Четверг, октября 19, 2017

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАМКАХ АПРОБАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «МУЗЫКА» МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ РФ И МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ (ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ)

Серикова Елена Владимировна, учитель музыки МБОУ гимназия № 11, г.о. Балашиха, мкр. Железнодорожный, Россия, e.serikova@mboug.ru

 

Аннотация: в данной статье представлен опыт работы по апробации образовательной программы предмета «Музыка» Министерства культуры РФ и Министерства образования и науки РФ в МБОУ гимназия г.о. Балашиха мкр. Железнодорожный.

Ключевые слова: образовательная программа предмета «Музыка»; участники образовательных отношений; модули «Коллективное инструментальное музицирование», «Коллективное хоровое пение», «Хореография».

 

«Музыка – не простое развлечение и не добавление,

«гарнир» к жизни, которым можно пользоваться

по своему усмотрению, а важная часть самой

жизни, жизни в целом и жизни каждого

отдельного человека, в том числе каждого

школьника. Музыка – это сама жизнь».

Д.Б. Кабалевский.

В августе 2013 года Министерство Культуры Российской Федерации и Министерство Образования и Науки начинают апробировать в образовательных организациях образовательную программу учебного предмета «Музыка». Данный проект направлен на обновление содержания и технологий преподавания предмета «Музыка». Цель апробации — компетентная и дифференцированная оценка и проверка разработанной программы в условиях реальной образовательной деятельности. В реализации проекта принимают участие общеобразовательные организации из 16-ти субъектов Российской Федерации.

Гимназия № 11 г. о. Балашиха мкр. Железнодорожный участвует в проекте по апробации программы «Музыка» с 1-го января 2014 года, пройдя отбор по всем предъявленным критериям.

Для того, чтобы принять участие в проекте, участники образовательных отношений гимназии № 11 прошли долгий путь подготовки. Были проведены заседания: научно-методического совета, совета гимназии, управляющего совета. Совета отцов и Совета матерей. Проведена полная ревизия материально-технического оснащения гимназии и соответствия критериям кадрового состава преподавателей. Также велась работа с родителями тех классов, на базе которых предполагалось внедрять компоненты проекта. Вся эта подготовительная работа показала, как много нужно было сделать для того, чтобы вступить в проект апробации учебного предмета «Музыка».

Одной из главных целей образования является творческое развитие личности школьника, которое происходит в процессе разных видов деятельности. Здесь на первый план выходят компоненты апробации программы предмета «Музыка» – «Коллективное инструментальное музицирование» и «Коллективное хоровое пение»

В соответствии с информационным письмом Министерства образования и науки России от 18.10.2013 г. «Об апробации программы» Гимназия 11 с января 2014 г. приступила к апробации программы учебного предмета «Музыка», включающей модули внеурочной деятельности ребенка «Коллективное инструментальное музицирование» и «Коллективное хоровое пение»

Главной целью приведенных модулей обучения является воспитание в ребенке восприимчивости прекрасного, очеловечивание его, формирование художественно-эстетических качеств личности, которые позволяли бы ему уважать и принимать культурные и духовные ценности других народов и, конечно же, знакомство учащихся с мировой музыкальной культурой через освоение различных образчиков хоровой музыки, а также накопление ими опыта музыкальной деятельности посредством игры в оркестре. 

После определенного периода занятий в итоге педагогического совета было принято решение дополнить модуль «Коллективное инструментальное музицирование» модулем «Хореография» с целью формирования музыкально-ритмического слуха.

Занятия проходят в интересных для детей формах: театрализациях, играх, творческих заданиях. Для занятий характерна смена видов деятельности.

Любая работа по достижению поставленных целей начинается всегда, в первую очередь, с людей. Не стала исключением и апробация программы предмета «Музыка» в Гимназии № 11.

Что бы запустить такое амбициозный проект, надо было с начала заручиться поддержкой родителей, ведь именно они по новому Федеральному Государственному Образовательному стандарту являются заказчиками того, как должно выглядеть образование.

Природа человека такова, что все новое вызывает в нем опасения, тревогу, что это самое новое может ему каким-то образом помешать, а в худшем случае и навредить. Так случилось и с нами. Перед тем как сделать Гимназию 11 площадкой для апробации проекта, администрация провела анкетирование среди родителей на предмет их заинтересованности в данном проекте.

Первые данные были не очень оптимистичными, в среднем, лишь 31 % родителей были заинтересованы в проведении проекта, 25 % были вообще - против. Но как легко идти против того, о чем даже не имеешь представления - ведь не у каждого родителя есть музыкальное образование, чтобы сформировать объективную точку зрения по данном вопросу! Но все же проект был запущен.

Педагогами гимназии, ведущими предмет «Музыка», была проведена огромная просветительская работа среди родителей в рамках общешкольных родительских собраний. Данную работу приходилось проводить уже тогда, когда проект апробации был уже запущен, чтобы дети, занятые в нем, нашли поддержку и одобрение дома. Ведь мотивация к созиданию закладывается не только в стенах школы! И результат не заставил себя долго ждать, уже к маю 2014 года процент заинтересованных вырос до 84 %, а количество родителей, которые были против, снизилось до нуля!

