Четверг, октября 19, 2017

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

 

Кобзева Марина Владимировна, учитель английского языка высшей категории ГБОУ Школа №1191, г. Москва, Россия

 

Аннотация: в статье говорится о необходимости использования активных методов обучения (АМО) на уроках иностранного языка, приводятся примеры отдельных этапов уроков, подчеркивается доступность и эффективность АМО.

Ключевые слова: универсальные учебные действия, активные методы обучения, учебная мотивация, нестандартный урок.

 

Важнейшей задачей стандартов нового поколения является создание инновационной образовательной среды, способствующей формированию совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», научить быть готовым к условиям быстро меняющегося мира. Необходимость развития умения учиться в корне меняет характер взаимоотношений между преподавателем и учащимся, позволяет по-новому взглянуть на оптимизацию учебного процесса, переосмыслить существующие методы преподавания. По сути  происходит переход от обучения как преподнесения системы знаний – к работе (активной деятельности) над заданиями (проблемами) с целью выработки определенных решений; от освоения отдельных учебных предметов – к полидисциплинарному (межпредметному) изучению сложных ситуаций реальной жизни; к сотрудничеству учителя и учащихся в ходе овладения знаниями, к активному участию учащихся в выборе содержания и методов обучения. Сегодня наиболее перспективным путем признано формирование у обучающихся общеучебных умений,  призванных помочь решить задачи быстрого и качественного обучения [5].

Важность использования активных методов обучения (далее - АМО) связывается со становлением информационного общества. Процесс возрастания объема информации и объема знаний в информационном обществе стремителен и бесконечен. Чтобы обеспечить конкурентоспособность специалистов, экономики, страны на мировом рынке, необходимо непрерывно осваивать постоянно появляющиеся новые знания и умения. Однако, невозможно бесконечно увеличивать сроки обучения. Средства преодоления данного противоречия необходимо искать на пути интенсификации получения образования, именно поэтому АМО сегодня становятся важной составляющей образовательного процесса.

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. АМО предполагают высокий уровень активности учащихся. Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет, поэтому учителям необходимо постоянно учиться строить свои уроки так, чтобы «зажечь» своих учеников.

Постоянная практика проведения нестандартных уроков английского языка в средней школе заставляет говорить и о жанровом разнообразии, и о структурных компонентах, и об актуальности проведения таких уроков в целом.

Нестандартный урок как технология АМО включает самые разнообразные эмоционально яркие, нетрадиционные методы и приёмы обучения, которые не просто повышают учебную мотивацию детей, но и служат развитию тех или иных способностей. Например, развитию умения декламировать стихотворения; развивая произносительные навыки, инсценировать ту или иную ситуацию, как литературную, так и жизненную, петь на иностранном языке, умение реагировать и давать свою оценку в разговоре, сообщать информацию о событиях и фактах, соблюдать речевой этикет, широко знакомиться с традициями, обычаями и культурным наследием англо-говорящих стран. Вся деятельность учащихся на уроке подчинена главной коммуникативной цели преподавания английского языка.

Данные уроки проводятся в рамках тем школьной программы, но включают самый разнообразный дополнительный материал, тем самым расширяя лексическую и речевую базу учащихся, выводя их способности на более высокий уровень владения иностранным языком. Для проведения таких уроков следует помнить не только о разнообразии типов уроков, но и об удачных комбинациях их элементов, «возрастных особенностях учащихся, где принципы посильности и личностной ориентации играют главную роль» [7, с.69-70].

Нестандартный урок – это праздник дляобучающихся. Как к любому празднику, к нему готовятся, его ждут.  Для того, чтобы любой ребёнок получил от такого урока удовлетворение, научился тому или другому, запомнил его как один из ярких моментов жизни, ни в коем случае нельзя относиться к уроку формально, часто проводить одно и то же, заштамповавшая новизну или, пробуя один раз, забыть.

Проведение от одного до нескольких уроков в год в той или иной языковой группе учащихся при соблюдении жанрового разнообразия, чёткой структурной продуманности, вдохновение детей на ту или иную идею, совместную подготовку чудесного праздника – всё это станет несомненным залогом нашего успеха в методике и практике проведения нестандартных уроков [1, с. 3].

В последнее время обнаружилась тенденция снижения интереса учащихся к занятиям иностранным языком. Произошло в какой-то степени отчуждение их от познавательного труда. Использование традиционных форм обучения привело к тому, что детям стало скучно учиться, у них нет возможности в процессе обучения реализовать свои потребности в самовыражении, самопознании и самоутверждении. Комбинированный урок направлен в основном на пассивное усвоение предлагаемого учителем материала, заучивание правил  без учёта способностей, склонностей, интересов учащихся.

