Понедельник, декабря 18, 2017

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА С ОТЦАМИ ВОСПИТАННИКОВ КАК СРЕДСТВО ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Патарая Ксения Анатольевна, воспитатель ГБОУ СОШ  № 1363 (дошкольное подразделение 2737) г. Москва, Россия, kseniya-pataraya@yandex.ru 

 

Аннотация: в статье рассматривается вопрос формирования гендерной идентичности детей дошкольного возраста; автор подчеркивает  роль отца в гендерном воспитании дошкольника, приводит практические примеры привлечения отцов воспитанников к участию в мероприятиях детского сада.

Ключевые слова: гендерная социализация, гендерная идентичность, взаимодействие с семьей, авторитет отца.

 

Не надобно другого образца,

 когда в глазах пример отца. 

(А.С. Грибоедов)

Развитие современного российского общества вызвало изменение ритма жизни, ускорило отход семьи от патриархальных ценностей. Это привело к искажению понятий мужественности и женственности у подрастающего поколения. Гендерная социализация – это процесс формирования представлений ребенка о себе как носителе социальных ролей мужчины или женщины, соотнесения этих социальных ролей с персональной половой идентичностью, осознания себя как представителя конкретного пола и присоединение к определенной группе на основании ее гендерной характеристики [1]. Гендерная социализация обеспечивает возможность моделирования межполовых отношений в структуре социального взаимодействия. Пол разделяет людей на мужчин и женщин, гендер  формирует понятия «мужественности» и «женственности», проявляемые по -  разному в разных культурах и эпохах. Раскрывая понятие «гендер», следует отметить, что «гендер» - это социальная единица, тогда как пол – биологическая. На «гендер» огромное влияние оказывает социокультурная ситуация институтов социализации. Таким образом, можно сделать вывод о том, что пол выступает биологическим фундаментом для формирования такой социокультурной единицы, как «гендер».

Рассматривая вопрос гендерной идентичности современных дошкольников, следует отметить, что в дошкольное образовательное учреждение приходят не бесполые существа, а мальчики и девочки, в мировоззрении которых уже существуют определенные стереотипы полоролевого поведения. Эти стереотипы были сформированы в семье, под влиянием родителей: пап, мам, бабушек и дедушек. Немалое влияние на гендерную идентичность оказывают братья и сестры, особенно в мусульманских семьях, где связь между детьми достаточно тесная. Гендерное воспитание – процесс, направленный на формирование качеств и свойств, определяющих необходимое обществу отношение человека к представителям противоположного пола [4, с. 9]. К сожалению, в образовательных учреждениях абсолютное большинство педагогов – женщины. Семейное воспитание детей обеих полов, согласно результатам анкетирования, представлено мамами и бабушками. Таким образом, основной негативной тенденцией семейного гендерного воспитания видится  преобладание женского влияния на воспитания мальчиков. Эта тенденция усугубляется отсутствием представителей мужского пола в числе сотрудников детских учреждений.

За рубежом, как известно, на обучение педагогов работе с родителями отводится 140 часов учебного времени, а в наших учебных программах подготовки специалистов – дошкольников – всего 10 часов [3, с.4.].

В нашем дошкольном учреждении на протяжении многих лет действует детско-родительский клуб. В рамках работы этого клуба проводится много разнообразных мероприятий, направленных на укрепление педагогического потенциала семьи как  первичного института социализации дошкольника. В разных возрастных группах используются различные методы и формы работы с семьей:

  • разнообразные формы досуговой деятельности,
  • открытые занятия, выставки детско-родительских работ,
  •  консультации для родителей,
  • мастер – классы,
  •  анкетирование и другие.

