Четверг, октября 19, 2017

ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Галишникова Людмила Юрьевна, магистрант 1 курса МГПУ, учитель начальных классов, г. Москва, Россия, lyudmilagalish@mail.ru

 

Аннотация: в статье интерактивное обучение рассматривается как информационный обмен между участниками образовательного процесса; автор доказывает, что интерактивное обучение – один из методов развития познавательного интереса учащихся начальной школы, выделяет несколько способов интерактивного обучения, а также отмечает необходимость обеспечения преемственности между дошкольным и начальным образованием путем использования интерактивных методов педагогической работы.

Ключевые слова: интерактивное обучение, преемственность, ведущая деятельность, информационный обмен, сотрудничество, групповая работа.

 

«Скажи мне – и я забуду,

Покажи мне – и я запомню,

Вовлеки меня – я пойму».

 

Данная китайская мудрость очень точно отражает идею системно-деятельностного подхода в образовании в рамках Стандарта 2-го поколения ФГОС.  Ведь именно через вовлечение в деятельность учащихся мы повышаем эффективность обучения и решаем главные задачи образования.

 Школьное и дошкольное образование стоят плечом к плечу в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, сформированных в дошкольном детстве.

До того как ребенок приходит в школу, ведущей деятельностью является игровая, где дошкольники общаются со сверстниками – своими партнерами по игре. Такое общение создает условия для формирования навыков взаимодействия, развития творческого начала в ребенке, для его самовыявления. 

Далее в жизни ребенка происходят очень важные перемены: он становится школьником и с радостью идет в школу. Что же происходит в школе? 

  1. Меняется основной вид деятельности с игровой на учебную.
  2. Меняется форма занятия. Дети рассаживаются за удобные современные парты, появляются новые правила поведения, например, запрет на разговоры во время урока.

Что же получается? Что в самом главном школьном деле – обучении, дети лишены общества сверстников [4].

Да, в первом классе дети чаще всего учатся рядом, но не вместе, не сотрудничая друг с другом. А ведь ситуация сотрудничества – это необходимое условие для пробуждения творчества, познания и  инициативности ребенка в обучении.  И для того чтобы ребенок достиг учебной, рефлексивной самостоятельности, взрослый должен суметь поменять свою позицию и из посредника между взаимодействием детей стать двигателем, направляющем  и организующем действия самих детей.

Таким образом, нужно так построить обучение, чтобы оно стало интересным, значимым и для педагога,  и для учащихся. Необходимо создать такие условия на уроке, которые способствуют развитию интереса к обучению, формированию мотивации и активизации познавательной деятельности у учащихся.

Готовность ребенка к педагогическому воздействию и его активность будут способствовать повышению эффективности обучения, потому что именно активность ребенка является залогом формирования разных видов его деятельности: познавательной, предметной, игровой, трудовой, художественной, учебной.

Для того чтобы ребенок овладел всеми компонентами учебной деятельности, ему необходима помощь педагога. А успешное решение этих задач невозможно без поиска способов развития познавательного интереса. Одним из таких способов является использование интерактивного обучения на уроке [1].

В дошкольном образовании все режимные моменты являются интерактивными: наблюдения за объектом,  сравнение и анализ, объяснение получаемых результатов, высказывание предположений,  лепка, рисование, игровая деятельность и др. Именно такая форма взаимодействия с дошкольниками способствуют формированию у них познавательных интересов, что,  в свою очередь, помогает в дальнейшем успешно реализовать многие задачи в начальной школе.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что многие ученые изучали различные подходы и педагогические технологии в образовании, которые способствовали эффективному обучению школьников.

Так особенности личностно-ориентированного подхода к обучению изучали Н.А.Алексеева, Е.В.Бондаревская, И.С.Якиманский и др.; особенности проблемного обучения – М.И. Махмутов и др.; теорию развивающего обучения – В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин; Ю.А.Бабанский разрабатывал концепцию оптимизации учебного процесса.

Данные исследования послужили опорой для изучения понятия «интерактивное обучение», которое впервые стали рассматривать американские ученые Ч. Кули и его последователь Дж.Мид.

Интерактивное обучение основано на активном взаимодействии всех его участников между собой. По существу оно представляет один из вариантов коммуникативных технологий.

В.В. Гузеев определяет три режима информационного обмена между участниками образовательного процесса.

  1. Экстраактивный режим: информационные потоки направлены от субъекта (обучающей системы) к объекту обучения (ученику), но циркулируют в основном вокруг него, не проникая внутрь объекта. Ученик выступает в роли пассивного обучаемого. Этот режим характерен для лекции, традиционной технологии. Такой режим чаще всего является пассивным, не вызывает субъектной активности ребенка, так как научение представлено в основном активностью (экстраактивностью) обучающей среды. Так называемый пассивный метод обучения, где учитель передает знания детям.
  2. Интраактивный режим: информационные потоки идут на ученика или группу, вызывают их активную умственную деятельность, замкнутую внутри них. Ученики выступают здесь как субъекты учения для себя, учащие себя. Этот режим характерен для технологий самостоятельной деятельности, самообучения, самовоспитания, саморазвития, то есть активный метод обучения – учитель взаимодействует с учащимися.
  3. Интерактивный режим:  в этом случае информационные потоки проникают в сознание, вызывают его активную деятельность и порождают обратный информационный поток, от ученика к учителю. Информационные потоки, таким образом, или чередуются по направлению, или имеют двусторонний (встречный) характер: один поток исходит от учителя, другой – от ученика. Этот режим и характерен для интерактивных технологий. Это интерактивный метод обучения – учитель взаимодействует с учащимися, и учащиеся взаимодействуют между собой.