В рамках программы «Музыка» ребята знакомятся с музыкальной литературой, изучают хоровое сольфеджирование и начинают знакомиться с музыкальными инструментами – металлофоном и свирелью. Музыкальное развитие даёт возможность наиболее полно раскрыть все внутренние психологические качества обучающихся (мышление, воображение, память, волю и др.), воспитать эмоционально-чувственную сферу психики ребёнка (тонкость, чуткость, умение через музыкальное искусство познавать глубину душевных переживаний), и, что самое главное – это постоянная возможность самореализации. Благодаря занятиям с хореографом, ребята преодолевают стеснительность и ощущают себя частью пространства. Среди параллели вторых классов в Гимназии 11 выделяется 2 «Д» – класс, который исполняет русский фольклор. Родители сшили ребятам шикарные народные костюмы, приобрели инструменты – ложки!

Практика показывает, если такие занятия проводятся в системе – хореография, музицирование и хоровое пение, ребёнок способен самостоятельно двигаться под музыку, используя тело, как инструмент, музицировать на музыкальных инструментах в оркестре и исполнять сольно предложенный музыкальный материал. Так как развитию творческих способностей свойственны определенные этапы:

1) накопление впечатлений;

2) спонтанное выражение творческого начала в зрительных, сенсорно – моторных, речевых направлениях;

3) двигательные, речевые, музыкальные импровизации;

4) создание собственных композиций, являющихся отражением какого-нибудь художественного впечатления: литературного, музыкального, изобразительного;

5) музыкальное творчество – написание пьес, песен.

В прошлом учебном году в Гимназии 11 начали проводить классные тематические хоровые фестивали. Фестивали, в которых дети поют не выборочно, предложенный материал, а полностью классами. Первоначально это были обучающиеся начальной школы, на сегодняшний день введены уже в это мероприятие и обучающиеся среднего звена. Труд кропотливый, колоссальный, но, когда видишь результат, понимаешь, что есть к чему стремиться.  Фестивали проводятся раз в четверть. И, несмотря на то, что в реализации программы Музыка участвовали только первые классы, в хоровых фестивалях, иногда, и старшеклассники себя пробовали. Ко Дню Защитника Отечества, в прошедшем учебном году с третьим классом выучили красивую патриотическую современного композитора песню – восьмые её подслушали, тоже решили спеть и к 9 мая у нас родилась идея соединить этих два класса. Было очень красиво, празднично и патриотично. При этом хоровые фестивали проводятся на двух языках (русском и английском). В рамках прошедших фестивалей, мы пришли к выводу – обучающимся нравится петь и выступать для других.

Концертно-просветительский цикл в системе обучения закладывается в начале учебного года. Родители обучающихся посещают такие мероприятия вместе с педагогами и остаются очень довольны. Отчитываясь за проделанную работу в Аппарате Министерства РФ по апробации программы «Музыка», педагоги Гимназии 11 получили высокую оценку от Ольги Юрьевны Голодец.

С удовольствием поют и наши педагоги – у нас большой педагогический коллектив и создан преподавательский хор, тем самым, мы показываем пример своим подопечным. Многие из педагогов имеют музыкальное образование и владеют несколькими музыкальными инструментами.

Самое главное уроках музыки – это совместное выступление - педагогов и юных музыкантов. Новая программа наполнила уроки музыки активной деятельностью детей, связанной, в первую очередь с хоровым пением, игрой на различных музыкальных инструментах, слушанием музыки и освоением нотной грамоты.   В конце 2014-2015 учебного года среди родителей начальных классов проводилось анкетирование, которое показало, что большинство считает, что работа по данной программе способствует эффективному гармоническому развитию личности детей. «Ядро» музыкальных способностей – это представление о звуковысотных и ритмических соотношениях звуков, как основных носителей музыкального смысла. Эти представления развиваются в процессе обучения с такими психическими свойствами, как эмоциональная восприимчивость и отзывчивость на музыку, музыкальная память, внимание, воображение.

Музицирование предполагает желание детей «общаться» с музыкой, петь и играть в ансамбле, получая от этого эмоциональное удовольствие. Занятия в оркестре шумовых и ударных инструментов и развитие музыкально-ритмических способностей способствует и общему развитию, умственных способностей, психических процессов - мышления, памяти, внимания, слухового восприятия, ассоциативной фантазии, развития мелкой моторики, двигательной реакции, что очень важно для детей младшего школьного возраста.

Уроки оркестра детских шумовых и ударных инструментов во многом помогают решить эту проблему. Наличие оркестра расширяет сферу музыкальной деятельности школьника и повышает его интерес к музыке.

Это способствует совершенствованию и развитию музыкальных и творческих способностей ребёнка.

