Понедельник, декабря 18, 2017

ВЛИЯНИЕ ИМИДЖА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА УСПЕШНОСТЬ В СОЦИАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Шатилова Л.Н., старший воспитатель ГБОУ «Школа №354 им. Д.М. Карбышева», г. Москва, Россия, lyubik@inbox

 

Аннотация: автор статьи рассуждает о проблеме создания репутации, общественного мнения о конкретном образовательном учреждении, о возможных способах формирования его положительного образа; выделяет структуру и  ведущие характеристики имиджа ДОО.

Ключевые слова: имидж ДОО; конкурентноспособность, индивидуальность, стиль деятельности ДОО.

 

Проблема влияния имиджа дошкольной образовательной организации на успешность в социально-общественной жизни еще не достаточно изучена. Учитывая высокий спрос на услуги по присмотру и уходу за детьми в детском саду, дошкольные учреждения еще недавно не нуждались в самопрезентации и рекламе.

Ускоренные процессы информатизации, усиление значимости средств массовой информации как института социализации открывают новые возможности развития личности ребенка. Задача приобщения детей к жизни в современном социальном пространстве требует обновления не только содержания дошкольного образования, но и способов взаимодействия между всеми участниками образовательных отношений; в создании единой системы ценностей, позволяющей обеспечить устойчивый уровень качественных образовательных услуг; формировании позитивного имиджа, как основополагающего фактора, обеспечивающего конкурентоспособность дошкольной организации.

Проблема репутации, общественного мнения о конкретном образовательном учреждении и формирование его положительного образа, получают все более широкий отклик в сферах публичной деятельности. Любая же публичная деятельность в условиях жесткой конкурентной борьбы становится объектом пристального внимания общественности.

Целью создания положительного имиджа является повышение престижа, привлечение инвестиций и расширения влияния учреждения. Имея сформированный позитивный имидж, дошкольная организация становится более привлекательной в глазах родительской общественности, ей отдают предпочтение при выборе дошкольного отделения в системе комплекса школы. Устойчивый позитивный имидж создает залог доверия ко всему происходящему в стенах учреждения, в том числе инновационным процессам. Для педагогов работа в дошкольной организации с безупречной репутацией, обеспечивает стабильность, профессиональное развитие и удовлетворенность трудом.

Проблема формирования положительного имиджа широка и многоаспектна. Отечественные исследования вопросов формирования положительного имиджа в области экономики рассматривались Измайловой Е.А в работе «Формирование маркетинговой коммуникационной политики и позитивного имиджа высшего учебного заведения на рынке образовательных услуг». Имидж общеобразовательной организации был в центре внимания диссертации Пискуновой Т.Н «Условия и факторы формирования позитивного имиджа общеобразовательного учреждения», а также в диссертации Кадочникова Н.А. «Корпоративный имидж как фактор конкурентоспособности высшего профессионального учебного заведения».

Самым цитируемым определением имиджа общеобразовательного учреждения является формулировка, данная Т.Н. Пискуновой, согласно которой имидж общеобразовательного учреждения – «эмоционально окрашенный образ школы, обладающий целенаправленно заданными характеристиками и призванный оказывать психологическое влияние определенной направленности на конкретные группы социума» [6].

Обзор отечественной литературы, посвященной исследованию вопросов имиджеологии, помог выявить приоритетные характеристики дошкольного образовательного учреждения для ее социальной среды. Ведущими характеристиками являются авторитет руководителя и корпоративная культура коллектива. Структуру имиджа также составляют разносторонние связи и контакты учреждения с внешними объектами, широкая сеть дополнительного образования, отзывы родительской общественности о целях и услугах организации, внешняя атрибутика и фирменный стиль, интерьер и дизайн помещений.

Так как жизненный цикл имиджа дошкольного учреждения определяется длительностью популярности его образа, можно выделить четыре этапа формирования – это создание и внедрение образа, развитие, зрелость и упадок.

При стратегическом планировании мероприятий по формированию позитивного образа необходимо определить целесообразность и последовательность технологий, обеспечивающих достижение конечной цели.

Согласно исследованиям Т.Н. Пискуновой, Н.В. Кузьминой, А.А. Деркача [3, 6] при создании имиджа образовательного учреждения можно выделить следующие этапы:

  • гностический, на котором осуществляется всесторонний анализ проблемы;
  • конструкторско-проектировочный, который предполагает определение стратегии создания имиджа;
  • организационный, где реализуется стратегия, идет разработка программы и плана действий, ориентированного на конечный результат;
  • коммуникативный – заключается в построении психологически грамотного общения в социальных системах.

Последовательность действий в формировании имиджа оптимизирует процесс его создания. Недооценка или абсолютизация, пропуск или выпадение любого действия приводит к его деформации и снижению эффективности. В то же время оптимальное осуществление деятельности по алгоритму предполагает гибкость и тактическую многовариантность. Алгоритм должен ориентироваться и исходить из неповторимой индивидуальности, которая выражается в стиле деятельности отдельного образовательного учреждения. Разработка каждого компонента имиджа, выбор каналов его трансляции предполагает последовательное обращение к вышеназванным этапам и инкорпорируется в общий процесс создания имиджа.

 

Список литературы:

1. Гомеров И.Н. Архитектура выборов: маркетинговый подход. Части 2 и 3. - Новосибирск: Сибирский кадровый центр, 1993. - 84 с.

2. Горчакова В.Г. Прикладная имиджелогия.-Ростов н/Дону: Феникс, 2010. – 478 с.

3.Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. - М.: РАУ, 1993

4.Имиджелогия: Учебное пособие для бакалавров/Н.В. Ушакова, А.Ф. Стрижова.-3-е изд., исправл. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2015.

5.Калюжный А.А. Психология формирования имиджа учителя.-М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2004.

6.Пискунова Т.Н. Условия и факторы формирования позитивного имиджа общеобразовательного учреждения: Диссертация кандидата психологических наук: 19.00.05, Москва. 1998.

7. Шарков Ф.И. Имидж фирмы: технологии управления: Учебное пособие для вузов.-М.: Академический проект, 2006.

//