Понедельник, декабря 18, 2017

ВОЗМОЖНОСТИ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Папина Е.Н., руководитель коллектива ГБУК «Дк»Заречье», магистрант 2 курса МПГУ, г. Москва, Россия, papina@list.ru

 

Аннотация: в статьеанализируется структурно-функциональная модель методической службы в дошкольной образовательной организации, в результате проведенного анализа автор выделяет сильные и слабые стороны этой модели, определяет возможности рассматриваемой модели в развитии профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных организаций.

Ключевые слова: дошкольная образовательная организация, методическая работа, методическая служба, профессиональная компетентность педагога, структурно-функциональная модель.

 

Практика педагогической деятельности в дошкольной образовательнойорганизации (далее — ДОО) показывает, что традиционная система методической работы, на наш взгляд, слишком формализована. Методическая работа, с одной стороны, была и остается важной составной частью учебно-воспитательного процесса в образовательной организации; с другой — для части ДОО организация методической работы связана с определенными трудностями: несоответствие общей концепции развития ДОО и плана методической работы на год; эпизодичность осуществления методической работы вместо целенаправленности и системности в деятельности; недостаточная мотивация воспитателей на совершенствование профессионального мастерства, препятствующая развитию профессиональной компетентности педагогов [4.С.39].

Методическая работа в современных условиях должна носить интегративный и массовый характер, а также быть организованной и подотчетной на уровне органов управления образованием. Кроме того, привычное сочетание «методическая работа» заменено «методической службой». Разница этих понятий пока не раскрыта в достаточной мере ни в периодической печати, ни в научной литературе, ни в нормативных правовых актах. Однако с учетом профессионально-педагогических ожиданий и потребностей можно сделать вывод, что методическая служба является качественно новым этапом развития. Обычно «служба» рассматривается в большей степени как совокупность звеньев управления, интегрированных в функциональную подсистему управления, поэтому организованы государственные службы, службы времени, налоговые службы, психологические службы, методические службы и др.[1.С. 88].

Деятельность методической службы не ограничивается рекомендациями общего и частного характера в области обучения и воспитания; она обязательно носит научно-методический, научно-исследовательский характер. Такой подход, способствуя развитию профессиональной компетентности педагога, помогает осознать себя как инициативного, творческого педагога-исследователя. Таким образом, из объекта методико-педагогических воздействий педагог может благодаря правильно организованной методической службе стать субъектом методической деятельности и процесса собственного профессионального развития.

Динамичность социокультурной ситуации в обществе, ряд взаимосвязанных противоречий между действующей системой управления методической службой и реальными потребностями педагогов и образовательных организаций и, наконец, демократизация как ведущий принцип развития системы управления послужили основанием для пересмотра и выдвижения новых подходов и моделей организации мето­дической службы как в рамках одной образовательнойорганизации, так и в рамках управленческой структуры — муниципальных управлений образованием.

Наиболее оптимальной моделью методической службы, на наш взгляд, является структурно-функциональная модель, предназначенная для орга­низации процесса повышения квалификации и развития профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных организаций.Методическая служба в рассматриваемой модели рассматривается как самостоятельное структурное подразделение образовательного учреждения, решающее вопросы оказания системной помощи педагогам в непрерывном развитии их профессиональной компетентности.Структура деятельности данной модели методической службы представляет собой интеграцию трех управленческих уровней, название которых обозначает их функциональное предназначение: планово-прогностический, организационно-деятельностный и информационно-аналитический[3, с.14].

Планово-прогностический уровень представлен научно-методическим советом, который координирует деятельность методической службы: утвер­ждает общую концепцию и программу развития деятельности методической службы учреждения, разрабатывает стратегию преобразований, обеспечивает деятельность всех подотчетных структурных подразделений, устанавливает внешние связи учреждения с иными образовательными учреждениями разных типов и видов, определяет и утверждает наиболее эффективные направления деятельности методической службы.

Содержание деятельности методической службы планируется с учетом специфики педагогической работы педагогов с детьми в сфере дошкольного образования. Из этого следует, что основные направления деятельности ме­тодической службы строятся на основе анализа образовательной ситуации в системе дошкольного образования и основных направлений работы ДОО.

Наиболее актуальными направлениями в содержании деятельности методической службы являются:

¾ изучение уровня профессиональной компетентности педагогов, их профессиональных потребностей и проблем;

¾ совершенствование уровня психолого-педагогических и методических знаний, умений, профессионального опыта педагогов;

¾ информирование педагогических работников о достижениях педагогической науки и практики посредством нормативно-правовых документов, программно-методического и дидактического обеспечения;

¾ создание условий для непрерывного развития и саморазвития профессиональной компетентности педагогов.

Организационно-деятельностный уровень представляет собой совокупностьразличных форм организации повышения профессиональной компетентности: предметно-методические циклы, методические секции, творческие мастерские, научно-исследовательские группы в соответствии с образовательными программами.

