Понедельник, декабря 18, 2017

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ.

Морозенко Ольга Николаевна, учитель физики ГБОУ Школа №1191, отличник образования, г. Москва, Россия

 

Аннотация:  автор статьи делится опытом работы учителя физики в рамках физико-математического профильного обучения, описывает разнообразные формы урочной и внеурочной работы с обучающимися, выделяет наиболее эффективные из них.

Ключевые слова:  профильное обучение, физико-математический профиль, практика решения задач, проектная и исследовательская деятельность, прорывный проект.

 

Физико-математический профиль – это осмысленный шаг во взрослую, полную открытий и исследований жизнь.  Начинается он с предпрофиля - с 9 класса. Предпрофиль помогает уточнить свой выбор, проверить свои силы, позволяет проверить готовность к профилю, оценить серьезность своих намерений, ведь главное – не результат,  с которым обучающиеся приходят, а их интерес, отношение к учебе, их желание преодолеть трудности.  Если все в порядке, то впереди ждет профиль – 10 и 11 классы. Основная цель физико-математического профиля – это заранее помочь школьникам определиться с выбором будущей профессии, дать глубокие и прочные знания по физике, математике, информатике, выработать навыки самостоятельной познавательной деятельности, подготовить  к решению задач различного уровня сложности. Кроме того, необходимо  сориентировать учащихся в широком круге проблем, связанных с будущей сферой их деятельности, а также развивать навыки научно-исследовательской деятельности, вырабатывать мышление, позволяющее не пассивно потреблять информацию,  а критически и творчески перерабатывать ее; иметь свое мнение и отстаивать его в любой ситуации. По итогам обучения обучающиеся становятся конкурентоспособными абитуриентами при поступлении в вузы.

 В своей работе мы используем как урочную форму работы, так и внеурочную. Урочная деятельность предполагает  использование метапредметных и межпредметных связей, корректировку учебной программы. Существует внушительное количество различных видов задач – это качественные, количественные, графические, тестовые, исследовательские, конструкторские, практические и другие.  Наша задача – научить обучающихся не бояться решать задачи любой сложности, для этого мы отрабатываем разработанные алгоритмы решения этапов задач:

  • Внимательно прочитать задачу.
  • Определить, к какому разделу физики она относится.
  • Вспомнить основные понятия и законы  по данной теме.
  • Сделать чертеж (схему, рисунок).
  • Записать основные формулы и законы.
  • Сделать математические преобразования и расчеты.
  • Проанализировать реальность полученного результата.

Опираясь на существующие критерии оценивания задач, мы отрабатываем навыки решения задач повышенной сложности. Правильный анализ условия и хотя бы частичное решение это уже продвижение вперед.

Во внеурочной деятельности уделяется большое внимание проектной и исследовательской деятельности. Мы работаем над различными проектами: социальными, предметными, творческими, исследовательскими, ролевыми, прорывными.

Работа над проектами выстраивается по схеме « 5П»:

  • постановка проблемы,
  • планирование своей деятельности,
  • поиск информации,
  • получение продукта,
  • подготовка презентации.

Сейчас стало актуально говорить о шестом «П»  - это пополнение портфолио. Проектная деятельность позволяет развить деловые, творческие, коммуникативные качества, необходимые для самореализации и успешной карьеры во взрослой жизни.

Работа над прорывными проектами осуществлялась в течение нескольких лет  под руководством НИИИСРО. Мы работали по направлениям  «Авиация» и «Космос».  Группой, работающей  по направлению «Авиация» было создано детско-взрослое конструкторское бюро. Проблема, которая стояла перед обучающимися, заключалась в изучении особенностей инфраструктуры Дальнего Востока, его удаленности, природных условий, работы вахтовым методом и, как следствие этого, необходимость  конструирования регионального самолета.  Свои расчеты, наработки и модели участники проекта представляли на выставках ЭКСПО, окружном  конкурсе «Лидер», на конференциях и круглых столах, проводившихся в рамках проектной деятельности «Школы генеральных конструкторов» (ШГК).

Работа по направлению «Космос»  проводилась в сотрудничестве с  районной Управой Митино, ОМЦ, школами района Митино, ЦУКП им. Ю.А. Гагарина, МАМИ РГТУ им. К.Э. Циолковского, НИИИСРО. Цель и практическая значимость работы заключается в развитии интереса учащихся к проблемам астероидной опасности, формировании общих представлений об астероидах и изучении методов обнаружения и отслеживания астероидов.

Задачи проекта:

  • Подробное изучение методов обнаружения и отслеживание астероидов.
  • Подготовка и проведение презентаций, внеклассных мероприятий в школах для развития интереса к проблеме астероидной опасности.

Методы исследования:

- Информационный – работа с источниками и выделение основной информации, ее анализ и обобщение фактов.

- Исследовательский – разработка экспериментов, создание самодельных приборов, постановка этих экспериментов и их съемка.

- Творческий – раннее предотвращение астероидной опасности требует изучения  проблем, связанных с освоением Луны и построением лунной базы как места размещения аппаратов,  связанных с обезвреживанием астероидов на раннем этапе.

Был проведен  в школе опрос учащихся, который показал, что:

- 60% учащихся проявили интерес к проблемам астероидной опасности.

- 25% проявили желание участвовать в проекте.

- 15% отнеслись без интереса.

Актуальность  работы заключалась в ознакомлении с реально существующей астероидной опасностью.  Своевременное проявление интереса к проблеме, изучение её создает условия необходимости для поиска путем преодоления опасности.

На базе лабораторий МАТИ проводилась экспериментальная работа в области естественных наук, учащиеся 10 классов, используя знания по биологии, химии, физике, информатике, занимались разработкой системы внедрения датчиков тепла, света, звука, давления в космические исследования, направленные на изучение микроклимата в условиях ограниченных ресурсов на космических аппаратах. Работа учащихся «Электронасосная гидропонная установка с водно-клапанной системой», сокращенно ЭНГУВКС была представлена на конкурсе  «Наш дом – Космос» в МАТИ и заняла первое место.

В нашей школе работает “Малый Политехнический музей». В работу вовлечены учащиеся 7-11 классов. Экспонаты музея часто используются в ходе урока и являются хорошим наглядным материалом. На базе школьного политехнического музея проводится разнообразная исследовательская работа. На сегодняшний день актуальным является разработка и проведение уроков в малом политехническом музее. Для учащихся 7-11 классов разработаны уроки по различным темам, например: 7 класс - « Физика и техника», «Драгоценные хранители времени», « Путешествие по температурной шкале».

8 - 10 классы – «Нагревательные приборы, расчет количества теплоты», «Остановись, мгновенье, ты прекрасно. Оптические приборы», «Развитие средств связи. Телефоны».

11 класс – «История изобретения радио»,  «Телевидение. Развитие средств связи».

//