Апробация проекта «Музыка» идет также и вне стен гимназии. Администрацией был заключен договор социального партнерства с «Детской хоровой студией «Пионерия» имени Георгия Александровича Струве – народного артиста РСФСР.  Струве — лауреат многочисленных российских, всесоюзных и международных премий, в т.ч. премии комсомола Подмосковья и премии Ленинского комсомола. Награждён медалями «За доблестный труд», «Ветеран труда», памятной медалью «За укрепление мира» советского общества Дружбы, памятной медалью губернатора Московской области, а также Почётной грамотой Московской Патриархии, Почётными грамотами Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Георгий Александрович Струве был выдающимся педагогом в области музыкального образования. Центральной идеей педагогической мысли Струве было создания непрерывного перехода от поющего класса к поющей школе, от школы – к поющему городу, от города – к поющей стране. Вот и сейчас педагоги из «Детской хоровой студией «Пионерия», работающие в гимназии. несут идеи Георгия Александровича обучающимся.

Такой комплексный проект, как апробация образовательной программы учебного предмета «Музыка» требует диверсификации направлений работы. Помимо «Детской хоровой студии «Пионерия», 11-ой гимназией также заключен договор социального партнерства с директором Дома Культуры «Савино» Повстяной Ольгой Семеновной. В рамках данного сотрудничества ДК «Савино» эксклюзивно предоставил для нашей гимназии свою площадку для ознакомления с различными музыкальными произведениями, для этого был расписан график посещения ребятами ДК, практически на целый год вперед.

В курс входит серия произведений Петра Ильича Чайковского с лекториями об истории великого композитора. Так учащиеся узнали, как жил и работал великий русский композитор, каким человеком он был, как создавались те или иные произведения 

На момент производства данного фильма ребята уже успели посмотреть такие произведения, как «Лебединое Озеро» и «Спящая красавица», «Вариации рококо для виолончели с оркестром». Учащиеся с огромной радостью посетили данные мероприятия, потому что посмотреть такие замечательные произведения, не выезжая из родного города, - большая удача!

 Конечно же, работа охватывает разные возрастные группы: так для детей младшего возраста была показана интересная музыкальная сказка «Музыкальные узоры» с теоретической частью об истории развития музыкальных инструментов.

Такое сочетание музыкальной теории и практики в полной мере помогает комплексному развитию учеников, прививает им тягу к прекрасному, мотивирует к созиданию, а не разрушению.

Реализация такого крупного проекта подразумевает наличие соответствующей материально-технической базы и помещений. На данный момент в Гимназии №11 есть восемь фортепьяно для модуля «Коллективное хоровое пение», но есть определенные трудности с полноценным оркестром, который так необходим для модуля «Коллективное инструментальное музицирование». На данном направлении приходится изыскивать средства, одалживать инструменты у коллег, родителей, самих педагогов. Но этого явно недостаточно для постоянного и полноценного функционирования оркестра. Также есть потребность в профессиональном дирижере, но это уже вопрос штатного расписания.

Проект апробации учебного предмета «Музыка», конечно же, очень полезен и нужен, но с другой стороны требует внушительной ресурсной базы – наличие полного спектра музыкальных инструментов, свойственных полноценному оркестру, а также соответствующее штатное расписание, включающее в себя места квалифицированных учителей музыки, хормейстеров, дирижеров.

Дмитрий Борисович Кабалевский, прославленный дирижер говорил, что музыка должна быть для всех. И что бы это произошло, проект музыки должен включать в себя также всестороннее взаимодействие с администрацией города Железнодорожного для создания единого образовательного и социокультурного пространства, и, разумеется, для всесторонней помощи в реализации проекта апробации учебного предмета «Музыка».

Ведь если смотреть на перспективу, Гимназия 11 – это социокультурный центр, своеобразная точка притяжения для окружающего пространства. Главная цель проекта «Музыка» выйти за пределы стен школы и вовлекать с музыкальную жизнь не только учащихся, но и родителей, да и всех людей, кто проживает поблизости. В этом ключе могут быть организованы уличные мероприятия с привлечением средств массовой информации. Тут то и нужна поддержка администрации!

Ведь музыка учит только прекрасному – любить и уважать свою Родину!    

Мы представляли свой опыт практической деятельности за «Круглым столом» на международном семинаре «Музыкальное воспитание обучающихся в рамках реализации программы воспитания и социализации школьников в условиях введения ФГОС общего образования» совместно с делегацией педагогов из ФРГ и на заседании «Круглого стола» в Минобрнауки РФ «Углублённое изучение учебного предмета «Музыка» на уровне начального общего образования» в 2015 году.

 

Список литературы:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
  2. ФГОС НОО.
  3. Приказ Министра образования МО от 29.11.2013 № 4687 «Об апробации в общеобразовательных организациях в Московской области образовательной программы «Музыка» в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы по учебному предмету «Музыка».
  4. Министерство образования и науки РФ. Министерство культуры РФ. Методические рекомендации по апробации образовательной программы «Музыка» и модулей внеурочной деятельности Коллективное музицирование (хоровое пение) и «Коллективное инструментальное музицирование» в образовательных организациях. – М, 2013.
  5. Министерство культуры РФ. Министерство образования и науки РФ. Образовательная программа начального общего образования. Примерная рабочая программа учебного предмета «Музыка». М, 2013.
//