь. Одним словом, создаем атмосферу единства интересов у детей, родителей и педагогического коллектива дошкольного учреждения.

В советские годы существовал лозунг, который актуален и сегодня: «Кто хочет работать, тот ищет способ, а кто не хочет, тот ищет причину». Обвинять окружающих в своих неудачах абсолютно бесполезное занятие. Ни при каких обстоятельствах не теряем самообладание, поскольку крикливость — это не признак силы, а признак невоспитанности. Спокойный, ровный голос и дружелюбный тон, обезоружит даже самого агрессивно настроенного родителя. И не надо забывать, что мы живём в том мире, который сами и создаём. И имеем такое будущее, какое сами и воспитываем.

Дайте детству наиграться, дайте детству развиваться!

Зря за шалость не браните, детство деток берегите.

 

Список литературы

1. Азаров Ю. Семейная педагогика. Воспитание ребёнка в любви, свободе и творчестве. Рекомендовано Российской Академией образования. М.: ТЦ «Учитель», 2015.

2. Амонашвили Ш. А. Основы гуманной педагогики. Искусство семейного воспитания. Книга 8. Школа жизни. М.: ТЦ Сфера, 2016.

3. Аралова М.А. Формирование коллектива ДОУ. Психологическое сопровождение – М.: ТЦ Сфера, 2005.

4. Глебова С.В. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.

5. Козилова Л.В., Скупченко Ю.В. Формирование «родительской компетентности» в негосударственной дошкольной организации //Развитие родительских компетенций: Материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 25-27 июня 2015. В 2 частях. – М.: Изд. «Спутник +», 2015. – Часть 1. – С. 203-205.

6. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребёнка и его значение – М.: «Просвещение», 1989.

7. Свирская Л. Работа с семьёй: необязательные инструкции. – М.: Минск – ПРЕСС, 2007.

8. Интернет портал «МААМ.RU»