Формирование активной личности невозможно без активности во владении знаниями. Многое здесь зависит от мастерства учителя, от его умения организовывать учебный процесс, от его творчества и постоянного поиска новых форм и приёмов обучения. Педагогическое творчество учителя, освобождаясь от шаблона, создаёт интересные примеры нестандартных форм обучения, что позволяет учителю вернуть утраченный интерес к изучению иностранного языка. Ни программа, ни учебник, ни методическое пособие не могут предоставить педагогу готовую схему урока. Он должен сам сконструировать его, учитывая условия обучения и состав учащихся. Ученик должен быть активным участником образовательного процесса. Учителю нужно в какой-то степени отойти от стандартного урока, внести что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать. В свою очередь меняется и роль учителя: он становится модератором, консультантом, старшим партнёром, наставником.

Нетрадиционный урок – это импровизирование учебного занятия, имеющее нетрадиционную структуру. Такой урок включает в себя приёмы и методы различных форм обучения. Он основан на совместной деятельности учителя и учащихся, совместном поиске, апробировании новых форм работы, что в конечном итоге влияет на активизацию познавательной активности учащихся на уроках и повышении эффективности преподавания. Среди большого числа нетрадиционных уроков можно назвать следующие: уроки – деловые или ролевые игры, уроки – пресс-конференции, уроки – соревнования, уроки – игры, уроки – праздники, уроки – суды, уроки типа КВН и т.д.

Цель нетрадиционных уроков: отработка новых активных методов, форм, приёмов и средств обучения, что ведёт к реализации основного закона педагогики – закона об активности обучения.

Что даёт применение таких уроков в учебном и воспитательном процессе? Как показывает практика, нетрадиционные формы обучения предполагают:

  • использование коллективных форм работы;
  • привитие интереса к предмету;
  • развитие умений и навыков самостоятельной работы;
  • активизацию деятельности учащихся;
  • самостоятельную работу учащихся;
  • более полное осуществление практической, воспитательной, образовательной и развивающей целей обучения;
  • становление новых отношений между учителем и учениками.

В качестве примера приведем урок-экскурсию “Faces of London” (6 кл.), урок-конференцию “Moscow – the capital of Russia” (10 кл.), урок-конкурс “Poetry of Robert Burns” (7 кл.), урок-игра «Что? Где? Когда?» по теме «Англия» (8 кл.).

Урок-игра «Что? Где? Когда?». Тема «Англия».

Оборудование: волчок, конверты с вопросами, виды городов, географические карты.

Речевая задача: тренировать учащихся в умении рассказывать о том или ином городе, описывать достопримечательности.

Ход урока:  Класс делится на две команды, которые по очереди садятся за стол. Игра проводится по аналогии с телевизионной передачей. Каждая команда получает конверт с вопросом, даётся минута на подготовку, затем представитель команды отвечает на вопрос. Игроки команды имеют право дополнить ответ. Если это сделает игрок другой команды, она получает бонусы. Жюри оценивает ответ по пятибалльной системе.  Практически все ученики были вовлечены в игру. Хочется отметить, что им было интересно, так как были приглашены болельщики, царила атмосфера праздника. Даже самые несмелые ученики говорили.

Необязательно весь урок должен стать нетрадиционным, возможно вкрапление в него отдельных элементов АМО, которые направлены на активизацию обучения, на развитие высокой мотивированности, интерес и желание заниматься. Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.

В заключении считаем необходимым подчеркнуть эффективность использования нетрадиционных уроков или их элементов в процессе преподавания иностранного языка.  АМО доступны каждому учителю, стоит только немного отойти от стандарта и задуматься о том, что заинтересовало бы детей на уроке, заставило их задуматься о том, что иностранный язык нужен им, если не в будущей профессии, то просто для того, чтобы чувствовать себя образованным человеком, который может запросто пообщаться с иностранцем, прочесть объявление на иностранном языке, понять иноязычную речь. А проведение  таких уроков как раз и служит повышению учебной мотивации, интереса к предмету, желания изучать язык и общаться на нём.

Овладение технологией АМО и использование ее в образовательном процессе способствует  развитию у обучающихся качеств, отвечающим процессам, происходящим сегодня в жизни, и требованиям, прописанным в государственных стандартах нового поколения. Мир активных методов обучения яркий, удивительный, многогранный. В нем комфортно чувствуют себя и учителя, и ученики. Откройте для себя его тайны и возможности, научитесь управлять его мощным потенциалом, сделайте свою работу намного интереснее и эффективнее, а своих учеников благодарными, успешными и счастливыми [4].

 

Список литературы:

  1. Базаркина  Е.Л. «Нестандартные уроки». –  Волгоград, 2007.
  2. Бим И.Л. «Обучение иностранному языку» М., 2002.
  3. Вербицкий А.А. «Игровые формы контекстного обучения» М., 2003.
  4. Материалы сайта «Инновационные технологии обучения» http://festival.1september.ru (дата обращения 07.03.2016).
  5. Проект программы формирования УУД. http://moi-universitet.ru/list/e-courses/list_amo (дата обращения 13.03.2016), http://infourok.ru/prezentaciya-aktivnie-metodi-obucheniya-536281.html(дата обращения 15.03.2016).
  6. Рогова Г.В. «Методика обучения иностранным языкам в средней школе». – М., Просвещение, 1991.
  7. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. «Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе» М., 1988.