По определению Г.К.Селевко,  интерактивными технологиями являются такие, в которых ученик выступает в постоянно флуктуирующих субъектно-объектных отношениях относительно обучающей системы, периодически становясь ее автономным активным элементом [4].

Интерактивный метод обучения решает одновременно три основные задачи:

  1. Познавательную, которая обеспечивается за счет деятельностного подхода к обучению.
  2. Коммуникативно-развивающую. Это умение общаться.
  3. Социально-ориентационную.  Это умение жить в коллективе [3].

В современной педагогике выделяют следующие способы интерактивного обучения:

1. Творческие задания.

2. Работа в малых группах.

3. Обучающие игры.

  • ролевые;
  • деловые;
  • образовательные.

4.  Экскурсии.

5. Социальные проекты.

  • соревнования;
  • выставки, спектакли, представления и т.д.

6. Разминки (различного рода).

7. Работа с наглядным пособием.

8.  Проектный метод.

Анализируя собственный опыт работы в начальной школе, можно отметить, что применение интерактивных технологий активно используется в работе с первоклассниками.

Так экскурсии по школе и ее территории начались уже с первых дней обучения первоклассника. В основной массе ученики смогли провести наблюдение, сопоставление, сравнение и сделать выводы, дети учились рассуждать, рассказывать и описывать, что является одной из задач развития логических и коммуникативых умений. Но не все первоклассники показали данные умения, поэтому в дошкольном образовании необходимо уделять особое внимание прогулкам, где происходит усвоение вышеописанных умений.

Раннее внедрение парной и групповой работы на различных уроках создает более легкий переход от дошкольного образования к школьному, что способствует эффективному вхождению первоклассников в учебный процесс.

Так на уроке математики при изучении темы «Сантиметр» использовалась парная работа по измерению и сравнению длин 2-х карандашей при помощи наложения их друг на друга детьми, сидящими за одной партой. На уроке обучения грамоте парная работа используется при составлении звуковых схем слов; при самостоятельно парном чтении текста путем самоопределения объема чтения в зависимости от осознанности собственного умения читать. Абсолютно на любом уроке при взаимопроверке использовалась такая ролевая обучающая игра, как «Ученик – учитель», когда каждый ученик становится учителем, а тетрадь соседа является тетрадью ученика. И многое другое.

При выполнении этих и им подобных заданий мы увидели, что не все смогли справиться с процессом совместной деятельности. Выяснилось, что одни пары смогли договориться о порядке работы и выполнить ее полностью, другие не смогли продемонстрировать такой уровень сотрудничества и подменили парную работу индивидуальной.

Также с первых недель мы начинаем вводить элементы групповой работы. Это способствует активизации познавательной деятельности и формированию у учащихся таких качеств, как взаимоконтроль и взаимопомощь.

Пропедевтикой преодоления таких трудностей может способствовать правильно организованная игровая деятельность в дошкольных учреждениях. Игры по правилам, ролевые игры, самостоятельные и обучающие игры влияют и на становление личности ребенка,  учат детей решать проблемы, находить выход, устанавливать контакт со сверстниками.

Таким образом, интерактивное обучение способствует решению проблемы активизации познавательного интереса. Ведь какими бы высокими не были замыслы учителя, все они превращаются в прах, если у ребенка нет желания учиться.

Подводя итог, необходимо отметить, что непременным условием активизации познавательной деятельности является системность интерактивного обучения через деятельность обучающихся. Хороших результатов не будет, если проводить интерактив от случая к случаю. И все  же, интерактивное обучение – несомненно, интересное, творческое направление нашей педагогики. Интерактивные формы и приемы можно применять на всех этапах урока. Многие из них универсальны, хорошо подходят для многих предметов начальной школы и дошкольного образования [3].

 

Список литературы:

  1. Лобанова Е. А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. — Балашов: Изд-во «Николаев», 2005. — 76 с.
  2. Оспанова Г.Е. Внедрение новых модулей обучения в практику преподавания и обучения. http://multiurok.ru/uroki-ru/blog/vniedrieniie-novykh-moduliei-obuchieniia-v-praktiku-priepodavaniia-i-obuchieniia.html (дата обращения 18.10.2015).
  3. Роль интерактивных форм обучения в повышении познавательной активности учащихся http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,1733/Itemid,118/ (дата обращения 18.10.2015).
  4. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т.Т. 1. М.: НИИ школьных технологий, 2006. 816 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).
//