Понедельник, декабря 18, 2017

ДЕЗАДАПТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ И РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ

Давыдова Мария Дмитриевна магистрант 2 курса обучения по направлению «Одарённый ребёнок» МПГУ, г. Москва, Россия, davidova3112@yandex.ru

 

Аннотация: автор рассматривает проблему дезадаптации подростков и её отрицательного влияния на развитие способностей, освещает результаты собственного исследования типов семей подростков по видам сложившихся взаимоотношений.

Ключевые слова: способности, одарённость, адаптация, дезадаптация, типы  взаимодействия в семье.

 

Основным предметом нашего   исследования являются способности. По мнению авторов Б.Г.Ананьева, Б.М.Теплова и других, способности – это  психические свойства личности, обуславливающие успешное овладение и успешное выполнение одного или нескольких видов деятельности [1, с. 15].

В отечественной психологии способности принято считать прижизненно складывающимися психическими свойствами индивида.

Формирование способностей происходит на основе врожденных задатков. Однако вопрос о природе задатков и их роли в формировании способностей является дискуссионным: задатки специфичны по отношению к способностям, хотя и многозначны, т. е. одни и те же способности могут формироваться на основе разного сочетания задатков [там же, с.16].

Исследователи А.В.Петровский и М.Г.Ярошевский определяли понятие «способности» как индивидуально выраженные возможности  успешного осуществления той или иной деятельности [3, с.35]. Способности подразумевают в человеке наличие как отдельных знаний, умений и навыков, так и готовности к обучению новым способам и приемам деятельности. Для классификации способностей используются определенные критерии. Так, например, могут быть выделены сенсорные перцептивные, мнемические, имажинативные, мыслительные, коммуникативные способности. Используя в качестве критерия предметную область, способности можно разделить на научные (математические, лингвистические, гуманитарные), творческие (музыкальные, литературные, художественные) и инженерные.

В настоящей статье мы считаем необходимым обратить внимание на так называемые препятствия к способностям. Поэтому мы вводим понятия «Адаптация» и «Дезадаптация».  Упомянутые выше авторы А.В.Петровский и М.Г. Ярошевский  трактуют понятие адаптации (от лат. аdapto –  приспособляю), как приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды [3, с.15].

Дезадаптация (в психологии) – нарушение приспособительного поведения индивида в силу действия тех или иных внешних или внутренних причин, например, непосильных или несправедливых  требований, чрезмерных  нагрузок. Адаптация способствует, а дезадаптация препятствует развитию способностей. Основу дезадаптации, как правило, составляет конфликт, а под его влиянием – неадекватное реагирование на условия или требования среды в форме отклонений  в поведении. Термин "дезадаптация", обозначающий нарушение процессов взаимодействия человека с окружающей средой, направленных на поддержание равновесия внутри организма и между организмом и средой, появился сравнительно недавно в отечественной литературе [4].

По мере нарастания состояния дезадаптации для подростков, например, характерно появление или усиление имеющихся трудностей в обучении, общении со сверстниками, снижение уровня  мотивации к учебной деятельности, односторонняя увлечённость каким-то одним видом деятельности. Также для данного возрастного периода характерна эмоциональная неустойчивость, негативный фон настроения, тревожность, раздражительность, мнительность, неадекватные эмоциональные реакции, конфликтность.  Подростковое чувство взрослости – это, главным образом, новый уровень притязаний, предвосхищающий положение, которого подросток фактически ещё не достиг. У подростка растет потребность в общении и одновременно повышается его избирательность, проявляется потребность в уединении. Подросток часто не умеет сдерживать свои эмоции, становится резким, грубым, вспыльчивым, обидчивым. Чаще всего такое дезадаптивное поведение формируется постепенно, как реакция на провоцирующие факторы. Справиться с таким состоянием ребёнок своими силами не способен. Может возникнуть внутренний (недовольство собой, своим положением), и внешний (между ребёнком и его родителями) конфликты, которые приводят к устойчивому психологическому дискомфорту и, как результат такого состояния, к  дезадаптивному поведению. Такое поведение мешает родителям строить общение со своим ребенком, а самому подростку – заниматься развитием своих способностей.

Причин дезадаптации может быть несколько. Это – возрастные кризисы, конфликты со сверстниками и родителями, половое созревание и связанное с этим экстремальное поведение, часто опасное для жизни, проблемы в общении.

Профессор МПГУ В.Г.Степанов считает, что индивидуальный подход в общении взрослых с подростком обеспечивает благоприятные возможности для формирования всех его способностей, делает эффективным педагогическое воздействие на него [4, с. 281]. Рекомендуется делать упор на наличие творческого воображения у детей, У подростков развитие творческого воображения связано со стремлением к взрослости. Необходимо поддерживать любые созидающие идеи подростков, и, если нужно, помогать их воплощению.

Ранее нами было проведено исследование типов отношений в семьях подростков. В результате исследования были выявлены следующие несколько типов семейного взаимодействия.

Первый тип семейного взаимодействия – «деструктивный». Родительские отношения отличаются некорректностью, часто нетерпимостью. У детей в семье формируются негативные отношения друг к другу. Вспышки гнева часто сменяются бурным раскаянием. Воспитательная функция отличается непоследовательностью. Функция нормативного контроля осуществляется со склонностью впадать в крайности. Данный тип отношений наблюдается в семьях, где высок уровень конфликтности.

Второй тип семейного взаимодействия – «конструктивный». Родительские отношения отличаются корректностью, терпимостью. Характерна сдержанность в проявлении эмоций, особенно негативных. Воспитательная функция отличается последовательностью. Существует позитивный контроль. В доме наблюдается доброжелательная атмосфера. Наиболее эффективная система воспитания.

Третий тип семейного взаимодействия – «смешанный». Семейное взаимодействие включает черты как «деструктивного», так и «конструктивного» типов. Родители являются носителями противоположных позиций. Лояльность одного супруга вступает в противоречие с педантизмом,  холодностью или агрессивностью другого. Рассогласованность внутри семьи  распространяется на семейное взаимодействие в целом, включая воспитательную функцию и нормативный контроль.

Итак, выявлены три типа взаимодействия в семье: «деструктивный», «конструктивный», «смешанный» [2, с.37].

По результатам первого исследования, была осуществлена разьяснительная и информационная работа с родителями. Нами были проведены семейные тренинги по оптимизации процесса общения с детьми, повышению самооценки родителей и детей.

Через определенное время тестирование было проведено повторно. Уменьшилось количество «деструктивных» семей на 10%. Увеличилось количество «Конструктивных» семей на 10%. Полученный результат, дает основание полагать, что проведенная работа была эффективной.

Итак, в период дезадаптации важным является учет индивидуальных особенностей подростка, поддержание конструктивного общения с ним, помощь в преодолении возрастного кризиса (возможно, путем привлечения подростка к интересным для него видам досуговой деятельности с целью развития способностей).

 

Список   литературы:

  1. Ананьев Б.Г., Теплов Б.М. Психологический словарь - М.: Просвещение, 1982.
  2. Давыдова М.Д. Проблема дезадаптации подростков в психолого- педагогической литературе - М.: Истоки, МГГУ им. М.А.Шолохова, 2013.
  3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Краткий психологический словарь- М.: Прогресс, 1998.
  4. Степанов В.Г. Мозг и эффективное развитие детей и взрослых –М.:Академический проект, 2013.  
//