Анализ этих мероприятий показал, что наиболее активное участие в работе клуба принимают мамы и бабушки, а, следовательно, именно они повышают свою педагогическую компетентность. Представители мужского пола остаются вне решения воспитательных задач ребенка. В условиях эмансипации современного общества, многие мамы стремятся к карьерному росту,  вследствие чего отцы вынуждены проводить время с ребенком. Оставшись с малышом один на один, папа чаще всего не может правильно организовать совместную деятельность. Нередко совместное времяпрепровождение сводится к просмотру телепередач, к компьютерным играм или бесцельным прогулкам на ближайшей детской площадке. Рассказы детей младшего дошкольного возраста о папе ограничиваются к репликам: «Мне папа купил…», «Мы с папой ходили в Макдональдс…». Редко можно услышать от детей рассказ о том, что папа чему-либо научил дочку или сына, помог нарисовать, слепить, сконструировать, прочитал книгу и т.д. А ведь потенциал отцовского воспитания велик, его значение трудно переоценить. Ежедневное созерцание ребенком отцовской инфантильности приводит к  искаженной оценке роли отца в семье. А ведь сегодняшние дети – завтрашние родители.  Исследованию препятствий к раскрытию отцовского воспитательного потенциала и посвящены наши  практические исследования.

В настоящее время работа детско-родительского клуба направлена на привлечение пап наших дошколят к участию в различных мероприятиях. Процесс идет достаточно сложно, поскольку, как удалось выяснить в результате исследования, занижение роли отца в семейном воспитании продиктовано современным папам не только в родительской семье, но и подтверждено в супружеской семье. В преддверии праздника Защитников Отечества нами была организована выставка детско-родительских работ «Папа может…». Следует отметить, что такая форма сотрудничества с родителями не редкость, но, поскольку свои работы в подавляющем большинстве представляли мамы и бабушки, мы решили приобщить и пап.

На предложение передать папе просьбу сделать любую поделку с сыном или дочкой  некоторые мамы и бабушки в присутствии ребенка сообщали: «Наш папа ничего не может». У самих пап реакция была иной. К немалому изумлению домочадцев, в том числе и детей, выяснилось, что папы умеют собирать модели машин и самолетов, клеить фигурки животных из бумаги, конструировать танки, и даже, например, выстругать из дерева модель вертолета или создать композицию из пуговиц. Гордость детей за своих пап превзошла все ожидания. Таких ярких впечатлений от совместной работы с мамой дети не испытывали. Впоследствие, наблюдая сюжетно – ролевые игры детей, мы замечали отголоски подготовки этой выставки. Кроме того, мы, педагоги, используем такую форму работы с папами старших дошкольников, как приглашение пап на занятия для рассказов о службе в армии. Эти мероприятия не только вызывают у каждого ребенка гордость за своего отца, но и служат целям патриотического воспитания дошкольников. Мы пришли к выводу о необходимости приобщать пап и к досуговой деятельности. Так, во время подготовки к мероприятию «Зимушка, зима» папы получили возможность продемонстрировать свои способности в игре в хоккей. Интерактивная презентация по правилам дорожного движения вызвала живой интерес со стороны пап. Они активно и правильно отвечали на вопросы викторины, чем заслужили уважение своих детей и жен. Мы думаем, что привлечение отцов к участию в мероприятиях ДОУ повышает авторитет пап в семье, в результате чего формируется правильная гендерная идентичность дошкольников.

В результате исследования проблемы взаимодействия семейного и общественного институтов воспитания мы пришли к выводу о том, что формирование основ полноценной, гармоничной, всесторонне развитой личности требует укрепления и развития сотрудничества ДОУ и отцов воспитанников. Решение этой задачи поможет сформировать педагогическую компетентность отцов, повысить их родительский авторитет в супружеской семье и, наконец, сохранить полные семьи, так как  одна из причин разводов – занижение роли отца. Современные исследования показали, что отсутствие в семье не просто отца, а, прежде всего, мужчины является важной предпосылкой к появлению отклонений в психическом развитии и формировании гендерной идентичности ребенка [5, с. 17]. Согласно А.Адлеру, идеальный отец – это тот, кто относится к своему ребенку, как к равному, и принимает не меньшее участие, чем жена, в его воспитании [2, с. 24].

 

Список литературы:

  1. Авдулова Т.П. Гендерная социализация и структура общения в отрочестве [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2013. N 5(7).
  2. Андреева Т.В. Семейная психология: Учеб. пособие.  СПб.: Речь, 2014. — 244 с.
  3.  Богславец Л.Г., Давыдова О. И., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 144с.
  4.  Махиня Н.В. Особенности гендерного воспитания в Германии.- Вектор науки ТГУ. № 6(9). 2009.
  5. Фурутан Али Акбар. Отцы. Матери. Дети.  - М.: Прогресс, 2011.
//