Содержание программ, реализуемых на данном уровне, предполагает два блока: инвариантный блок, достаточно стабильный по своему содержа­нию, включает в себя рассмотрение вопросов «цикличного» характера в процессе организации предметно-педагогических циклов и методических секций; вариативный блок реализует более гибкую программу развития профессиональной компетентности педагогов, отвечающую индивидуальным запросам и ожиданиям педагогов, что отражено в работе творческих мастер­ских и/или научно-исследовательских коллективах.Таким образом, с одной стороны, дифференцированные формы обучения, а с другой, содержание ин­вариантного и вариативного блоков программы позволяют адекватно во­площать в практику решения и рекомендации, принятые на планово-прогностическом уровне научно-методическим советом[2.С. 6].

Информационно-аналитический уровень методической службы пред­ставлен экспертной комиссией, деятельность которой обусловлена двумя об­стоятельствами: необходимостью анализировать и отслеживать результатив­ность проводимых с педагогами мероприятий, обобщать получаемые ре­зультаты, предоставлять объективную информацию для научно-методического совета и других структурных подразделений.

Основные направления деятельности экспертной комиссии заключаются в следующем:

¾   организация и проведение экспертизы уровня профессиональной компетентности педагогов на «входе» и «выходе» при организации деятель­ности любой формы повышения квалификации педагогов;

¾   учет и рекомендации по количественному и качественному составу педагогических коллективов;

¾   изучение особенностей содержания деятельности методической служ­бы;

¾   сравнение эффективности различных форм повышения квалификации организационно-деятельностного уровня методической службы;

¾   оценка качества профессионально-педагогической работы по таким показателям, как учебно-методические материалы, методы, приемы и сред­ства обучения;

¾   качественный анализ текущих, конечных и отдаленных результатов деятельности методической службы.

Результаты деятельности методической службы контролируются и ана­лизируются членами экспертной комиссией и доводятся до сведения всего коллектива методической службы на научно-методическом совете. Научно-методический совет принимает решение об эффективности деятельности ме­тодической службы и планирует свою дальнейшую деятельность с педагога­ми ДОО в соответствии с потребностями педагогов, ДОО, общества, государ­ства.

Главными ориентирами результативности деятельности структурно-функциональной модели методической службы является рост профессио­нальной компетентности каждого педагога и интеграционных возможностей отдельных групп педагогов профессиональных объединений (предметно-педагогических циклов, методических секций, творческих мастерских, науч­но-исследовательских коллективов).

Продуктивность и эффективность характеристик структурно-функциональной модели методической службы образовательного учрежде­ния определяется следующим:

¾    ставит целью создать условия для совершенствования и развития когнитивного (психолого-педагогические знания), деятельностного (методи­ческие умения) и профессионально-личностного (профессиональные ценно­стные ориентации) компонентов профессиональной компетентности педаго­гов;

¾    опирается на личностно-ориентированный и дифференцированный подходы при разработке содержания деятельности методической службы (инвариантный и вариативный блоки программы);

¾    отвечает основным принципам: научности, системности, единства теории и практики, комплексности, гибкости и мобильности, связи с жизнью и др. (что находит отражение в организации деятельности предметно-педагогических циклов, методических секций, творческих мастерских, науч­но-исследовательских коллективов);

¾    ориентирована на освоение содержания инвариантного и вариативно­го блоков программы в соответствии с уровнями профессиональной компе­тентности педагогов;

¾    реализуется в соответствующих управленческих уровнях: планово-прогностическом (научно-методический совет), организационно-деятельностном (инвариантный — предметно-педагогические циклы, методические секции; вариативный — творческие мастерские, научно- исследовательские коллективы), информационно-аналитическом (экспертная комиссия);

¾    строит свою работу с опорой на характеристику современной образо­вательной ситуации в России, передовой педагогический опыт в области образования и конкретно дошкольной его ступени, законодательство в сфере образования;

¾ - учитывает как коллективные, так и индивидуальные запросы педагогов в совершенствовании и развитии педагогической компетентности, реализующиеся через различные формы работы с педагогами и содержание деятельности методической службы.

Подводя итоги данной статьи, следует отметить, что структурно-функциональная модель методической службы может стать эффективным условием для развития профессиональной компетентности, реализации личностного творческого потенциала педагогов дошкольных образовательных учреждений.

 

Список литературы:

  1. Белая К. Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы. М.: Творческий центр, 2005. 96 с.
  2. ДуброваВ. П., Милошевич Е. П. Организация методической работы в дошкольном учреждении. М.: Новая школа, 1995. 124 с.
  3. ИльенкоЛ. П. Новая модель методической службы. Положение о научно-методическом координационном центре // Директор школы. № 3. 1996. С. 13—18.
  4. Коротаева Е. В. Два варианта: Традиционный и программно-тематический // Директор школы. 2001. № 6. С. 38—43.
//