Четверг, октября 19, 2017

УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ

Феофилова Ольга Александровна, студентка 4 курса МПГУ, г. Москва, Россия, feof_95@mail.ru

 

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы проявления гиперактивности детьми школьного возраста, даются рекомендации по психотерапевтической работе с гиперактивными детьми с привлечением специалистов и родителей.

Ключевые слова: гиперактивность, воспитание, специальная терапия.

 

Проблема воспитания гиперактивных детей является актуальной, так как их количество с каждым годом возрастает. По данным исследований, в последние годы около 15-20% детей, поступающих в школу, имеют нарушения нервно-психического развития, в том числе СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности).

Проблемой изучения гиперактивности занимались исследователи   Заваденко Н. Н., Чутко Л. С., Трошин В. М., Радаев А. В. и другие.

Гиперактивность – комплексное нарушение поведения, проявляющееся в неуместной избыточной двигательной активности, дефектов концентрации внимания, неспособности к организационной, целенаправленной деятельности [4, с. 52].

Одной из главных проблем, мешающих в обучении и воспитании таких детей – отсутствие необходимой компетентности родителей и учителей. Часто активных детей путают с гиперактивными, применяют неправильные методы воспитания.

Определить гиперактивного ребёнка в дошкольном образовательном учреждении сложно, так как эти психические расстройства находятся на грани нормы и болезни. Поэтому с проблемой гиперактивности ребенка (детей) часто непосредственно сталкивается учитель первого класса в начале учебного года.

Некоторые родители и учителя, в силу своей некомпетентности, считают, что проявления СДВГ  – результат неправильного воспитания, невнимания родителей,  так называема вседозволенность, избалованность ребенка. С другой стороны, иногда ребёнок проявляет излишнюю подвижность, активность, неусидчивость в выполнении учебных заданий, а некоторые педагоги в силу отсутствия определенных знаний в области психологии детского возраста определяют его как гиперактивного. Квалифицировать диагноз имеет право только специалист (психолог, врач).

Гиперактивность представляет собой расстройство, которое имеет различные аспекты: психиатрические, неврологические, двигательные, воспитательные, социальные и т.д. Поэтому гиперактивным детям тяжело адаптироваться в новой среде – школе. Начинаются неудачи, которые ведут к понижению самооценки и мотивации к школьному обучению [2, с. 67].

Как помочь таким детям? Любая помощь даже самых квалифицированных специалистов будет не эффективна без помощи родителей. Именно поэтому терапевтические и коррекционные мероприятия, разработанные врачом и психологом индивидуально для каждого ребёнка, должны проходить с привлечением учителя и родителей [3, с. 34].

Для повышения компетентности родителей в воспитании гиперактивных детей нужно их информировать, прежде всего, о причинах появления данного диагноза и способах возможной индивидуальной помощи ребёнку. Важно объяснить родителям, что поведение ребёнка – результат физиологических проблем, преодолеть которые он сам не в силах.

Необходимым условием успешной работы по преодолению проблем гиперактивности является тесный контакт и согласованность действий всех специалистов и родителей. В условиях семьи есть возможность помочь ребенку разнообразить эмоциональный опыт, научиться контролировать себя и несколько снизить двигательную активность.

В процессе индивидуальной работы с психологом дети учатся находить и развивать свои сильные качества, изучают своё поведение и учатся контролировать его. С целью коррекции поведения психологи и педагоги используют методы игровой терапии: игры на развитие, распределение, концентрацию внимания, тренировку усидчивости и снятия напряжения. Эти игры рекомендуется проводить и родителям в домашних условиях.

К действенным результатам приводят релаксационные упражнения на телесный контакт. Одно из таких упражнений: родители вместе с ребёнком ложатся на ковёр и двигаются под спокойную музыку по нему, выполняют различные движения (можно ползти, перекатываться, лежать на спине, животе, сгруппироваться).

Ещё одной важной составляющей помощи гиперактивным детям является ситуация открытого общения: родители должны взаимодействовать с детьми и давать понять, что всегда их поддержат и помогут в трудную минуту. По мнению психологов, эффективны спокойные прогулки с родителями перед сном, во время которых можно обсудить прошедший день, узнать о его проблемах и помочь успокоиться.

Помочь успокоить гиперактивного ребёнка может совместная игровая деятельность. Включаясь в процесс игры, родители начинают лучше понимать его потребности и интересы. У детей появляется доверие к родителям, желание высказаться, поделиться не только любимой игрушкой, но и историей из жизни.

Существует специальная игровая терапия, направленная на перевод агрессии в игру. Так, например, ребёнок не всегда способен принять запрет, и поэтому нужны другие способы удовлетворения его потребности. Например, если гиперактивный ребёнок хочет в порыве агрессии вылить ведро воды на пол, нужно объяснить, что так делать не надо, но можно помыть куклу в ванной с помощью этого ведра [5, с. 82].

По мнению В. Оклендера, существуют два приёма помощи гиперактивным детям: смягчение напряжения и исследование интереса ребёнка. Для работы над первым подойдут занятия, связанные с развитием мелкой моторики: лепка, рисование. Во второй метод входит следование за интересом ребёнка: например, если он вдруг заинтересовался чем-то за окном, подойти, понять, в чём его интерес и обсудить его [1, с. 126].

Бытует ошибочное мнение родителей гиперактивных детей о том, что их дети никогда не устают. Педагоги должны объяснить, что это именно усталость проявляется в виде беспокойства, которое принимают за излишнюю активность. Дети быстро устают, это ведёт к потере контроля над собой и повышения уровня активности, которая является причиной беспокойства окружающих. Для того чтобы избежать перевозбуждения, родителям рекомендуется ограничивать детей от длительного использования компьютера и переутомления, разработать для них специальный режим дня[6, с. 54].

Невозможным является точный прогноз развития таких детей, но стоит помнить, что одно из главных условий успеха – индивидуальный план лечения, в котором принимают участие педагог, психолог, родители, врач-невролог и сам ребёнок. И если работа проведена правильно, то гиперактивность проявляется в гораздо меньшей степени.

 

 Списое литературы:

  1. Альтхерр П. Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Академия, 2011.
  2. Безруких М.М., Ефимова С.П., “Знаете ли вы своего ученика”. – М.: Просвещение, 1996.
  3. Белоусова Е.Д., Никифорова М.Ю. Синдром дефицита внимания / гиперактивности. / Российский вестник перинатологии и педиатрии. – 2000. - № 3.
  4. Бим – Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. – М.: Педагогика, 2002.
  5. Кошелева А.Д., Алексеева Л.С. Диагностика и коррекция гиперактивности ребёнка. – М.: НИИ семьи, 1997.
  6. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. – М.: ТЦ Сфера, 2003.